Скрыть
И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Смотри: он не говорил ничего о настоящем, но все о царствии Божием. Видишь ли благоустроение Божие? <…> Видишь ли, как все предвидела эта святая и божественная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу, способную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодрствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами (Рим. 15:29, 32); и опять: теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым (Рим. 15:25); это тоже, что говорил прежде: я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему (Деян. 24:17). Он был уже близок к венцу, Рим видел его связанным, и [потом] увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: успокоиться с вами; то: я иду в Иерусалим, чтобы послужить. Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия - три, этот [Рим] - теперь два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался. <…> Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а потом, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть дел его? Представь такою же и остальную.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. Толкование на Деян. 28:17

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-31 Пребысть же Павел два лета исполнь своею мздою, и приимаше вся приходящыя к нему, Проповедуя царствие Божие, и учя яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением невозбранно

Павел действовал не как тот Синопец (Диоген), который одевался в лохмотье и жил в бочке, который многих удивлял тем, в чем они не имели никакой нужды, а пользы не приносил никому. Павел ничего подобного не делал; потому что обращал свои взоры не на честолюбие. Напротив он (Павел) одевался со всевозможным приличием, жил постоянно в доме и показывал всяческое попечение о приличии, которым упомянутый циник пренебрегал, нарушая его публично, живя невоздержно и увлекаясь страстию к славе. Если кто вздумает искать причины обитания его в бочке; так никакой другой причины не найдет, кроме одного тщеславия. А Павел даже платил за помещение, какое занимал в Риме.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Евсевий Кесарийский (†339)

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

И Лука, написавший Деяния Апостолов, заключает свой рассказ сообщением, что Павел провел в Риме на свободе целых два года, беспрепятственно проповедуя слово Божие. Затем, оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил 2-е послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине. Выслушай его собственное свидетельство: При моей первой защите со мной никого не было: все меня оставили. Да не зачтется им это. Господь был со мной и дал мне сил, чтобы проповедь моя была завершена в полноте и ее услышали все народы, и я был избавлен от пасти львиной (2Тим. 4:16-17). Этими словами он ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость) , чтобы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавил ничего вроде: «избавит меня от пасти львиной», потому что он видел в Духе, что кончина его близка, поэтому к словам я был избавлен от пасти львиной он добавляет: Господь избавит меня от всякого зла и спасет в Своем Царствии Небесном (2Тим. 4:18), указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он его в этом же послании, говоря: Я уже предложен в жертву, и время моего отшествия настало (2Тим. 4:6). Он говорит, что, когда он писал 2-е послание к Тимофею, с ним был только один Лука (2Тим. 4:11), а при первой защите не было даже и его (2Тим. 4:16). Вероятно, Лука закончил Деяния тем временем, когда он находился вместе с Павлом. Заметим, что мученичество Павла пришлось не на то пребывание его в Риме, о котором пишет Лука. Вероятно, в начале своего царствования Нерон был настроен более кротко и спокойно выслушал защиту веры Павлом; когда же Нерон дошел до дерзких и беззаконных поступков, он наложил руку как на других, так и на апостолов.

Церковная история

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

30. И жил Павел целых два года на своем иждивении, и принимал всех приходящих к нему,
31. Проповедуя царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.


 Эти стихи составляют заключение книги Деяний, совершенно одинаковое по форме своей с заключением Евангелия от Луки (Лк.24:53-54). Эта одинаковость формы заключения первого и второго слова (Деян.1:1) писателя заставляет признать за несомненное, что книга Деяний не есть незаконченная книга, но так же как и Евангелие от Луки – вполне законченное, по намерению писателя, слово. Почему дееписатель здесь окончил свою книгу – догадки об этом неуместны, точно также как и в отношении к вопросу, почему он не описал деяний других святых апостолов.
– Целых два года: вероятно, до освобождения от уз, а не до мученической кончины своей.
– На своем иждивении: греческое слово предполагает полное содержание, т.е. наем помещения и обыденное содержание. Не имея возможности, как узник, добывать себе содержание по-прежнему собственным трудом (Деян.20:34) апостол, вероятно, содержался в Риме от усердия верных, не только туземных, но и других основанных им и любивших его обществ христианских (ср. Флп.4:10 и д. Флп.4:18).
– Проповедуя невозбранно: тем более что первый его ответ перед судом Кесаря (2Тим.4:16) и дальнейшие обстоятельства послужили к большему успеху Евангелия, так что узы его о Христе сделались известными всей претории – и всем прочим (Флп.1:12-13). – «Будем же, – убеждает святой Златоуст, – подражать Павлу, этой доблестной и адамантовой душе, дабы шествуя по следам его жизни мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани, и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу, вместе с Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно

Последние два стиха составляют кроткое заключение книги Деяний, напоминающее подобную же форму заключения Евангелия от Луки (Лк. 24:52-53). Это как будто заставляет признать за несомненное, что книга Деяний отнюдь не есть незаконченная книга, но подобно как и Евангелие Луки - вполне законченное по намерению писателя, слово (Деян. 1:1).

Целых два года - вероятно, до освобождения от уз, а не до мученической кончины своей, которая, по некоторым преданиям, последовала несколько после.

На своем иждевении - en idiw misqwwmati - предполагающем и наем помещения, и обеденное содержание. Так как теперь Павел, как узник, не имел возможности добывать себе содержание по-прежнему - собственным трудом (Деян. 20:34), то, очевидно, он пользовался усердием верных, не только туземных, но и других основанных им и любивших его обществ христианских (ср. Флп. 4:10 и д. 18).

Проповедуя невозбранно - особенно после того, как первый его ответ пред судом Кесаря (2Тим. 4:16) сделал его известным всей претории и всем прочим (Флп. 1:12-13), послужив к большему успеху Евангелия (Флп. 4:22).

«Будем же, убеждает св. Златоуст, подражать Павлу, этой доблестной и адамантовой душе, дабы, шествуя по следам его жизни, мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани, и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа».

Этим писатель оканчивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, дабы остальное он дополнил собственным умозаключением. «Ибо, конечно, каково было прежнее, такого же было и последующее… Коринф имел его у себя два года, Азия три, этот (Рим) два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался… Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, как и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть!» (Злат.). В заключение небезынтересно поставить вопрос: почему в эти два года пребывания Павла в Риме его положение не изменилось ни к лучшему, ни к худшему? Полагают, в объяснение этого, что все это время ожидали кого-либо из Иудеи, уполномоченного поддерживать пред императором обвинение против Павла, или же просто дело замедлилось от небрежности, свойственной римским неограниченным правителям. Наконец, некоторые допускают, что это замедление произошло не без участия друзей Павла, которые видели в том большую пользу и для себя, и для него, при представлении ему столь широкой свободы в узах.

Сказания о дальнейшей судьбе апостола заимствуются главным образом из сообщений Евсевия Кесарийского, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста, Барония, Климента Римского, Лактанация и других.

Наиболее достоверное время мученической кончины апостола 67 или 68 г. по Р.Х.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

30. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

31. проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.



Время пребывания Апостола Павла в Риме было значительное, целых два года, в течение коих он пользовался полною свободой для проповеди, так что слушать его приходили очень многие. И всем он смело и прямо говорил все, что они могли воспринять об Иисусе Христе, как Спасителе мира от грехов, и о людях, верующих в Него, как членах не земного, а духовного и небесного царства, в котором не сила человеческая, а сила Божия в немощах человеческих совершается, направляя всех к вере и вечному спасению о Христе Иисусе. Если и при великих препятствиях Апостол обращал ко Христу многих, то еще более благотворно было его слово, проповедуемое невозбранно. Этому не препятствовало, конечно, то, что он сам должен был снискивать пропитание и платить за кров. В послании к Филиппийцам Апостол Павел сообщает, что обстоятельства его послужили к большему успеху благовествования, и узы его о Христе сделались известны всей претории и всем прочим (Флп.1:12-13). По изъяснению святого Иоанна Златоуста, здесь Апостол говорил как бы так: «Бог так устроил, что узы мои во Христе и для Христа не остались неизвестными во всем судилище. Так называли прежде царские палаты. И не только в судилище, но и во всем городе». Слово Евангельское распространялось и через него лично, и от сотрудников его. Дальше и дальше идя, оно дошло до кесарева дома» (преосвящ. Феофан, в объяснении послания к Филиппийцам).

Кроме послания к Филиппийцам из Рима в это время еще были написаны послания к Колоссянам, а также к Филимону и Евреям. Таким образом, деятельность Апостола была здесь кипучая. «Рим принял Павла связанного (говорит святой Иоанн Златоуст) и избавился от уз заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорил (предупреждая) в послании: приду в исполнении благословения благовестия (Рим.15:29-32). Рим видел его связанным и потом увидел увенчанным и прославленным. Неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Теперь он не подвергся смерти, а потом, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился жизни. Этим писатель оканчивает свое повествование и оставляет жаждущего читателя, дабы остальное он дополнил собственным умозаключением». «Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, как и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клевета, ежедневная смерть. Ты видел малую часть (дел) его? Представь такою же и остальную. Этот муж – небо, вмещающее в себе Солнце правды, посему и сам он выше неба. Чтобы уразуметь Павла, для этого нужна чистая жизнь. Зная это, будем сохранять душевное здравие и подражать Павлу, дабы, шествуя по следам его жизни, мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible