Скрыть
Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

Святые отцы

Прочие

Поликарп Смирнский, сщмч. (†155)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие

Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей - Иисусе Христе, Который грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (1Пет. 2:24), Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1Пет. 2:22), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому.

Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие

Пусть кто-нибудь из вельмож обладает большим богатством, живет в столице, никаких не имеет хлопот, только веселится, только в этом проводит время и находится на высшей степени богатства, чести и могущества. Противопоставим ему Петра в узах и, если угодно, среди бесчисленных бедствий: и тогда мы найдем, что (Петр) имеет больше радости, потому что если от избытка радости он и в узах радуется, то представь, как велика радость! Как облеченные великою властью не чувствуют бедствий, сколько бы их ни случилось, но продолжают радоваться, так и апостолы по причине самих бедствий еще более радовались. Нельзя, поистине нельзя выразить словом того удовольствия, какое случается испытывать страждущим за Христа. Они радуются более среди бедствий, нежели во время благоденствия. Если кто возлюбил Христа, тот понимает, что я говорю. Но что? Могли ли они для собственной безопасности избегать бедствий? Кто, скажи мне, и владея несметным богатством, мог бы избежать великих опасностей, имея дело со столь многими народами для преобразования государства? А они все совершали, как будто по царскому повелению, а лучше сказать, даже гораздо удобнее. Ведь не столько [сделало бы] царское повеление, сколько сделали все их слова, потому что царское повеление налагает необходимость [повиноваться], а они [обращали] людей по их желанию, по доброй их воле и по чувству великой благодарности. Какой царский указ убедил бы отказаться от всего имения и самой жизни, оставить дом, отечество, родных и собственную безопасность? А внушения рыбарей и скинотворцев произвели это, и от того они радовались, были могущественнее и сильнее всех.

Гомилии на Деяния Апостолов


Хотя удары причиняли не радость, а боль и бесчестье, но ради Бога удары и причина, по которой (апостолы) подверглись ударам, доставляли им радость… Так сильна и непобедима добродетель: она и в самом страдании побеждает причиняющих страдания.

См. также Толкование на Деян. 5:34

Гомилии на Бытие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-42 Посем воста Иуда галилеанин, во дни написания, и отвлече люди довольны в след себе: и той погибе, и вси, елицы послушаша его, разсыпашася. И ныне глаголю вам: отступите от человек сих, и оставите их: яко аще будет от человек совет сей или дело сие, разорится: Аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся. Послушаша же его и призвавше апостолы, бивше запретиша им не глаголати о имени Иисусове, и отпустиша их. Они же убо идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти: По вся же дни в церкви и в домех не престаяху учаще и благовествующе Иисуса Христа

Во времена Пилата случилось, кажется, восстание галилеян, увлекшихся учением Иуды галилеянина. Учение же Иуды состояло в следующем: он говорил, что господином не следует называть никого, ни ради чести, ни за любомудрие, - что не следует называть так даже царя. И многие из последователей его подверглись жестоким наказаниям за то, что не называли господином Кесаря, и за их учение, что не следует возносить Богу никаких других жертв, кроме установленных в законе Моисеевом. Следуя этому учению, они запрещали приносить жертвы о спасении царя и римского народа. Пилат, естественно, вознегодовал за это на галилеян и приказал, чтобы в то время, когда они будут приносить законные, по их мнению, жертвы, убивали и их самих, так что с приносимыми жертвами смешивалась кровь и приносящих, как это видно и из евангелия от Луки. Отступите от человек сих. Указав на примеры погибших лжеучителей, Гамалиил советует им подумать и о себе, именно: опасайтесь, чтобы среди стараний погубить других самим не погибнуть; потому что тот, кто идет против того, что угодно Богу, - тот губит не противника, а себя. Если от человек дело сие, то какая нужда в ваших домогательствах? А если оно от Бога, то и при всем старании вашем вы не можете разорить его. Не сказал прямо, что дело это от Бога, но не сказал и того, что оно - дело человеческое; потому что если бы сказал, что оно от Бога, то архиерей и иже с ним стали бы возражать; а если бы сказал, что оно - от человек, то предал бы апостолов в их руки. Таким мудрым построением речи Гамалиил принуждает их ждать ее конца. Но смотри: не сказал: если оно не разорится, то оно - от Бога, но (сказал): если оно - от Бога, то не разорится. Послушаша же его; послушали потому, что он говорил это не при апостолах. Как же они (иудеи) били апостолов, если послушали его? Послушали его в том отношении, что отказались от намерения убить их; потому что они хотели этого и потом покинули это свое желание; но били их, удовлетворяя своему гневу.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие

Для людей самым тяжким несчастием являются не болезни, не бедность, не внешнее безобразие, а позор, бесчестие. Все человек снесет, но не насмешки. Ради того, чтобы не смеялись над ним, он отказывается от своих святынь. Так, например, некоторые из древних знатных литовско-русских православных изменили своей святой праотчей вере на латинскую ересь потому лишь, что поляки – латиняне. Паны и бискупы смеялись над их православием. То же видим нередко и теперь, когда иные малодушные отрекаются от веры в Бога, боясь смеха окружающих. Особенно это заметно среди молодежи…

Сатана хорошо знает эту слабость людей и умело пользуется ею. Но верующие в Бога переносят и насмешки ради любви к Спасителю. Пусть нас бесчестят, пусть гонят, даже убивают, а мы будем открыто исповедовать и поклоняться Христу Спасителю нашему и Богу. Так поступали святые апостолы, не боясь, не смущаясь побоями и темницей, принятыми Христа ради, но даже радуясь, что удостоились принять бесчестие за своего Божественного Учителя… Милосердый Господь, ведая, что человек боится больше всего позора, Сам благоволил принять бесчестие за род человеческий, вися нагим и осмеянным на кресте, беззаконными оплеваем, поносим, как и говорит о сем святой апостол Павел: Иисус Христос вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:2–3). И Своим последователям Господь завещает: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:33). Всех же верных Своих последователей, несущих поношения, клевету, злобу, зависть, ложь, всякий вид позора, Спаситель любовно поддерживает и утешает, говоря им: Блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11–12).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. 41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. 42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

40–42. Судьи послушались Гамалиила, но не совсем. Вероятно, они думали, что без наказания отпустить апостолов – значит выказать свою слабость. Почти то же самое значило бы, если бы синедрион отпустил апостолов только с строгим выговором, запрещением и угрозами, ибо эта мера уже была употреблена им по отношению к проповедникам христианства (гл. 4). Возвышая строгость меры, синедрион в настоящем случае к запрещениям и угрозам прибавил побои. Таким образом, вместе с распространением христианства растет сопротивление ему иудейства, и Иерусалим сам гонит от себя спасение Израилево в свои окрестности.

Апостолы же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие, и, несмотря на возрастающие запрещения синедриона, всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

41. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

42. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Радуясь: это было первое поругание, которое апостолы претерпели за имя своего возлюбленного Господа и Учителя, и они с радостью приняли это бесчестье.

За имя: за исповедание имени Господа, т.е. за исповедание Его Мессией и для прославления имени Его.

Удостоились: они сочли это бесчестье милостью к ним их Господа и Учителя, благодеянием Его к ним. Несмотря на побои и запрещение, апостолы всякий день, т.е. непрерывно, всегда, в храме и по домам, всюду, и частно, и публично, продолжали проповедовать Евангелие.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие

Радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. Они сочли это бесчестие особою милостью к ним их Господа Учителя; ибо что может быть отраднее и дороже для любящего сердца в отношении к Возлюбленному Господу и Учителю, как готовность и возможность положить за Него хотя бы и душу Свою!

Конечно, проповедь Евангелия и после этого шла своим порядком, нисколько не переставая и не ослабляясь, а даже еще более усилившись: «и в храме и по домам», «всякий день», - т. е. непрестанно, неумолкаемо, и частно, и публично.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие;
 

Радость Апостолов о том, что их били за имя Христово, особенно будет понятна, если представить, что и самый вид биения был подобен тому, которому подвергали Самого Иисуса Христа, т.е. бичевание. Очевидно, эту радость разделяли и все, почему Дееписатель говорит об этом биении как чести, которой удостоились Апостолы.

«Ужас и скорбь, если не совсем отъяты от пути Христова, то много уменьшены тем самым, что Он уже совершил путь Свой и проложил его для нас. Посему и Апостолы не всегда, как в начале, боялись идти за Христом; но пришло после время, когда они тем же страшным и скорбным путем проходили радостно. Боялись, когда взирали только на трудности, не проникая далее, но возрадовались, когда ясно усмотрели конец пути Христова, ибо он приводит на небеса, к Самому Богу Отцу, как сказует Сам Иисус Христос: «изыдох от Отца и приидох в мир: и паки оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28). Но если Господь наш идет к Отцу Своему, то приведёт с Собою к Нему и нас и соделает причастниками божественного естества» (митрополит Филарет, т.II, стр.53).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible