Скрыть
Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Или возгласит труба во граде, и не убоятся людие? Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? Пусть знают, что не было такого бедствия в городе, которого бы задолго прежде не предрекли Пророки; и пусть не говорят нечестивые: кто из Пророков предвозвестил зло; которое постигло такое-то место? Злом же называет здесь брани, плен, различные язвы и бедствия.

Василий Великий, свт. (†379)

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это

Говорят: «Если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая»? И еще говорится: «снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля» (Мих. 1:12). И: несть «зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3:6). И в великой песни Моисеевой сказано: «видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю» (Втор. 32:39)».

Но для разумеющего смысл Писания ни одно из сих мест не заключает в себе обвинения Богу, что Он виновник и творец зла. Ибо Сказавший: «Аз устроивый свет и творяй тму», объявляет чрез сие, что он Создатель твари, а не творец зла. Творцом же и Художником того, что в твари кажется противоположным, наименовал Он Себя, чтобы ты не подумал, будто бы иной есть виновник света, и иной – виновник тьмы, и чтобы ты не стал искать иного создателя огня, иного – воды, иного – воздуха, иного – земли; потому что стихии сии, по противным своим качествам представляются несколько одна другой противоборствующими; как и действительно случилось с некоторыми, – от чего совратились они в многобожие.

«Творит же мир, зиждет злая». Особенно творит мир в тебе, когда добрым учением умиротворяет ум твой и умиряет страсти, восстающие на душу. «Зиждет злая», то есть преобразует зло и ведет к лучшему, чтобы оно, перестав быть злом, приняло в себя свойство добра. «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50:12). Не вновь сотвори, но обнови обветшавшее от греха. И: «да оба созиждет… во единаго новаго человека» (Еф. 2:15). «Да… созиждет» не в том смысле, чтобы произвести из небытия, но в том, чтобы преобразовать уже существующих. И: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5:17). И еще Моисей говорит: «не сам ли сей отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя?» (Втор. 32:6). Здесь слово «создание», поставленное после слова «сотворение», ясным образом дает нам разуметь о себе, что оно весьма часто употребляется в значении улучшения. Посему «Творяй мир» творит мир чрез созидание зла, то есть чрез образование и приведение зла в лучшее.

Сверх того, если под словом «мир» будешь разуметь освобождение от войн, а злом назовешь трудности, сопровождающие воюющих – дальние походы, труды, бдения, беспокойства, пролитие пота, раны, убийства, взятие городов, порабощения, отведение в плен, жалкий вид пленных и вообще все скорбные последствия войн, то утверждаю, что сие бывает по праведному суду Божию; Бог в войнах насылает казни на достойных наказания. Или тебе хотелось бы, чтобы Содом не был сожжен после беззаконных его дел? чтобы Иерусалим не был разрушен и храм опустошен после ужасного неистовства иудеев против Господа? Но как же иначе справедливо было совершиться сему, как не руками римлян, которым предали Господа нашего враги жизни своей иудеи? Поэтому иногда справедливость требует, чтобы зло, порождаемое войною, насылаемо было на достойных того.

А слова: «снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля», сами в себе заключают объяснение. Какие «злая»? «Шум колесниц и конников» (Мих. 1:13).

Когда же слышишь: «несть зло во граде, еже Господь не сотвори», – слово «зло» понимай так, что Писание разумеет под оным бедствия, посылаемые на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: «озлобих тя, и гладом заморих, да блага тебе сотворю» (Втор. 8:3, 16), остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности, как поток, удерживаемый какою ни есть твердою плотиною и преградою.

Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, – это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги бывают нужны к показанию мужества, например, Иову – лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду – домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтобы поползновенных на грех соделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины.

О том, что Бог не виновник зла

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это

Видишь ли, Он не допускает никакого иного творца. Подобно тому говорится и в ином месте «кто делает немым, или глухим» (Исх.4:11)? «И произвожу бедствия»: здесь говорится о войнах, так как Бог Сам по Себе не творит зла и не будет творить. Он называет злом некоторое возмездие или мщение. А то, что в Нем Самом нет никакого зла, ясно из того, что иногда мщение и наказание изменяются в утешение.

Толкование на пророка Исайю


Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Не по безумию говорю это, но имею на своей стороне пророка, который со мной восклицает и говорит: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?. Но так как слово «зло» имеет два смысла, то я и хочу сообщить вам точное его значение с той и другой стороны, чтобы вы, из-за двусмысленности названия перемешав самые предметы, не впали в богохульство. Итак, есть зло, которое таково в действительности: блуд, прелюбодеяние, любостяжание и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Далее, есть зло, а лучше сказать, не зло, а то, что мы называем злом: голод, язва, смерть, болезнь, и тому подобное. Все это не может быть [истинным] злом, - потому я и сказал, что это называется только злом. Почему же? Потому что если бы все это было злом, то оно не становилось бы для нас причиной благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к рачительности и не делало бы более внимательными к самим себе.

О бессилии дьявола

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-8 Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать,- кто не содрогнется? Господь Бог сказал,- кто не будет пророчествовать

Читал я толкования одного [автора], который старается убедить в том, что трудно допустить, [а именно]: что восьми преступлениям или беззакониям и грехам, первому – Дамаска, второму – Газы и прочих городов Палестины, третьему – Тира, четвертому – Идумеи, то есть Едома, пятому – сынов Аммоновых, шестому – Моава, седьмому – Иуды, то есть двух колен, восьмому и последнему – Израиля, то есть десяти колен, теперь противупоставляется столько же угроз, и первая соответствует первому [виновнику], то есть Дамаску, вторая – второму, то есть Газе, и прочие – остальным. Правильно ли такое толкование, это пусть знает сам автор. Другой полагает, что здесь представлено шесть примеров: двух [человек], идущих вместе по пути, и льва, рыкающего в лесу, и львенка, – подающего свой голос, когда он что-либо поймал, и птицы, пойманной птицеловом, и петли, укрепляемой на земле для ловли добычи, и трубы, трубящей в городе, и что сравнение, выражаемое этими примерами, служит к тому, чтобы показать, что как вышесказанное имеет причину и не происходит, если она не предшествует, так и никакое зло в городе не происходит без попущения Господня. Есть и такие, которые полагают, что первый пример учит нас тому, что не могут двое вместе идти, если прежде не будут иметь согласия между собою относительно того, Кто из обоих соделал одно и разрушил стоявшую посреди преграду и из двух создал одного нового человека (Еф. гл. 2), и примирил их и соединил узами любви, так что когда двое будут вместе, то будут просить у Отца и получат все просимое. Это две ветви, соединившиеся одна с другою, по Иезекиилю (гл. 19), и два народа, из обрезанных и язычников, о которых Бог говорит Илии: оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом (Рим. 11:4; 3Цар. 19:18). И в другом месте Бог говорит: явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне (Ис. 65:1). Когда же двое соделаются одним, то соединятся с Господом и будет один дух. Ибо прилепляяйся Господеви един дух есть (1Кор. 6:17). Поэтому, если двое имеют согласие между собою и идут вместе по пути Христову, то не могут страшиться нападения никого из противников. Но если они, вследствие несогласий, разделяются, то тотчас нападает на них лев рыкающий, о котором и апостол Петр говорит: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5:8). Этот рыкающий лев обитает не на засеянных полях, не в виноградниках, не в масличных садах, не среди плодоносных дерев, восхваляющих Бога, но там, где леса и не возделанная земля и где живут звери. И не только они будут подвергаться укушению льва, но их будет ловить также львенок и уводить в логовище свое, избегая света и стремясь к тьме. Ибо всякий грешник ненавидит свет и любит тьму (Ин. гл. 3), о которой в псалме мы читаем: положил еси тму, и бысть нощь, в ней же пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пищу себе (Пс. 103:20–21). Ибо львенок ищет не той добычи, которую он имеет и которая находится в его власти, а той, которую он мог бы похитить из Церкви Христовой, о чем у Аввакума написано: пищи его избранные (Авв. 1:16). Третье наказание относится к тем, которые разделились вследствие несогласия, так что они теряют крылья, при помощи которых прежде высоко поднимались, и с неба падают на землю, и попадают в руки птицелова, который лучше называется ἰξευτἠς, потому что они прилипают к клею, и он ловит свободных птиц, по своей воле опускающихся на землю. О них в Притчах написано: не без правды простираются мрежи пернатым (Притч. 1:17). Ибо справедливо падение грешников, которые, имея крылья голубиные, чтобы летать по воздуху, тяжестию грехов влекутся к земле, и по своей вине прилипают к клею. Об этом мы читаем у апостола: прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с нею (1Кор. 6:16). Четвертое наказание относится к людям, живущим в несогласии, так что их ловят петлею, которая поставлена не на небе, а на земле, и из которой кто спасается, тот прославляется как святой и говорит: душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом (Пс. 123:7). Это та сокрушенная сеть, о которой апостол говорит верующим: Бог да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16:20). Также у Давида мы читаем: при стези соблазны положиша ми (139:6). Ибо они не иначе могут соблазнять всех простодушных из среды верующих, как выставляя на вид имя Христово, чтобы мы, считая себя обретшими Христа, шли к антихристу. Пятое наказание относится к тем, кои оставили мир, который превыше всякого ума (Флп. гл. 4) и который Господь, уходя к Отцу, оставил апостолам, говоря: мир Мои даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:27), чтобы пребывающие во граде Господнем боялись звука трубы. Ибо все то, что говорится в Священных Писаниях, называется угрожающею трубою, и громкие звуки ее проникают в уши верующих. Если мы праведны, то трубою Христовою призываемся к блаженству, а если грешим, то она возвещает нам о мучениях, которым мы подвергнемся. Зло же, которое Господь попускает в городе, не противоположно добру (virtuti), но означает огорчения и страдания, и о нем мы читаем: довлеет дневи злоба его (Мф. 6:34), то есть скорбь и беда. И у пророка мы читаем: Аз Бог, устроивый свет и тму, творяй мир и зиждяй злая (Ис. 45:6, 7). Ибо как тьма противоположна свету и дню, так и миру противоположна война, которая не служит злом сама по себе, но представляется злом для тех, которые подвергаются ей. Чтобы убедиться, что в Священных Писаниях зло не всегда понимается в смысле, противоположном добру, но означает также скорбь, наказания и бедствия, мы приведем еще один пример из книги Ионы: и виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им (Ион. 3:10). Здесь злом служит разрушение Ниневии, которым Бог угрожал чрез пророка, но оно не противоположно добру, – оно относится ко греху, за который [Бог] угрожал грешникам наказанием. Далее следует: Господь Бог не соделает ничего, не открыв Своей тайны или Своего наказания рабам Своим, пророкам. Это значит, что Бог откроет пророкам не все то, что Он делает на небе или что уже прежде соделал, а то, что Он соделает на земле. Он открыл рабу Своему Ною, что наведет потоп (Быт. гл. 6). Открыл Он рабам Своим Аврааму и Лоту, что сожжет Содом, Гоморру, Адаму и Севоим (Быт. гл. 18). Открыл Иосифу значение сна о семилетнем голоде в Египте (Быт. гл. 41) и пророку Ионе разрушение Ниневии (Ион. гл. 3), чтобы те, которые услышат о предстоящих наказаниях, могли принести покаяние и избежать наказаний или быть более справедливо наказанными по причине своего пренебрежения. Так и теперь Господь открывает чрез Своего раба и пророка Амоса то, что Он соделает с десятью коленами, чтобы они, исправившись и оставив идолов, могли избавиться от угрожающей опасности. И заметь, что благой и милосердный Бог всегда предвозвещает будущее, чтобы не быть вынужденным наказывать. Между тем как еретики возводят клеветы на Творца, как на сурового, неумолимого, жестокого и такого судию, что никакого зла в городе не бывает, которое бы Он не сделал, мы, наоборот, относим к великому милосердию то, что Он не определяет никакого наказания, не возвестив об этом заранее. А кто заранее возвещает, тот не желает наказывать грешащих. Лев, говорит, начнет рыкать, и кто не устрашится? Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать? В этом месте слово кто принимается в смысле не невозможного, но редкого. Ибо тот не устрашится и тот не будет пророчествовать, кто вследствие огрубелости своей не захочет слушать Господа. Исторический смысл этого следующий: если при голосе льва все содрогается и все живые существа охватываются страхом; то неужели мы не будем пророчествовать и говорить, когда Бог повелевает нам говорить и возвестить народу о предстоящих наказаниях? Один толкователь, как мне известно, написал, что под рыкающим львом должно разуметь диавола и что он рыкает на тех, которые должны погибнуть, а под Богом, говорящим чрез пророков, должно разуметь Господа Спасителя, так что как те, с худой стороны, слушают рыкание льва и уловляются, чтобы быть преданными смерти, так святые, с хорошей стороны, слушают повеления Господни и спасаются.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Или возгласит труба во граде, и не убоятся людие! Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори

Я сам, говорит, навожу на вас бедствия, а пророки суть только провозвестники и передатчики Моих слов; ибо они передают вам то, что Я повелеваю им чрез Духа. Но вы презираете и сильно извращаете некогда произнесенные ими слова. Скажи же мне, какую пользу вы получили от этого? Какой страх напал на вас? Или какую перемену к лучшему испытали вы? Если бы в городе прозвучала труба, возвещающая близкую и объявленную врагами войну; то найдется ли такой бесчувственный человек, который совсем не испытал бы страха пред грядущими бедствиями? А Мои трубы непрестанно предвозвещали будущее. Но это нисколько не послужило вам на пользу; напротив, зная, что будете истреблены врагами, вы величаетесь над столь ужасными бедствиями, так что как бы смеетесь над пророчеством, как над пустою вещью. Впрочем безумным обычно и свойственно говорить: «видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает» (Иез.12:27). Итак, почему же мужей, как бы издающих трубный звук, вы считаете тяжелыми для себя, хотя ни во что ставите их речи? Но может быть на это скажете, что вас безмерно огорчает исход событий. Но будет ли зло во граде, еже Господь не сотвори? Он как бы так говорит: найдется ли между людьми хоть один, достаточно сильный причинить зло городу или посредством болезней, или посредством осады, или уничтожения плодов, или иным каким либо способом? Если никто между людьми не может сделать этого, но все это зависит от власти и силы Божией; то почему же вы гневаетесь на пророчествующих об этом? Напротив, следует раскаиваться и расположением к этому умилостивлять Оскорбленного и Могущего причинить зло грешникам. Здесь под именем зла, бывающего в городах от Бога, мы должны разуметь не нравственную испорченность – да не будет! – но бедствие, или гнев и негодование на кого-либо, которым Он угрожает грешникам, располагая их обратиться к более честной жизни, ибо написано: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс.31:9). Поелику Он благ и «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4): то как бы понуждает их к исправлению скорбями, бывающими с ними вследствие Его гнева, и на кого не действует ни слово, ни разъяснение полезного, на тех иногда сильно влияет посредством страха и угроз.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Как невозможно двоим одновременно держаться одного общего пути, не объявив друг другу, когда и для чего пойдут они вместе… так невозможно и то, чтобы, когда не захочет Бог, постигло нас какое либо наказание. Ибо злом, по общему словоупотреблению, пророк назвал здесь наказание. Так, злом привыкли называть и болезни, и исправительные наказания, и преждевременную смерть, и голод, и войну, и тому подобное, не потому, что все это в самом естестве своем есть зло, но потому что мучительно для людей и служит причиною печали и плача.

Толкование на малых пророков

Авва Дорофей, прп. (†565)

Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?

Злом здесь названо все, что отягощает нас, т.е. все скорбное бывающее к наказанию нашему, за порочность нашу, как-то голод, мор, землетрясение, бездождье, болезни, брани, все сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог, попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорен, но Бог не хочет, чтобы мы, - поелику есть Его воля на разорение города, сами положили огонь и подожгли оный или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив видеть нас столь благими чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.

Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Итак, Божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как о Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда говорится, что Я произвожу бедствия (Ис 45:7) и что бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам 3:6), - и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное таково только для нашего восприятия, как, например, скорби и испытания. Они, будучи тягостными, только кажутся злыми, на самом же деле - добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них Писание говорит, что они бывают от Бога.

Изложение веры

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Ст. 6 выражает ту мысль, что пророческая проповедь, как звук трубы, возвещающей об опасности, должна напомнить народу о приближающемся бедствии, и притом бедствии страшном, неотвратимом человеческими средствами, потому что это бедствие посылается Самим Богом.

См. также Толкование на Ам. 3:3

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 3-8 Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать? 

«Пойдут ли»,говорит пророк, к какому-нибудь определенному месту или в какое-нибудь определенное время «двое вместе,не сговорившись между собою?» Отрицательный ответ: конечно, нет, сам собою вытекает. Теперь, переводя этот приточный пример на то, что он под собою содержит, мы получим такое значение этого изречения: два лица вместе идущие – это Бог и пророк. Амос, как пророк, идет в Самарию или Вефиль по согласию с Богом или, точнее, по приказанию Божию, чтобы возвещать там от имени Иеговы, пребывающего среди своего народа, греховному царству суд Божия наказания. Но Господь не стал бы угро­жать судом, если бы не имел пред собою народа, вполне созревшего для этого суда «Ревет ли», представляет в подтверждение этой мысли тоже приточный пример пророк, «лев в лесу, когда нет перед ним добычи?» Пример взят от привычки льва, ко­торый, имея пред собою добычу, лишенную уже всякой возмож­ности убежать от него, прежде, чем растерзать и проглотить ее, издает наперед рев. Рядом с этим примером пророк ставит другой пример, усиливающей собою подразумеваемое под ними значение первого примера. «Подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал?», когда не имеет в своей власти никакой добычи? Значе­ние обоих примеров таково: лев – это Бог, грозный и страшный каратель преступников воли. Его добыча – это греховный народ Израилев. Как лев ревет, когда имеет пред собою верную добычу, и как молодой, но уже научившийся ловить, львенок рычит, когда держит добычу в своих лапах, так и Бог грозно гремит судом, потому что не только пред собою, но и в своей власти уже имеет народ, созревший для суда наказания, и потому близкий к погибели. В эту погибель народ сам себя вовлек. «Попадет ли птица», говорит пророк, «в петлю на земле, когда силка нет для нее?». Для того чтобы поймать в сеть птичку, для этого должен быть поставлен силок, кото­рый бы мог ее, если она попадется в него, удержать и затем дать возможность заключить ее в сеть. В отношении к народу Израилеву силок означает греховность народа, а сеть – погибель народа. Грехи народа так же вовлекают этот народ в поги­бель, как силок вовлекает птичку в сеть. И Израиль не избежит этой погибели. «Поднимется ли с земли петля», говорит пророк, «когда ничего не попало в нее?» И может ли думать народ Израилев, эта летающая и прямо на сеть, на по­гибель натыкающаяся птичка, что он не будет пойман поднимаю­щеюся на него и скоро приближающеюся к нему погибелью? Ко­нечно, нет. Но Бог милостив. Он не хочет послать угрожаю­щую, как бы уже расставленную и совсем для ловли приготовлен­ную погибель вдруг, неожиданно, напротив, чрез пророка он благоволит предупредить свой народ касательно этой погибели, и потому слово пророка должно приводить народ этот в спаси­тельный трепет. «Трубит ли в городе труба», еще говорит пророк, «не испугался бы?» Так, разумеется, не бывает, а бывает всегда противное, т. е. когда труба возвещает жителям города о внезапном приближении и нападении врага, тогда жители эти выходят из своей беспечности, и сердца их при этой грозной неожиданности наполняются страхом. Но какое действие производит на Израиля грозное, возвещающее суд наказания слово пророка. Слушая это слово, Израиль не должен ли очнуться, не дол­жен ли выйти из своей греховной беспечности, почувствовать в душе благоговейный страх пред грозным Судиею и своим чистосердечным раскаянием предупредить идущую от самого Господа гибель, как наказание народа за беззакония его. Ибо «бывает ли», говорит пророк, «в городе бедствие (здесь в Самарии, как столице Израильского царства, принимаемой при том вместо всего царства), которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Всякое свое определение, следовательно и определение о предстоящем погублении царства десятиколенного Израиля, Господь, прежде приведения его в исполнение, наперед открывает пророкам, следовательно и Амосу, как своему проро­ку, открывает, разумеется, затем, что бы они, а в том числе и Амос, передавали получаемое ими откровение народу для предупреждения его от грозящих бед и для вразумления. И пророки, а между ними и Амос, не могут отказаться от возвещения народу определений грозного и страшного Иеговы.«Лев начал рыкать», го­ворит пророк, «кто не содрогнется? Господь Бог сказал», изрекает свое грозное, судное определение пророкам, «кто не бу­дет пророчествовать?»

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible