Скрыть
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-10 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав

«Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (ст. 4). Что это значит? Разве они видели (апостолов) в славе? Не видели ль, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу (Божию)? Ведь и тем, которые уже уве­ровали, надлежало бы сделаться (от этого) немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и тронула их душу. А те (священники и саддукеи) гневались потому, что нисколько не убоялись их и за ничто считали настоящие бед­ствия. Если Распятый, говорили они, делает такие (чудеса) и если Он воздвиг хромого, то мы не боимся и их. Итак, и это было делом Промысла Божия. Поэтому уверовавших было теперь больше, чем прежде. Вот этого (священники с сад­дукеями) и боялись, и потому-то в их глазах и связали апо­столов, чтобы и на них навести больший страх; но случилось совсем не то, чего они хотели. Поэтому-то они и допрашивают и апостолов не при них, но отдельно, чтобы слушатели не по­лучили пользы от их дерзновения. «На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического» (ст. 5-6). Опять сходятся вместе, – а в числе прочих зол было и то, что уже не соблюдались постановления закона. Опять придают собранию вид суда, чтобы обвинить их неправедным судом. «И, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?» (ст. 7) Но они уж знали (это), потому что досадовали, как сказано, на то, что (апостолы) проповедуют в Иисусе воскресение. Поэтому-то именно они и задержали их. Для чего же спрашивают? Они ожидали, что (апостолы), убоясь множества, отрекутся, и думали, что этим все исправят. И заметь, что они говорят: «каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им» (ст. 8). Припомни же теперь слова Христовы и то, как сбылось, что Он говорил: «когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:11-12; ср. Мф. 10:19). Следовательно, они уже пользовались великим содействием Божиим. Что же именно говорит (Петр), – послушай. «Начальники народа и старейшины Израильские!» (ст. 8). Заметь любомудрие мужа: будучи исполнен дерзновения, он не произносит ничего оскорбительного, но говорит почтительно: «начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому» (ст. 8-10). С великим мужеством напал на них с самого начала и уязвил их; а притом и напомнил им о прежнем, так как они судят их за благодеяние. Он как бы так го­ворил: за это, конечно, всего более надлежало бы увенчать нас и провозгласить благодетелями, а между тем нас судят за благодеяние человеку немощному, небогатому, немогуществен­ному и неславному. Кто мог бы позавидовать (нам) в этом?

Много тягостного заключают в себе слова (Петра); но из них видно, что иудеи сами навязывались на зло. «Что именем Иисуса Христа Назорея» (ст. 10). Что особенно опечалило их, то (апостол) и прибавляет. Вот это именно и значили слова Христовы: «и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). «Что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав» (ст. 10). Не подумайте, говорит, что мы скрываем Его отече­ство или страдание. «Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав». Опять – страдание, опять – воскресение.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять

Если под пятью тысячами человек, которых Господь накормил в пустыне, подразумевается народ, находившийся под властью закона, но созданный заново милосердием Христовым, то и эти пять тысяч, получившие наставление в учении апостолов, могут обозначать народ язычников, который будет искать духовный смысл тайн этого же самого закона, и каждому из этих народов оказывается милость на небесной вечери, ибо когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Гал 4:4).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять

Что это? Разве они не видели, что апостолы оправдались, и несмотря на то однакож их (апостолов) связали? Как же они уверовали? Видишь явное содействие Божие? И нужно же было случиться тому, чтобы те, которые уверовали, были из числа более немощных. Но споспешествуемая Божественным Духом Петрова беседа бросила семя в глубь мысли и коснулась самой души их. Связали же их священницы пред лицом народа, чтобы и самих смотревших сделать более трусливыми; но вышло наоборот. А допрашивали их (апостолов) наедине - из опасения, чтобы дерзновение их не произвело влияния на слушателей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 3-4 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч

В борьбе с Христовой Церковью главнейшим орудием у неверов является внешнее насилие. Несомненно, это самое сильное и верное средство у безбожия. Пропаганда неверия, рассчитанная лишь на свободное преклонение пред безбожием, не имеет никакого успеха.

Под влиянием страха многие из христиан стыдятся открыто исповедовать свою веру, тогда как они охотно посещали бы храмы Божии, если бы были уверены, что свободно могут верить. Только внешнее насилие побуждает робких и слабых пастырей отрекаться от святого православия, чего бы не было с ними, если бы их только призывали к измене Церкви… Кроме запугивания слабых христиан, насилие хочет достигнуть ослабления веры и другим способом, именно – через заключение в тюрьмы и даже казни христиан, особенно их главных руководителей – епископов и священников. Неверие хочет выставить в униженном свете христианскую веру, показать ее кажущееся бессилие… Так думали книжники и фарисеи, арестовавшие апостолов Петра и Иоанна… Вот, как бы говорят они уверовавшим через апостольскую проповедь людям, мы ваших вождей христианских – апостолов, за которыми вы идете, которым кланяетесь и чтите, их мы на ваших глазах – в тюрьмы, а если нужно, то и убьем, как убили их главного вождя – Иисуса Назарея! Где же сила вашей христианской веры: смотрите, как жалки и ничтожны ваши учителя – руководители! А смотрите, как мы могущественны, – идите за нами! Да, эта сторона внешнего насилия имеет большое значение, едва ли не самое главное в руках неверия… Однако история и жизнь показывают всю призрачность этих, по-видимому, сильных средств неверия… Иудейские начальники приказывают арестовать апостолов, их сажают в тюрьму. Что же слушатели? Разбежались ли, усомнились ли в правде апостольской? О, нет! Несмотря на этот внешний террор, многие из слышавших апостольские речи уверовали, и таких оказалось немало – около пяти тысяч! Что же привлекло их? Какая сила побудила их идти на явную опасность – пострадать за веру, ибо они видели, что и учителя их страдают? Сила эта – истина Христова. Люди стремятся к истине, хотя бы они были грязны духовно и находились в заблуждениях. Искра Божия живет в каждом человеке – это влечение к Богу, святости, добру, красоте, истине. И когда человек находит эту истину, настоящую истину, он тянется к ней неудержимо, не обращая внимания ни на угрозы, ни насмешки над ним. Что угрозы и презрение, когда он своим существом знает, как драгоценна ему эта найденная им жемчужина – Христова истина!

А страдания, насмешки и тюрьма над служителями Христовыми достигают совершенно не тех результатов, которые думают достичь слуги неверия… Верующие пастыри Христовы открыто идут на уничижение, и на узы, и даже на смерть – значит, они не боятся всего этого, значит, они действительно веруют в Бога и будущую жизнь. А если так, то позволительно усомниться в самом неверии: сильно ли оно само, если прибегает не к силе слова, а к насилию! Со стороны верующих пастырей мы видим одно лишь убеждение и никакого намека на сопротивление или подстрекательство преданных им верующих чад к какому-нибудь даже маленькому протесту!

Последователи Христа Бога не лживые поддельные христиане, которые сами употребляют насилие, обман и всякие подстрекательства (католики, униаты, обновленцы и им подобные), а православные христиане идут в мир с истиной Христовой: ее они противопоставляют неверию, убеждая, что все, кто стремится к истине, найдут ее и примут ее. И этим они стремятся подражать своему Божественному Учителю, Который говорил на суде Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18:37).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 4. 1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Глава 4: 1–4. Чудо исцеления апостолом Петром хромого при дверях храма и речь, произнесенная им после того к народу в притворе Соломоновом, имели два совершенно противоположных действия: возбуждение веры в Христа в одних и преследование проповедников Христа от других. Многие из слушавших слово Петра уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч человек, а священники и начальники стражи при храме и саддукеи... наложили на апостолов руки и отдали их под стражу.

Три разряда действующих лиц указывается при взятии апостолов под стражу: представители иудейской иерархии, блюститель внешнего порядка при храме и саддукеи. Причин же или побуждений взятия апостолов под стражу указывается две: самый факт, что апостолы учат народ, и потом предмет учения – воскресение из мертвых. Что касается последнего побуждения, то очевидно, что им руководились власти саддукейского направления, которое, как известно, отвергало бытие духовного мира и с ним вместе воскресение из мертвых. Принадлежавшие к этой ереси были в то время люди большею частию сильные и властные; даже сам глава иудейской иерархии – первосвященник был саддукей (5, 17). В настоящем случае их раздражало то, что апостолы, проповедуя воскресение Иисуса Христа, этим самым вообще учат о воскресении из мертвых. Это раздражало их как саддукеев, но как члены синедриона и вообще иудейской иерархии они досадовали и на то, что вообще апостолы учат народ. В этом отношении они сходились со всеми священниками. Последние видели в учительстве простых людей предвосхищение прав, им только принадлежащих, ущерб своему авторитету, как народных учителей и руководителей в делах веры, опасность потерять свое религиозно-нравственное влияние на народ. Блюститель же внешнего порядка в том, что простые люди в одной из пристроек храма собирают вокруг себя толпы народа и учат, мог видеть и нарушение внешнего благочиния и порядка, и опасность народного возбуждения в каком бы то ни было смысле со стороны проповедников.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Многие же уверовали и пр.: тогда как представители иудейской иерархии, носители мнимые еврейского православия, так враждебно отнеслись к проповедникам нового учения, даже употребили насилие против них, более беспристрастные и простые люди так увлечены были проповедью апостолов, что уверовали в Господа Иисуса в великом количестве. И уверовали они не ради собственно чуда, совершенного апостолами над хромым, но убежденные словом проповеди апостольской.

Около пяти тысяч: столько было уверовавших собственно мужей (ἀνδρῶν, у нас в русском переводе – людей), кроме жен и, может быть, детей. Таким образом, слово апостольское привлекло теперь к Христу более, чем даже в день Пятидесятницы (тогда около 3.000; см. Деян.2:41), что кроме силы апостольского слова, объясняется, конечно, особенным предрасположением народа к вере в Христа, подготовленным со времени Пятидесятницы необыкновенными действиями апостолов и всем поведением верующих, стяжавшим им любовь народа (ср. Деян.2:43–47). Уверовали около пяти тысяч: «что это значит? Разве они видели апостолов во славе? Не видели ли напротив, что их связали? Как же уверовали? – Видишь ли явную силу Божию? Ведь и тем, которые уже уверовали, надлежало бы сделаться от этого немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и тронула их душу» (Злат., ср. Феофил.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч

Около пяти тысяч - мужей (ἀνδρῶν) - кроме, как видится, жен и детей. Число обращенных на этот раз превзошло даже первый успех дня Пятидесятницы, очевидно потому, что, кроме силы апостольского слова и величия чуда, и сам народ уже более являлся предрасположенным к вере во Христа всем поведением верующих, вызывавших народные симпатии, и необычайными действиями апостолов.

Хорошо объясняет успех проповеди апостольской св. Златоуст: ««уверовали около пяти тысяч…» Что это значит? Разве они видели апостолов во славе? Не видели ли, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу Божию? Ведь и тем, которые уверовали, надлежало бы сделаться от этого немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и затронула их душу».

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
 

Начальник стражи, при содействии храмовых священников и знатных саддукеев, отдал Апостолов под стражу, не имея силы сказать что-либо против их слова и дела исцеления хромого.

Но слово Божие не вяжется (2Тим.2:9). Свидетели чуда и непредубежденные слушатели слова отнеслись ко всему с полнотой чувств и разума. И вот около 5000 из них уверовали во Христа. Не могли, конечно, многие из них не высказаться о сем тогда же. А потому заключение Апостолов под стражу было не столько для них наказанием, сколько торжеством истинных служителей Домовладыки храма, при котором им и прилично было находиться, чтобы подкреплять, вразумлять и наставлять новообращенных, подготовляя их к восприятию Святых Таин и даров Святого Духа. И это совершилось после того, как на Апостолов наложили руки (связали). Очевидно, благоговение к чуду говорения Апостолов на разных языках возросло сторицею в силе воздействия на приготовленных к вере новым чудом – исцеления хромого, которое по существу было меньше первого, но оно было, так сказать, предметнее, очевиднее и потому поразительнее в своем действии, сначала на сердца и умы, а потом и на волю, при неуместном гонительстве святых чудотворцев и дивных богоглаголивых проповедников. Обращая внимание на сие гонительство, блаженный Феофилакт говорит: «обрати ты свой взор на преспеяние Иудеев в лукавстве и бесстыдстве. Прежде, при Христе, они искали человека, который бы предал Его; теперь уже сами налагают руки, сделавшись после креста дерзновеннее и бесстыднее. А с ними, говорится, и воевода церковный. Это – для того, чтобы такою обстановкой придать делу характер публичного обвинения и выдать его, как бы не свое. Так стараются они делать всегда. И положили в соблюдение до утра. Так поступали Иудеи с Апостолами и стерегли их, между тем продленное время сделало Апостолов более неустрашимыми».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible