Скрыть
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И убогих на сапозех ходящих на прасе земном. И путь смиренных совращут. Или сами бедные, по причине голода и наготы, добровольно отдавались в рабство, а богатые обращались с ними, как с настоящими купленными рабами. Или как Тиряне и Сидоняне отдавали отроков в мзду блудницам и за вино: так Евреи, по слову Пророка, продавали бедных Евреев, сограждан своих, за сапоги, которыми попирается прах земной, как за ничтожную цену; ибо ничтожна цена сапогов и низко употребление их. Если же за сапоги продавали бедных, то тем с большею жадностью отнимали у них сапоги, когда находили их обутыми. И путь смиренных совращаху, или принуждали их переменять свои мысли, или препятствовали приводить в исполнение свои мысли и желания. И сын и отец его влазяста к любодейце; то есть в субботу, пользуясь покоем, отец и сын ходят в блудилище, да осквернавят святое имя Мое делами своими. Или, поелику во всех городах сооружались идольские капища, и при оных были блудницы; то, видя их, отцы вместе с сыновьями предавались непотребству.

Василий Великий, свт. (†379)

Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое

Например: в законах этих не написано, что отцу с сыном не должно иметь одной наложницы, но у пророка ставится это в великое преступление. Ибо он говорит: даже отец и сын ходят к одной женщине (Ам 2:7). Но о скольких других родах нечистых страстей, какие изобретены в училище демонов, умолчало Божественное Писание, чтобы святость свою не осквернить именованиями гнусных пороков, и предало осуждению эти нечистоты родовыми их названиями? Так и апостол Павел говорит: а блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф 5:3), - именем нечистоты означая все бесстыдные дела как мужчин, так и женщин. Поэтому молчание Писания вовсе не делает ненаказанным сластолюбца.

Письма

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-8 Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих

Для того, чтобы изложение слов пророческих в книге имело логическую связь и последовательность, Израилю, то есть десяти коленам, отводится последнее место, потому что к нему именно, как мы уже сказали, относится почти все то, что далее следует. Итак, первым их преступлением или беззаконием, три или четыре раза повторявшимся, было то, что они за деньги продавали человека, и именно человека правого, который тем более заслуживает удивления, что даже бедность не вынудила его к совершению какого-либо беззакония. Если бы они, вынужденные голодом, продали бедного праведника за деньги, то могло бы быть некоторое извинение преступления; но они за самую ничтожную вещь, за обувь, которою топчут пыль и навоз, продали драгоценную душу человеческую. Они, по LХХ, бьют бедного по голове, а по еврейскому тексту: разбивают головы бедных о прах земной, и столь надменны и высокомерны, что не хотят ходить вместе с людьми. Так как это преступление может казаться маловажным, то сын и отец его ходили к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Божие. Таким образом, всякий бесстыдный поступок служит оскорблением для Бога, который говорит: имя Мое вами хулится во языцех (Рим. 2:24). Об этом и апостол пишет к Коринфянам: отнюдь слышится в вас блужение, яковоже ни во языцех, яко некоему имети жену отчую. И вы разгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1Кор. 5:1–2). Часто случается, что отец опозоривает жену сына своего, свекор невестку, что воспрещается законом: срамоты отца твоего да не открыеши, и срамоты невестки твоея да не открыеши (Лев. 18:7 и 15). Таким образом, и исполнение буквы приносит весьма большую пользу. И так как всякий бесчестный поступок, выходя из границ стыдливости, умножает преступления преступлениями и постоянно ведет к большему и большему ухудшению; то десять колен возлежали также на одеждах, взятых в залог, при всяком жертвеннике. Евреи объясняют это следующим образом: при пиршествах в капище они возлежали на одеждах, насильственно отнятых ими у тех, которые не хотели ходить к идолам. По LХХ же было столь великое презрение к Богу, что они при жертвеннике на веревках развешивали одежды свои, в которых спят или блудодействуют, и устраивали παραπετάσματα, то есть завесы, чтобы никто не мог видеть блудодействующих во храме, и, предаваясь пьянству и разврату, даже и вино, которое пили, приобретали не собственным трудом, а посредством клеветы, и это делали они в храме бога своего, для того, чтобы своими мерзостями и любодеяниями опозоривать тех, коих считали богами. Так говорят и так объясняют это те, которые следуют простому историческому смыслу. Но мы, указав [в толковании] на Осию, что под именем Израиля, Самарии, Ефрема и сынов Иосифа (из племени которого происходил Иеровоам, отделивший народ от царства Давидова Иерусалима и храма Божия) разумеются еретики, также и теперь, после Иуды и Иерусалима, означающих церковь, должны понимать пророческую речь в отношении к еретикам, которые продают мужа святого и правого, но бедного за деньги. Муж бедный и правый – это тот член церкви, который не обладает знанием Писаний, но, довольствуясь простотою, исполняет заповеди и повеления и о котором написано: нищий не терпит прещения (Притч. 13:3) и [в послании] в Галатам: точию нищих да помним (Гал. 2:10). Это делают все еретики ради богатства и обуви, которою попирают прах земной, потому что они не могут босыми ногами стоять на земле святой (на которой стояли Моисей и Иисус, сын Навин (Исх. гл. 3; Нав. гл. 5), вследствие чего и апостолам повелевается ходить босыми ногами (Лук. гл. 10), чтобы они не имели ничего смертного и кожаного, что указывает на плоть), и по этому они бьют бедных по голове. И Спаситель заповедует ученикам отрясать прах от ног своих, если что-либо смертное присоединится к их делам, потому что они еще были на земле (Мф. гл. 10; Мк. гл. 6). Еретики бьют бедных по головам (хотя этого в еврейском тексте нет), потому что они уклонились от пути смиренных. Это тот путь смиренных, который говорит: Аз есмь путь, живот и истина (Ин. 14:6) и который призывает нас ходить по нему словами: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Все же ересиархи надменны и горды, и апостол о них говорит: да не разгордевся впадет в суд диавола (1Тим. 3:6), который говорит: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю гнездо мое, буду подобен Вышнему (Ис. 14:13–14). Поэтому и гордым еретикам Бог противится, а смиренным членам церкви дает благодать (Иак. гл. 4). Также сын и отец входили к одной женщине, чтобы бесславить и оскорблять святое имя Божие. Мы часто читали, что наш отец есть народ иудейский, как говорит Павел: не хощу вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша и вси сквозе море проидоша, и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори (1Кор. 10:1–2), и в другом месте: вопроси отцов твоих, и возвестят тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32:7), и еще вместо отцов твоих у тебя родились сыновья (Пс. 44). Поэтому и церковь, [происшедшая] из язычников, говорит: сыновья матери моей вели борьбу против меня (Песн. гл. 1). Следовательно, мы – сыновья, а народ иудейский – отец. Мы грешим и совершаем преступление, когда вместе с отцом нашим, для соблюдения субботы, принимаем оскорбительное обрезание и обряды отмененного закона, и таковым Павел говорит: се аз, Павел, глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует (Гал. 5:2), и еще: оправдывающие себя законом отпали от благодати (там же ст. 4). Таким образом, кто вступает в церковь, чтобы соблюдать закон вместе с Евангелием, тот вместе с отцом входит к женщине, и совершает блудодеяние и бесславит имя Господне. Поэтому утверждающие, что нет никакого вреда для иудеев после пришествия Господня веровать в Господа, соблюдая вместе с тем заповеди закона, оскверняют отца и сына чрез одно и тоже любодеяние. Они также связывают одежды свои веревками и делают завесы при жертвеннике, заслоняя ими веру Христову. Ибо все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. гл. 3); а они, связав одежды свои вервиями грехов, выставляют их пред глазами видящих, чтобы не были видимы их мерзости и чтобы смотрящие на жертвенник не замечали их блудодейства. Поэтому и апостолы покрыли молодого осла своими одеждами (Мф. гл. 21), чтобы мягче было сидеть Господу и чтобы Он попирал путь, покрытый законом и пророками. Еретики же, наоборот, не расстилают одежд своих под стопы Спасителя, но связывают их при жертвеннике, чтобы прикрывать ими свои грехи и чтобы пить вино, [добытое] клеветою, или [вино] осужденных, которые осуждены потому, что вышли из церкви. Это – вино содомлян, ярости драконов и аспидов, такое, пьющий которое не может получить исцеления. Пьют же они вино не в доме Божием, в котором этот храм и Иерусалим, но в доме бога своего, которого они создали себе искусством слова.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

ходящих на прасе земнем, и бияху пястию во главы убогих, и путь смиренных совращаху: и сын и отец его влазяста ко единей рабыни, яко да осквернят имя Бога своего

И бияху пястию во главы убогих. Упрекает их и прямо обвиняет в том, что по властолюбию и корыстолюбию они были нечестивы и не милосерды и обыкновенно несправедливы в отношении к тем, о которых напротив достойно было иметь попечение, которых следовало почитать и у которых подобало приобретать расположение оказываемою по любви помощию, терзая несносными и горькими скорбями обремененных бедностью. Но то, что делается им, Господь наш относит к своему собственному лицу. Посему безмерно оскорбляем самого Бога, притесняя слабого и бия смиренного пястьми, как написано, причиняя скорби угнетенным бедностью, тогда как напротив следовало простирать им руку взаимной любви; ибо «нищета», говорит, «мужа смиряет: руце же мужественных обогащаются» (Прит.10:4). Негде и ученик Христов пишет: «вера чиста и не скверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира» (Иак.1:27).

И путь смиренных совращаху. Можешь понимать это двояко. Или здесь он говорит о том, что они были чрезвычайно надменны и дошли до такой степени богоненавистной гордости, что презирают и братьев, если они не окружены богатством и не обладают блестящей обстановкой, и гнушаются как бы ходить по одному пути с теми, которые не очень упражняли страсть любостяжания и которые смиренны и удаляют от себя суетное волнение жизни. Или же говорит о том, что будучи наставниками и вождями народа, они увлекали с прямого пути более слабых людей или смиренных, то есть тех, которые сами по себе не могли иметь точного познания о полезном, напротив усердно следовали словам своих наставников. А таких людей весьма много: ибо такие живут беззаботно и в простоте и привязаны бывают к словам и наставлениям своих учителей, и какой путь научились считать хорошим, к тому и питают сильную привязанность. Итак, мудрые и боголюбивые из призванных к учительству указывают прямой путь, идущие которым проводят угодную Богу жизнь. А те, которые своими помышлениями далеки от божественного закона, совращают путь смиренных, отторгая их от справедливого и истинно делающего (так поступил Иеровоам, склонивший Израильтян поклоняться рукотворенным телицам) и удаляя от пути к правде и добру, говорю, от преданности истинному Богу.

Совращают пути смиренных и те, которые не отвращаются (не остерегаются) человеку с детским умом говорить: иди с нами, прими участие в крови неправедной. Совращают путь смиренных и те, которые своевольно извращают правильность церковных догматов и ум более простодушных людей увлекают на ложную и превратную стезю; ибо у них нет ничего правильного, напротив только превратные и безобразные выражения и сочетания слов, исполненные и нечестия и невежества.

И сын и отец его влазяста ко единой рабыне, яко да осквернят имя Бога своего. Опять обвиняет их в необузданном и достойном порицания сладострастии, и на одном этом грехе показал, что они презрели всякое благочиние. Хотя они и должны бы были мужественно бороться со страстями и преодолевать постыдное и нечистое сладострастие, сами обладая уменьем пресекать похоти и запрещать плотские пожелания и других склоняя обуздывать свирепствующий в наших членах закон: но они пренебрегали славною добродетелию и уступали своим плотским страстям. Потом не служит ли некоторым признаком мудрости – даже и в постыдных делах предпочитать более лучшее? Самым, гнусным грехом надо признать то, когда сын входит на ложе отца и отец чувствует беззаконное стремление к ложу своего сына и решается на самом деле совершить эту гнусность, что и без закона, данного Моисеем, сама природа признает постыдным и осуждает как достойное негодования. Посему Рувим, осквернивший отцовское ложе, совершил великое преступление. И Павел сильно негодовал на подобное же преступление, совершенное у Коринфян. Он пишет им: «отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яко некоему имети жену отчую» (1Кор.5:1). Однако на этом не останавливается его негодование, но совершившего такое преступление предал сатане «во измождение плоти» (1Кор.5:5). Итак, виновные в таких страстях позорят имя Бога своего. Мы утверждаем даже, что скверну и нечистоту они усвояли божественной природе. Как это и почему? Они (своим поведением) делают то, что злословится Бог всяческих, как владыка нечистых людей. Посему негде и сказал Иудеям: «вас ради имя Мое хулится во языцех» (Ис.52:5); ибо как о живущих праведно говорится, что они святят Бога; так можно думать, что преданные нечистой и бесславной жизни хулят Его (Мф.6:9; 1Пет.3:15).

См. также Толкование на Ам. 2:6

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2:6-8. Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Изра́иля и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же прода́ша пра́веднаго на сребрѣ́ и убо́гаго на сапозѣ́хъ,
ходя́щихъ на пра́сѣ земнѣ́мъ, и бiя́ху пя́стiю во главы́ убо́гихъ, и пу́ть смире́нныхъ совраща́ху: и сы́нъ и оте́цъ его́ вла́зяста ко еди́нѣй рабы́ни, я́ко да оскверна́вятъ Имя Бо́га своего́:
и ри́зы своя́ связу́юще у́жами, и завѣ́сы творя́ху держа́щыяся тре́бища, и вино́ от оболга́нiй пiя́ху въ дому́ бо́га своего́.


2:6-8. Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Изра́иля и за четы́ре не пощажу́ его́, потому́ что продаю́т пра́вого за серебро́ и бе́дного — за па́ру санда́лий.
Жа́ждут, что́бы прах земно́й был на голове́ бе́дных, и путь кро́тких извраща́ют; да́же оте́ц и сын хо́дят к одно́й же́нщине, что́бы бессла́вить Свято́е Имя Моё.
На оде́ждах, взя́тых в зало́г, возлежа́т при вся́ком же́ртвеннике, и вино́, взы́скиваемое с обвинённых, пьют в до́ме бого́в свои́х.


И они, говорят, имея в виду подарки, продавали праведного и, служа гнусному корыстолюбие, не отказывались брать даже обувь, – эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных и не принимая оправдания от незнатных.
А сверх того, живя непотребно, подобно бессловесным, входили в непозволенные связи с женами друг друга, так что сын не удерживался от общения с отцовой наложницей, и отец не хранил неприкосновенным сыновнего ложа, отчего в слитность пришли права природы, и не явственны уже стали имена родства, и делали они это, говорит Пророк, потому что живущие по соседству иноплеменники, узнав это, подвигли язык на Бога всяческих, или, как узаконившего подобные дела, или, как терпящего беззаконие народа.
К тому же, ибо и Храму Божию не воздавали подобающего чествования, но, делая в нем шатры из одежд, пили добытое неправдою вино; и не хотели привести себя на мысль, что оскверняют Святое Имя Бо́га своего́.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое

Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных: пророк выражает мысль о крайнем притеснении бедных, когда все - и правда, и честь, и имущество, - как бы втаптывалось в землю (Юнгеров). В слав. т. по пер LXX начало ст. 7 передается несколько иначе: «ходящих на прасе земнем (согласно с предшеств. «на сапозех»), и бияху пястию во главы убогих». - Путь кротких извращают, т. е. наполняют скорбями и бедствиям жизненный путь беззащитных (= кротких) людей. - Даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить имя Мое: некоторые комментаторы (Велльг., Новак) полагают, что пророк говорит о блудницах, имевших отношение к культу (гиеродулах). Но образ выражений пророка (ср. Иер XXXIV:6) не дает основания для такого понимания. Пророк, вероятно, говорит о разврате вообще. Евр. hannaarah (к женщине) можно понимать в смысле служанка, рабыня, принадлежащая дому (Гоонакер). Тогда в приведенных словах можно находить продолжение мысли о притеснении сильными слабых.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 6-8 Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. 

Наконец пророк обращается к главному предмету своих пророческих речей, к десятиколенному Израилю и в той же форме, в какой он возвещал всем выше поименованным народам суд Божий, возвещает тот же суд и этому народу с тем только различием, что гораздо подробнее, чем как это делал выше от­носительно других народов, раскрывает преступность Израиля. Он не довольствуется представлением одного только наиболее выдающегося преступления, как это доселе делал, нет, он пре­жде всего представляет относительно Израиля как главных основных, определяющих всю жизнь этого народа, четыре преступления. Первое преступление – это неправедное осуждение судьями невинных на суде, второе – это ненасытимая ничем страсть вооб­ще к притеснению людей кротких, смиренных на земле, третье – это осквернение святого имени Иеговы чрез бесстыдное, плотское блудодеяние и наконец четвертое преступление - это осквернение святилища чрез пьяные пиршества при нем. «Так говорит Господь», порицает пророк: «за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро», за то, что судьи их, вследствии подкупа, человека, юридически совершенно правого, обвиняют на суде в преступлениях, взносимых на него обвинителем его, об­виняют из–за корыстных расчетов, из-за серебра, или уже полученного ими от обвинителя, или же только в будущем по совершении неправого дела, обещанного, и за то, что они продают "бедного за пару сандалий"– и за то, что те же самые судьи нищего, бедного должника, не могущего заплатить своему кредитору са­мого ничтожного долга, ценностью не выше той самой незначительной ценности, какой стоит пара сандалий,– за такой незначительный долг принуждают на основании закона (см. Лев 25, 394Цар. 4, 1) к рабству этому самому кредитору. «Они, взывает пророк, которые "жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных», которые так ненасытимо-страстно любят видеть голову бедных людей, покрытою землею или прахом, кото­рые так ненасытимо-страстно любят повергать людей бедных в несчастия и бедствия, когда последние должны бывают в знак печали посыпать головы свои прахом (ср Иов. 2. 122Цар 1, 2), и которые «путь кротких извращают», которые кротким людям, смиренным и незнатным на их пути жизни подставляют разного рода препятствия и препоны и чрез то самое доводят их до падения и гибели. «Даже отец и сын», продолжает пророк изображение нечестия народа Израилева, «ходят к одной женщине»: и отец, и сын не только грешат, прелюбодействуя с разными блудницами – нет, они дозволяют себе еще больший грех, блудодействуя оба с одною и тою же блудницею, совершают таким образом грех подобный кровосмешению, наказываемому по закону (Лев. 18, 7. 15, 20, 11) смертию, и совершают этот грех за тем, говорит Господь, "что­бы бесславить" путем такого бесстыдного блудодеяния, в котором явно обнаруживается намеренное, сознательное, дерзкое, наглое презрение к заповедям Господним, «святое имя Мое» (ср, Лев. 22, 32). «На одеждах, взятых в залог», говорит далее про­рок, "возлежат при всяком жертвеннике". Вместо того чтобы, как повелевает закон (Исх. 22. 26; Втор.24:12-13), возвра­щать бедному до захождения солнца взятую у него в залог его единственную верхнюю одежду, состоявшую обыкновенно из большого четырехугольного куска материи и служившую для бедняка вместе и ночлежным покрывалом, жестокие безбожные ростовщи­ки бесчеловечно удерживают у себя эти залоги бедняков и при пиршественных, жертвенных вечерях около жертвенников Господних, не боясь следовательно нисколько Господа, растягиваются всем телом и лежат беспечно на этих залогах «и вино, взыскиваемое с обвиненных», неправедно оштрафованных деньгами, ви­но, купленное на неправедный штрафные деньги, пьют в тех же пиршественных жертвенных вечерях  "в доме богов своих", во святилищах своих в Дане и Вефиле, где под идолопоклонническим символом тельцов совершали они незаконное служение Иегове, Богу своему.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible