Скрыть
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки

«Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла» (ст. 11). Напомнил им и о слове, которого достаточно было, чтоб устрашить их, так как ска­зано: «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). «И нет ни в ком ином спасения» (ст. 11). Какие, думаешь, раны получили они от этих слов? «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (ст. 12). Здесь возвещается и (нечто) возвышенное. Когда не было нужды чего-либо достигнуть, а надлежало только показать дерзновение, тогда (апостол) не ща­дит, потому что не боялся поразить их. И не сказал просто: чрез другого, но: «и нет ни в ком ином спасения», – этим показывая, что Он может спасти нас, а в то же время желая и устрашить их. «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (ст. 13). Но каким же, скажешь, образом люди неученые победили красноречием и их, и пер­восвященников? Это – потому, что не они говорили, а чрез них – благодать Духа. «Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (ст. 14). Велика смелость этого человека, как видно из того, что он не оставил апостолов в самом суде. Следовательно, если бы они сказали, что (дело) не так было, он обличил бы их.

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим. 2:5), ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, и Бог установил для всех веру в Него, воскресив Его из мертвых (Деян 17:31). Итак, без этой веры, то есть веры в одного посредника между Богом и людьми - человека Иисуса Христа, без веры в Его воскресение, которое Бог определил для всех, в которое в любом случае невозможно действительно поверить без Его воплощения и смерти - значит, христианская истина не сомневается, что без веры в воплощение, смерть и воскресение Христа древние святые, хотя они и были святы, не могли очиститься от греха и оправдаться милостью Божией. Или среди тех святых, о которых упоминает Святое Писание, или среди тех, о которых там даже и не упоминается, но, однако, есть верующие в то, что они были, или до потопа, или после потопа до дачи закона, или во время самого закона не только у сынов Израилевых, как, например, пророки, но даже за пределами этого народа, как, например, Иов. Ведь их сердца очищались той самой верой в Посредника, и в них излилась любовь через Святого Духа (Рим. 5:5), Который дышит, где хочет (Ин. 3:8), не ищет благодеяний, но творит благодеяния. Ведь милость Божия никаким образом не будет милостью Божией, если не будет полностью бескорыстной.

О благодати Христа и первородном грехе

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Если ни в ком другом, но только в одном Христе спасение мира, то и ветхозаветные отцы спасены воплощением и страданием Того же Самого Искупителя, которыми, как мы веруем и надеемся, спасены и мы. Ведь хотя таинства различаются в зависимости от времени, в которое они происходят, одна и та же вера приводит к согласию всех; как мы научились тому, что через апостолов совершилось Домостроительство Христа, так и они от пророков научены были тому, что совершится это же самое Домостроительство. Ибо человек искуплен от плена не иным чем, как Кровью предавшего Себя для искупления всех (1Тим 2:6).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения: Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам

Таков, то есть, тщательно испробован - тот камень, который стал главою этих двух, сплоченных чрез него в одно здание Церкви, народов, то есть, уверовавшего народа иудейского и всего уверовавшего язычества. И несть ни о едином же ином спасения. Здесь возвещаются уже и высокие истины. Да, как только настал час научить, то и пророчества обходят апостолы; и когда наступало время говорить с дерзновением, тогда они излагали уже одни свои мысли; потому что когда не было ничего такого, чем бы можно было подействовать на слушателей с целию исправления их, но когда следовало смело возвестить истину, тогда они (апостолы) уже не щадят. Да теперь Петр и не боялся того, как бы не запугать их; и потому поступает не так, как поступает в других случаях, направляя свою речь приноровительно к ним, ради спасения их. Известно, говорит, всем, что не нам одним даровано это имя, но и всем; так как и иудеи признавали воскресение, но поверхностно и детски.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О таинстве Покаяния
 

Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28; Лк.7:37-38; Лк.15:20; Ин.14:6; Деян.4:11,12; 1Тим.2:5-6; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, №10).

Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» (Деян.19:18), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв.

Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога (Ин.20:21-23).

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

9–12. В ответе своем апостол Петр, сказавши, что дело, за которое они, апостолы, призваны на суд, есть благодеяние и состоит в чудесном исцелении человека немощного, твердо и решительно свидетельствует, что исцеление совершено именем Иисуса Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых. Уже в этих словах апостол поставляет своих судей в положение обвиняемых, прямо приписывая именно им вину распятия Иисуса Христа. Далее он это обвинение не только не смягчает, но еще более усиливает. Именуя Иисуса Христа словами псалма (117, 22) – краеугольным камнем, на котором созидается все спасение человеческое, апостол признает за своими судьями достоинство «зиждущих» домостроителей в здании Царства Божия на земле, но тут же приписывает им тем более тяжкую вину отвержения этого краеугольного камня. А между тем, свидетельствует апостол, Иисус Назорей, воскресший из мертвых, есть действительно предсказанный Псалмопевцем краеугольный камень, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

8. Тогда Петр, исполнясь Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9. Если от нас сего дня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен;

10. То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, которого вы распяли, которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав.

11. Он есть камень пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.

12. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.


Петр, исполнясь Духа Святого: именно особенным образом исполнясь, для защиты правого дела в этом частном случае, соответственно обетованию Христову (Мф.10:19–20 и парал.).

Сказал: Петр отвечает только на данный вопрос – какой силой и во имя чье совершено ими исцеление и отвечает с дерзновением и прямотой.

Начальники народа и старейшины: почтительное обращение, признающее их в их высоком достоинстве представителей народных, хотя они, как распявшие Мессию своего, и недостойны сего.

Если от нас требуют и пр.: условная форма речи и сам выбор выражений тонко и остро указывают на несправедливость теперешнего суда над апостолами. Они, апостолы, оказали благодеяние немощному; неужели следует требовать ответа или отчета в благодеянии и судить за него перед высшим судилищем, как за злодеяние? «За это, конечно, надлежало бы увенчать нас и провозгласить благодетелями, а между тем нас судят за благодеяние человеку немощному, не богатому, не сильному и не славному» (Злат.). Вместе с сим апостол указывает на непререкаемость чуда, именно – что человек тот действительно был немощен и действительно исцелен ими.

Да будет известно всем вам и всему народу: вам, как представителям народной веры и совести, а через вас и всему народу, который призывается к покаянию и обращению ко Христу.

Именем Иисуса Христа (Деян.3:6), Назорея (Деян.2:22), которого вы распяли, или предали на распятие (Деян.3:13), но которого Бог воскресил (см. прим. к Деян.2:23), Им поставлен он пред вами здрав, т.е. силой Его, а не нашей (Деян.3:12), через призывание имени Его. Объясняя силу этого имени, апостол пользуется изречением псалма, которое однажды сам Господь приложил к себе и начальникам иудейским (Пс.117:22; ср. Мф.21:42). В псаломном изречении Мессия называется краеугольным камнем, которым пренебрегли строители здания вместо того, чтобы положить его в основание; оттого здание, само собой разумеется, непрочно. С чрезвычайной смелостью апостол прямо в глаза синедриону говорит, что распятый ими Иисус есть именно этот камень, что зиждущие – это они, руководители религиозно-нравственной жизни народа, они отвергли этот камень при устроении теократической жизни народа, но этот камень сделался, вопреки их воле, главой угла нового здания царства Божия на земле (см. прим. к Мф.21:42). Псаломное изречение, в применении к данному частному случаю, апостол дополняет и как бы разъясняет выражением: нет ни в ком ином спасения и пр.: – выражение, заимствованное в настоящем случае от исцеления болезни или спасения от болезни хромого, означает вообще спасение, даруемое Мессией в Его царстве. Он, а не иной кто, есть истинный Мессия, и Его только именем, а не именем кого-либо другого, надлежит и можно получить человеку спасение, так как Он один есть искупитель всех людей от грехов, законного проклятия за грехи и неизбежного следствия грехов – смерти. Это апостол выражает усиленно: нет другого имени, кроме имени Иисуса Назорея (призывание коего исцелило больного), под небом во всей поднебесной, во всей вселенной, данного человекам, во всем человечестве, которым бы надлежало спастись, ибо только один Спаситель всего мира, по определению Божию, Иисус Христос Назорей, и только это имя, по вере в Него, дарует людям спасение.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Несть иного имене под небесем, – о нем же подобает спастися нам.

На этом основании штундисты осуждают православных за почитание святых угодников Божиих, говоря, что оно напрасно, что, по Слову Божию, никто, кроме Христа, не может спасти нас. Но св. ап. Петр, которому принадлежат взятые нами слова Деян.4:12, по исцелении им хромого, так говорил удивленным израильтянам: «что вы смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит» (Деян.3:12)? Так и вообще святые, прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своею силою, но Христовою, содействуют нашему спасению не своим именем, но Христовым, а посему и почитаются нами ради имени Христа, т. е., как угодники и други Христа. Та истина, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (Деян.4:11), не колеблется этим, равно как и тем, что Господь совершал чудеса руками апостолов (Деян.5:12).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

В объяснение значения и силы имени Иисусова Апостол приводит изречение псалма, которое однажды Сам Господь приложил к Себе пред начальниками иудейскими (Пс. 117:22 ср. Мф. 21:12). По смыслу этого изречения, Мессия представляется основным краеугольным камнем, которым пренебрегли строители здания. Распятый Христос и был этим именно Камнем, который они, зиждущие, руководители религиозно-нравственной жизни народа, пренебрегли при устроении теократической жизни народа, но - несмотря на все - этот Камень, по воле Божией, все-таки сделался главою и основою нового здания Царства Божия на земле. Смело применяя этот смысл приведенного изречения к современным начальникам народа, распявшим Иисуса, Апостол заключает свою речь величественным исповеданием Иисуса истинным Мессиею, Имя Которого - и только одно оно - заключает в своей силе спасение всей поднебесной - не только временное (вроде исцеления больного), но - что еще важнее - вечное и всеобщее (спасение от грехов со всеми последствиями их, включая и самую смерть).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Учение о спасении всех только через Иисуса Христа Апостол высказывает Евреям, как предостережение о том, что если они не уверуют в Иисуса Христа, то и не спасутся, причем он высказывает это учение не как сухую доктрину, а как живое слово родным людям, в число коих он включает и себя, говоря, что так как другого имени нет во всем мире, которое бы могло дать полное спасение, то и надлежит нам воспользоваться данным нам именем Иисуса Христа, не помышляя тщетно о других, как не существующих и не могущих существовать. Только через Иисуса Христа подается избавление от греха, проклятия и смерти, и даруется спасение, – говорили многие Апостолы в многоразличных выражениях (1Тим.2:5-6); (Деян.10:43). Но Апостол Петр выразил мысль о единстве спасения только через Иисуса Христа с такою силою и краткостью, что его слово всегда будет классическим. «Сколько успокоения представляют нашему сердцу слова первоверховного Апостола о силе имени Иисуса Назорея. Какое благо нам, что при этом неудержимо мятущемся потоке времени есть у нас одна незыблемая скала, на которой мы можем стоять незыблемо, сладчайший Иисус, о имени Которого подобает спастись нам. Пусть изменяется и преходит мудрость мира сего; глаголы Его – глаголы живота вечного (Ин.6:68.) Пусть люди и любят, и ненавидят нас; мы всегда пребудем и покойны душой, и сильны, и блаженны, если пребудем верны благодати Божией. Наконец наступит время, когда последний враг будет для нас обезоружен и низложен Им же, Спасителем нашим. И веруяй в Он имать живот вечный» см. «Христианское Чтение» 1858г., ч. 2, стр. 400).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible