Скрыть
Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И поях от сынов ваших во пророки, чтобы предрекали вам истребление языческих народов, врагов ваших. И от юнот ваших назореов, каков был Самсон, чтобы отмщали они за вас притеснителям вашим.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

Поэтому и израильтян Бог весьма сильно обличал, показывая им, что они достойны большего наказания за грехи, совершенные после дарованных им от Него преимуществ. Иногда Он говорил: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). Иногда: Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи (Ам 2:11). И еще прежде пророков, при установлении жертв желая показать, что грехи священников подлежат гораздо большему наказанию, нежели грехи мирян, Бог повелевает приносить за священника такую жертву, какая [была приносима] за весь народ. Этим Он выражает не что иное, как то, что раны священника нуждаются в большей помощи и такой, в какой нуждаются раны всего народа вместе. А они не нуждались бы в большей помощи, если бы не были тягчайшими. Тягчайшими же они бывают не по своей природе, но по достоинству священника, который совершает эти грехи.

О священстве

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-11 А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

Вы продавали правого за серебро и бедного за обувь, нанося удары ему по голове или разбивая головы бедных о прах, и уклонялись от пути смиренных, так что отец и сын входили к одной и той же женщине и бесславили или оскорбляли святое имя Мое, и одежды свои, оскверненные в блудилищах и блудом, связывали узами грехов, так что в святом месте совершали блуд и, соединяя несправедливость с пьянством, пили чужое вино, и это делали в доме бога вашего. Но Я, наоборот, за зло ваше, причиненное вами Мне, воздал вам добром, так что при выходе вашем из Египта истребил пред лицем вашим Сеона, царя аморрейского, который был столь высок и крепок, как кедр и дуб, и истребил плод его вверху и корни его внизу. Я вывел вас из Египта, и после долгого странствования в течение сорока лет привел его в землю святую, чтобы вы получили во владение землю аморрейскую, о которой мы выше сказали и которую Моисей разделил между сыновьями Рувима и Гада и половиною колена Манассиина, и к этим благодеяниям присоединил еще то, что из сыновей ваших Я избирал Себе пророков и из юношей ваших или избранных делал назореев, которых LХХ перевели словом освященные. Где говорится о славе Божией, там не должен быть соблюдаем исторический порядок, и часто случается, что о ранее бывшем говорится в конце, а что было после, о том говорится в начале. Доказательством этого для нас могут служить псалмы 77-ой и 104-ый, в которых описываются чудеса не по порядку, а по значению («роtentia») их, и надписания псалмов, из которых мы приведем только два примера: из 3-его и 51-ого псалма, в которых прежде излагается то, что было позже, а позже излагаемое относится к бывшему ранее. Ибо в книге Царей (1 Цар. гл. 21 и 22) мы ранее читаем о Доике идумеянине, что служит содержанием надписания пятьдесят первого псалма (Пс. 51:1), нежели о восстании Авессалома против отца (2Цар. 15), о чем упоминается в надписании третьего псалма (Пс. 3:1). Таким образом, об истреблении или уничтожении Аморрея, бывшем позже, говорится теперь в начале, а об изведении из Египта и сорокалетнем странствовании по пустыне, бывшем, как мы читаем, ранее, говорится здесь после, вопреки [хронологическому] порядку. Следовательно, прежде изведения нас из земли египетской, из печи железной, Бог истребил пред лицем вашим Аморрея, название которого означает горький или λαλητὸς, то есть говорящий или такой, о котором много и часто говорят. Этот Аморрей или царь аморрейский называется Сеон, деревом, не дающим плодов или бесплодным, – не потому, что оно не приносит плодов, а потому, что приносит худые плоды, о которых говорится: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е и вметают во огнь (Мф. 7:19). И о лжепророках мы читаем: иже приходят во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плод их познаете их (Мф. 7:15–16), то есть по плодам худым. Таким образом, дерево называется безплодным потому, что или не приносит плода, или приносит, но не хороший. Это тот Сеон, о котором написано: уже секира при корене древа лежит (Лк. 3:9); потому что это было бесплодное дерево, подсеченное и срубленное Господом и по высоте сравниваемое с высотою кедров, о которых мы читаем: видех нечестивого превозносящегося и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:35–36). И вполне справедливо говорит мимоидох, потому что пред тем, кто проходит мимо века сего и кто может сказать: мимошед увижду видение великое сие (Исх. 3:3), кедр исчезает, и нельзя будет найти места высокомерия. Он также был крепок, как дуб, дерево самое твердое и самое крепкое. Поэтому Филов, человек самый красноречивый из евреев, полагает, что Исав от него получил название δρύινον, то есть дубовый, хотя имя Исава может означать также ποίημα, то есть делание, именно в отношении к худым делам. Об этом сильном и крепком Господь говорит в Евангелии: егда крепкий вооружився хранит свой двор, в мире суть имения его; егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет на неже уповаше, и корысти его раздает (Лк. 11:21–22). И нам Господь дал дар сокрушать верхи и истреблять плоды этого аморрейского Сеона, что означает, как мы сказали, бесплодное дерево, потому что они были худыми, и это для того, чтобы кто либо не стал их есть, считая хорошими, и не погиб. Также корни его Он срубил и уничтожил, чтобы не было впоследствии никаких отраслей от худого дерева. Сам Господь вывел нас из века сего, и в течение сорока лет, каковое число всегда означает огорчение, пост, печаль и скорбь, путем бедствий и злоключений привел в святую землю, чтобы мы сначала получили во владение землю Аморрея, и чтобы страна, принадлежавшая некогда ему, сделалась нашею собственностию, а впоследствии, чтобы из наших сыновей избирать пророков, всех святых мужей, которые получили дух пророческий и о которых подробнее мы читаем в послании к Коринфянам (1 Кор. гл. 14), и чтобы из юношей наших или избранных избирать назореев и освященных, которые, принося души свои в жертву Богу, не касаются вина, могущего опьянять и извращать ум, чтобы получить волосы Сампсона, на голове которого покоилась сила и победа (Суд. гл. 16), потому что глава человека есть Христос.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 И поях от синов ваших во пророки, и от юнот ваших во освящение: еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь: и напаясте освященныя вином, и пророком заповедасте, глаголюще: не прорицайте

Сильным основанием к порицанию и обвинению во всяком зле служит неблагодарность к Богу, подающему нам все, необходимое для славы и для поддержания жизни. Ибо из многочисленных, существующих во вселенной народов, Он только Израиля делал избранником своим и призывал и ставил его на такую степень славы, что некоторых любящих святую и вполне согласную с законом жизнь украшал достоинством пророчества и юношей, то есть людей более возвышенных по душевному расположению и обладающих духовною крепостию, брал для освящения; ибо некоторые, так называемые Назореи, освящаемы были по закону, сохраняя волосы свои Богу и отказываясь от вкушения вина и делаемого из него уксуса и винограда и изюма и зерен виноградных, а в особенности удаляясь от мертвых тел. И закон о них имеет глубокий смысл. Но Бог, как я сказал, удостаивал некоторых из них возведения в звание пророческое и прообразовательное освящение. Они же, пренебрегши столь великим и достойным почтения преимуществом, поили вином освященных, то есть принявших на себя обет святости: склоняли их к пренебрежению освящением, утверждая, что совсем не существует закона Божия и людям бесполезно стремиться к святости и исполнять относящиеся к этому узаконения. Хотя закон и был в тенях, но он все-таки не был совершенно лишен в себе догматов истины: ибо в прообразах отражается образ благочестия. Запрещение же самим святым пророкам есть признак людей, отвергающих закон Божий и невыносящих его руководительства и не понимающих того, что они удостоены почести, если некоторые из них допущены даже как бы до собеседования с Богом. В средине же речи предлагает вопрос и говорит: еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь. Ужели, говорит, вы усмотрите ложь и в столь очевидных делах? И ужели Богу нужны будут свидетели для обличения вас, решившихся на столь явную клевету? Итак надобно стремиться к святости и непоколебимым умом прилепляться к Богу, недопуская мнений лукавых, ибо «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33) и речи людей преданных наслаждениям удаляют от святости и всего доброго. Мы же напротив будем преданы учению людей богоглаголивых, о которых и сам Спаситель засвидетельствовал, говоря: «не вы бо будете глаголющии: но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10:20).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2:9-12. А́зъ же отверго́хъ Аморре́а от лица́ и́хъ, его́же бѣ́ высота́ я́коже высота́ ке́дрова, и крѣ́покъ бя́ше я́коже ду́бъ, и изсуши́хъ пло́дъ его́ съ верха́ и коре́нiе его́ изъ ни́зу.
А́зъ же изведо́хъ вы́ изъ земли́ Еги́петскiя и обводи́хъ вы́ въ пусты́ни четы́редесять лѣ́тъ, е́же прiя́ти въ наслѣ́дiе зе́млю Аморре́йску.
И поя́хъ от сыно́въ ва́шихъ во проро́ки и от ю́нотъ ва́шихъ во освяще́нiе: еда́ нѣ́сть си́хъ, сы́нове Изра́илевы? глаго́летъ Госпо́дь.
И напая́сте освяще́нныя вино́мъ и проро́комъ заповѣ́дасте глаго́люще: не прорица́йте.

2:9-12. А Я истреби́л пе́ред лицо́м их Аморре́я, кото́рого высота́ была́ как высота́ ке́дра и кото́рый был кре́пок как дуб; Я истреби́л плод его́ вверху́ и ко́рни его́ внизу́.
Вас же Я вы́вел из земли́ Еги́петской и води́л вас в пусты́не со́рок лет, что́бы вам насле́довать зе́млю Аморре́йскую.
Из сынове́й ва́ших Я избира́л в проро́ки и из ю́ношей ва́ших — в назоре́и; не так ли э́то, сыны́ Изра́иля? говори́т Госпо́дь.
А вы назоре́ев пои́ли вино́м и проро́кам прика́зывали, говоря́: «не проро́чествуйте».
 

Сие сказал Бог в переносном смысле, показывая великий рост и силу тогдашних людей. И посланные великим Моисеем соглядатаи говорили: «тамо род Енаков, потомки исполинов, мужи превысоцыи, и бехом пред ними яко прузи» (Числ.13:33-34). Посему Бог всяческих сказует: столько великорослых и сильных людей преодолели вы не своею силою. Ибо возможно ли это было вам, которые одним слухом приведены были в робость, и покушались возвратиться в Египет? Напротив того Я исторг Амморея с корнем. Корнями же называет отцов, а плодом – детей. Но вам, говорит Бог, необходимо напомянуть о благодеяниях прежде сего бывших.
Я освободил вас от Египетского рабства, в продолжении сорока лет питал в пустыни, и некоторых из вас сподобил пророческой благодати, а некоторых поставил священниками.
Ибо сказано: из сынове́й ва́ших Я избира́л в проро́ки и из ю́ношей ва́ших — в назоре́и; потом, так как сказанное несомненно, вопрошает: не так ли э́то, сыны́ Изра́иля? говори́т Госпо́дь. Изобличите, если в сказанном находите что ложное. Но сие невозможно; потому что и вы знаете, сколько истинно сие исчисление благодеяний, вопреки которым всегда вы поступали. Вы не только небоязненно нарушаете Мои законы; но и назоре́ев пои́ли вино́м и проро́кам прика́зывали, говоря́: «не проро́чествуйте».
«Освященныя» Мне (разумеет же Назореев) «пои́ли вино́м», уча, что благоугождение Мне бесполезно, и посылаемым Мною Пророкам воспрещали предсказывать, что было им повелено, находя, вероятно, несносным для себя и самый глас Мой.

 

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте

Пророк вспоминает прежде всего об изведении Израиля из Египта. Под Аморреем пророк разумеет все ханаанские племена (ср. Нав ХXIV:15; Чис XXI:21; Втор II:26). В противоположность отношениям народа к Иегове пророк указывает отношения Иеговы к народу, обличая этим народ в неблагодарности.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-12 Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте». 

«Из сыновей ваших», говорит Го­сподь Израилю, “Я избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь". Пророчество и назорейство – это два благодатные Божьи дары, ко­торыми Израиль преимуществовал пред другими народами, чрез которые он выделялся между язычниками как народ Божий, как носитель благодатного, духовного спасения. Потому–то пророк и указывает только на эти дары, а не касается вместе с тем благословений, коими пользовались и язычники, что только эти дары и были действительные залогом благодатного завета, заключенного между Богом и Израилем, и в презрении к этим дарам и зло­употреблении ими со стороны Израиля сильнее, чем в чем-либо другом, выражалась неблагодарность народа к Господу, неблаго­дарность за то особенное призвание, какого он благоволил удо­стоить Израиля преимущественно пред всеми другими народами. Наряду с пророками, возвещавшими народу определения и волю Иеговы, ставятся пророком назореи, потому что и назорейство, хо­тя было делом свободного избрания, свободного исполнения, принятого на себя обета со стороны человека, тем не менее и оно также, как пророчество, было даром благодати Божьей,– даром настолько, насколько свободная решимость к принятию на себя этого обета вытекала из внутреннего возбужденья со стороны Бо­жественного Духа и насколько исполнение этого обета вспомоществовалось содействующею силою того же Духа. Поэтому воздвиженье силою Божьего среди Израиля назореев не только должно было на­глядно напоминать самому Израилю о цели его Божественного при­званья и его назначенья быть святым народом Иеговы, но должно было в тоже время показывать и то, как Господь своею силою содействует осуществлению этой цели, этого назначения. А народ вместо того, чтобы, взирая на образцы, воспламеняться ими и, ук­репляясь в жизни чистой и праведной, с ревностью стремиться к исполнению своего назначения, доводит назореев до нарушения их обета, заставляя их пить вино, от которого они, как назореи, должны были воздерживаться, и истинным пророкам своим воспрещает пророчествовать, потому что слово Божие, возвещае­мое этими пророками, было слово обличения, угрозы и суда: слово тяжелое, неудобоносимое для него (ср. Мих. 2, 6). "А вы",  упрекает Израиля Бог, "назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте». 

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible