Скрыть
Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-12 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней

«Дошел он до Дервии и Листры» (Деян. 16:1). Не благоразумно было бы ходить напрасно. Будем также поступать и мы: будем наставлять на­перед прежних, чтобы они не послужили препятствием для последующих. «Посетим», говорит, «братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут». Он не знал об этом, как следует, и потому пошел по­сетить братию. Видишь, как он постоянно бодрствует, забо­тится, не остается на одном месте, хотя подвергался множеству опасностей. Видишь ли, что и прибытие его в Антиохию было не от страха? Как врач, он пошел к болящим и необхо­димость посещения изъяснил в словах: «в которых мы проповедали слово Господне». Варнава отделился и уже более не сопутствовал ему. «Избрав себе Силу», говорит (писатель), «быв поручен братиями благодати Божией». Что это значит? Т.е. молились, просили Бога. Смотри, как всегда много может молитва братий. И затем пошел пешком, желая на пути принести пользу видевшим его; и благоразумно. Когда они спешили, то плыли; а теперь не так. «И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деян. 16:1-3).

Достойна удивления мудрость Павла! Он, столько восста­вавший против обрезания, употреблявший все меры и успоко­ившийся не прежде, как достигнув цели, тогда, когда это уче­ние было утверждено, обрезывает ученика. Не только другим не возбраняет, но и сам делает это. Нет никого мудрее Павла. Он во всем смотрел на пользу, не делал ничего просто, по предубеждению. «Его пожелал Павел», говорит (писатель), «взять с собою». Удивительно, что он даже привел его с собою. «Ради Иудеев», говорит, «находившихся в тех местах». Это – причина обрезания; они не стали бы слушать слово от необрезанного. Но что? Посмотри на самое дело: он обрезал, чтобы прекра­тить обрезание, потому что проповедовал определения апосто­лов. Видишь ли борьбу и чрез борьбу созидание? Не от дру­гих побуждаемые, но и сами делая противное, они таким об­разом устрояли Церковь. Они внесли определение не обрезы­вать, а он обрезывает. «И ежедневно», говорит (писатель), «увеличивались числом» (ст. 5). Видишь ли пользу от этого обрезания? Затем он более не остается у них, как пришедший посетить их, но что? Идет дальше. «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (ст. 5-7). Почему они «не были допущены», не говорит (писатель), но только говорит, что они «не были допущены», научая нас этим покоряться и не исследовать причин, и показывая, что многое они делали и по-человечески. «Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (ст. 8-9). Для чего было видение, а не сам Дух Святый пове­лел? Он желал привлечь их и таким образом. И (другим) святым бывали видения, и сам (Павел) вначале видел в видении мужа, пришедшего и возложившего на него руку (Деян. 6:12). Для того побуждает его идти туда, чтобы проповедь распространилась. Также и по следующей причине возбраняется ему оставаться в других городах, когда побуждает его Хри­стос (идти туда). Эти имели слушать Иоанна, и притом долгое время, и может быть не слишком имели в том нужду, а туда нужно было придти. Потом он и уходит, отправившись на ту сторону (моря). «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней» (ст. 10-12). Так, ему является и сам Хри­стос, говоря: «тебе должно предстать пред кесаря» (Деян. 27:24). Потом (писатель), как повествующий историю, говорит о ме­стах и показывает, где (Павел) останавливался, именно в больших городах, а другие проходил. Быть колонией соста­вляет достоинство города.

«Проходя», говорит (писатель), го­рода. «И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии». Велика вера Тимофея, если свидетельствуется всеми. Когда отделился Вар­нава, Павел находит равного ему, о чем сам говорит: «вспоминая о слезах твоих», нелицемерную веру твою, «которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» 2Тим. 1:4-5). «И, взяв», говорит (писатель), «обрезал его»; а для чего, показывает, прибавляя: «ради Иудеев, находившихся в тех местах». Итак, поэтому (Тимофей) обрезывается, или и ради отца, который был эллин и следовательно не был обрезан. Смотри, как закон уже отрешался. Иные же думают, что он родился после оглашения его (отца) проповедью; но, может быть, это не справедливо, так как «ты из детства», говорит (Павел), «знаешь священные писания» (2Тим. 3:15). Потому надобно принять первое; если же не так, то потому, что (Павел) намеревался сделать его епископом и ему не следовало оставаться необрезанным. Язычникам же не нужно было соблюдать ничего такого; и это было немаловажно, так как столь долгое время они соблазнялись этим. Начало отменения (закона) было положено тем, что язычники не соблю­дали его и не терпели никакого вреда и ничего не лишались по отношению к вере; потому они охотно и оставили его. Так как он намеревался проповедовать, то чтобы вдвойне не по­разить иудеев, обрезывает его, хотя он был двоякого про­исхождения – от отца эллина и от матери верующей. И хотя дело касательно язычников было важно, но он, не смотря на это, сам обрезал его, потому что проповедь должна была ра­спространяться. И смотри: от действия противного (определению апостолов) здесь происходит великое благо. «И ежедневно увеличивались числом», говорит (писатель). Видишь ли, что обрезание не только не повредило, но и принесло великую пользу? «После сего видения», говорит, «тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там». Заметь, не чрез ангела, как Филиппу, или Корнилию, но как? – в видении является ему (Господь), только человеческим образом, а не Божественным. Где легко было убедить, там (Он является) более человеческим образом, а где с боль­шею трудностью, там более Божественным. Так, когда он привлекался только проповедовать, для этого было ему снови­дение, а когда нужно было удержать от проповедания, это от­крывает Дух Святый. Так было и с Петром (когда Дух сказал ему): «встань, сойди» (Деян. 10:20). Легких дел не со­вершал Дух, но для этого достаточно было и сновидения. Так и Иосифу, когда легко было убедить его, было сновидение, а дру­гим видение (Мф. 2:13). Так и Корнилию и самому (Павлу). И вот, говорит (писатель), «предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря». Не сказал: повелевая, но: «прося», о тех, которые нуждались во врачевании. Что значит: «заключая»? Значит: догадываясь. И из того, что видение было Павлу, а не кому другому, и из того, что они были удержаны Духом, и из того, что находились у пределов (Македонии), – из всего этого они делали такое заключение. С другой стороны и самое плавание указывало на это, – потому что в течение короткого времени они достигли самого корня Македонии. Таким образом устрояется, что распря послужила на пользу. И если бы Дух Святый не явил Своего действия, Македония не приняла бы слова. А такое преуспеяние – знак, что случившееся не есть дело человеческое. Не сказано, что Варнава огорчился, но что между ними «произошло огорчение». Если же не огорчался он, то также и Павел.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии

Воистину, страшен Господь в делах над сынами человеческими (Пс. 65:5). Этот обещает, что во всем будет следовать за учителем, и ему это не разрешается (Мф. 8:19-20), другой же, получив повеление следовать, не получает желаемой отсрочки для похорон отца (Мф. 8:21-22). Павел привлекается против своего желания, несмотря на его сопротивление (Деян. 9:1-9). Корнелию, благодаря его молитвам и милостыни, в качестве вознаграждения показывается путь ко спасению (Деян. гл.10). И Господь, знающий сердца, в качестве благодеяния, удалил учителя из Азии, чтобы, если бы святыня была дана псам (Мф. 7:6), ошибка враждебного сердца не судилась еще тяжелее из-за проповеди, которой они пренебрегли. И в свою очередь, посланник из Македонии, которого мы считаем ангелом этого народа, просит, чтобы апостолы, заботящиеся о других странах, ему были даны, как крошки с господского стола (Мф. 15:21-27).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-12 И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме. Церкви же утверждахуся верою, и прибываху в число по вся дни. Прошедше же Фригию и Галатийскую страну, возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Прешедше же Мисию, покушахуся в Вифинию поити: и не остави их Дух. Прешедше же Мисию, снидоша в Троаду. И видение в нощи явися Павлу: муж некий бе македонянин стоя, моля его и глаголя: пришед в Македонию, помози нам, И якоже видение виде, абие взыскахом изыти в Македонию, разумевше, яко призва ны Господь благовестити им. Отвезшеся же от Троады приидохом в Самофрак, воутрие же в Неаполь: Оттуду же в Филиппы, иже есть первый град части Македонии Колониа, бехом же в том граде пребывающе дни некия

Предаяше им хранити уставы. Хранити, говорится, уставы, - не тайны воплощения, но наставления огребатися от идоложертвенных и крови и удавленины и блуда; что касается устройства правильной жизни. Возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Почему воспрещено было им проповедовать в Азии - об этом не говорит; но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета, и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает апостолам проповедовать в Азии и Вифинии; так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев. И видение в нощи явися Павлу: муж некий македонянин и т. д. Уже не чрез ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении получает откровение Павел, - более человеческим уже образом . Где легко убедить, там так, более человеческим образом; а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука. Это видно из того, что последний объединяет свою личность с первым, когда говорит: взыскахом, приидохом, изыдохом.

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии

Очень часто возникает вопрос у христиан: почему до сих пор не просвещены светом истины Христовой многие язычники Индии, Китая, магометане Турции, иудеи и другие. На все это один ответ у нас: нет на это пока воли Божией. Мы видим, что ревностные апостолы Павел и Сила направлялись в Азию для проповеди христианской веры, но Духу Святому неугодно еще было начать там великое дело… От пастырей Церкви Христовой требуется исполнение того служения, какое находится у них в данное время, а что до остального, то пусть они твердо знают, что о сем печется Пресвятой Дух.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. 7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. 8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. 10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. 11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, 12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. 


Пройдя потом Фригию и Галатийскую страну – местности, еще в первый раз им посещаемые, и таким образом уже здесь начавши расширять первоначальную задачу своего настоящего путешествия (15, 36), апостол Павел затем направил свой путь в проконсульскую Азию (Асию) и уже дошел до одной из асийских провинций – Мисии. Но Дух Святой не допустил его проповедовать как здесь, так потом и в пограничной с Мисией Вифинии. Поэтому, миновав Мисию, он сошел в приморский город Троаду (ст. 6–9). Здесь видение Павлу мужа македонянина, молившего прийти в Македонию и помочь ее жителям, призвало апостола языков перенесть проповедь свою в Европу. И он, отправившись из Троады, отплыл на остров (на Эгейском море) Самофракию, а отсюда чрез Неаполь (приморский город при Стримонском заливе) прибыл в Филиппы – первый македонский город, в который, следуя призванию, прибыл апостол Павел с своими спутниками (ст. 10–12).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5. И церкви утверждались верою, и ежедневно увеличивались числом.
6. Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.
7. Дошед до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.

 

 Проходя, Павел в сопровождении Силы и Тимофея, по городам Писидии, Ликаонии и Памфилии, где в предшествующее апостольское путешествие Павла и Варнавы основаны были христианские общества (гл.13–14), они преподавали, устно, а может быть и письменно, посредством копий с подлинного письма апостольского собора, соблюдать определения, относительно необязательности в христианстве закона Моисеева (обрезание Тимофея, таким образом, они сами не считали противоречащим сим определениям), постановленные апостолами и пресвитерами: упоминаются только предстоятели и представители церкви иерусалимской; участие в сем всего общества иерусалимского разумеется само собой (Деян.15:22 и дал.). Конечно, это объявление соборных определений и в здешних христианах из язычников производило такую же радость и утешение, как и в антиохийских (Деян.15:31).
– Церкви утверждались и пр.: и внутренне – утверждением в вере и в христианской жизни, и внешне – увеличением числа членов, общества, посещаемые апостолами, укреплялись и возрастали, чему, без сомнения, содействовало само посещение этих общин апостолами и их деятельность среди них.

 Прошедши чрез Фригию и пр.: из Писидии Павел со спутниками своими предприняли путешествие во внутренние области Малой Азии – Фригию и Галатию. Кратко о сем повествование дееписателя, но, по всей вероятности, в это время основаны Павлом те церкви в Галатии, к которым после он писал одно из самых важных своих посланий, а равно и фригийские церкви (в Колоссах, Лаодикии и Иераполе), к которым также после писал послание (к Колоссянам). Из Галатии и Фригии проповедники предположили было идти в западные провинции Малой Азии, известные под именем Проконсульской Азии (или Асии в тесном смысле слова) – Миссию, Лидию и Карию (все западное малоазийское побережье Средиземного моря), но не были допущены Духом Святым проповедовать там. Не указанными дееписателем действиями Духа, внешними или внутренними, но которые апостолы ясно признавали или сознавали именно как особенные непосредственные действия Духа Святого, а не собственные предположения, планы и расчеты, апостолам возбранено было, по неведомым причинам (ср. Злат.), проповедовать Христа во всей этой Проконсульской Азии (Асии). Это было тогда, как они дошли было до одной из провинций, входивших в состав Проконсульской Азии, Мисии; вследствие сего они предположили было идти в Вифинию, пограничную с Миссиею, северо-западную область малой Азии, но Дух опять не допустил их туда. В таком положении они были на границах Миссии и Вифинии: ни в той, ни в другой Дух Святой не допускал их к проповеди. Как видно из дальнейшего, они призывались к деятельности в Европе, это угодно было Духу Святому, и они, конечно, не без особенного внушения Его, решились подойти ближе к границам Малой Азии с Европой. Потому, миновать Мисию, т.е. пройдя через нее, или по границе, ее без проповеди (так как им было возбранено проповедовать здесь), они сошли в приморский город Троаду (в Миссии же), откуда морем недалеко было переправиться в Европу, и здесь получили откровение воли Духа Святого о том, чтобы перенести свою проповедническую деятельность из Азии в Европу.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии

«Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну» - внутренние области Малой Азии. В это именно время были основаны здесь церкви, к которым апостол впоследствии писал особые послания (к Галатам, Колоссянам).

Асия - так называемая проконсульская Азия - все западное малоазийское побережье Средиземного моря, с провинциями - Мисией, Лидией и Карией.

«Не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии». Какими именно действиями Духа, внешними или внутренними, и по каким причинам апостолам возбранена была здесь проповедь, Дееписатель не указывает. Во всяком случае, такие особенные непосредственные действия Духа Св. апостолы ясно воспринимали, отличая их от собственных предположений, планов и расчетов.

Мисия и Вифиния - северо-западные области Малой Азии, упирающиеся в Мраморное и Черное моря. После напрасных попыток проповедовать здесь апостолы получают в приморском мисийском городе Троаде ясное откровение Духа Святого о том, чтобы перенести свою проповедническую деятельность из Азии в Европу.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

6. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.

7. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.

8. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.



Утверждение Церкви в местностях ранее оглашенных, совершалось неуклонно. Здесь быстро происходили и обращения, ибо, видимо, почва была достаточно подготовлена. И Дух Божий, живший в Церкви, умножал ее новообращенными. Иначе было в новых местностях. Приверженцы Иудейства и язычества здесь видимо, возбудили слепых приверженцев старины. Почва отвердела. И вот, Сам Бог Дух, Своими неисследимыми судьбами, воспрепятствовал благовестникам идти туда, где их проповедь могла быть малоплодна.

«Почему они возбранени быша (не были допущены), не говорит (писатель), но только говорит, что они были возбранены, научая нас этим покоряться и не исследовать причин, и показывая, что многое они сделали и по-человечески» (Златоуст).

Блаженный Феофилакт полагает, что «Дух запрещал Апостолам проповедовать в Асии и Вифинии, так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев». Преосвященный же Михаил пишет: «это было тогда, когда они дошли было до одной из провинций, входивших в состав проконсульской Азии, Мисии; вследствие сего они предположили было идти в Вифинию, пограничную с Мисиею, северо-западную область Малой Азии, но Дух опять не допустил их туда. В таком положении они были на границах Мисии и Вифинии; ни в той, ни в другой Дух Святой не допустил их к проповеди; как видно из дальнейшего, они призывались к деятельности в Европе. Это угодно было Духу Святому, и они, конечно, не без особенного внушения Его, решились подойти ближе к границам Малой Азии с Европою. Потому, миновав Мисию, т. е. прошедши через нее или по границе ее без проповеди, они сошли в приморский город Троаду (в Мисии), откуда морем недалеко было переправиться в Европу». – Кратко здесь сказание о путешествии по Фригии и Галатии, однако есть предположение что именно в это время основаны Апостолом Павлом те Церкви в Галатии, к которым он писал одно из самых важных посланий, а равно и Фригийские церкви: в Колоссах, Лаодикии и Иерополе.

«Со смерти царя Галатийского Аминты под Галатией разумелось собственно Галатия, Писидия, Ликаония; но едва ли Деяния следуют в данном месте политическому, а не этнографическому делению. С правом можно думать, что под Галатией 6-го стиха разумеется не провинция Римская, а Галатия в собственном смысле. И попятно, почему она упоминается после Фригии, ибо она лежит за Фригией.

О Листре же и Дервии должен был упомянуть Дееписатель потому, что они лежали на пути из Киликии во Фригию.

Можно догадываться с вероятностью и о том, почему Дееписатель промежуточный переход Апостола Павла от Киликии до Дервии обозначает не названием области (Ликаонии), а городов, принадлежащих к ней. В намерении Дееписателя было сообщить о присоединении к Павлу, во время прохода его через Ликаонию, святого Тимофея и дать о нем довольно подробные сведения. Естественно было Дееписателю указать частнее на родину святого Тимофея – город, из которого он происходил, а не ограничиться только указанием на страну (у Николина, стр. 118–119). «Что Дух, о Котором говорится в 6 стихе, был Третье Лицо Святой Троицы, – это яснее всего доказывается тем, что запрещение, полученное от Него Павлом и его спутниками, было полной неожиданностью для них и противоречило их желанию. Причину настоящего запрещения нельзя искать ни в религиозно-нравственном, ни в политическом состояния этой провинции. Принимая же во внимание, что, будучи не допущен в Асию, Павел проповедовал во Фригии и Галатии, позволительно подумать, что ради возникновения сих церквей Апостолу Павлу и его спутникам и было запрещение идти в Асию» (см. у Д. Глаголева, стр. 59 и 60).

Имея в виду указание на проповедь Апостола в Галатии, Д.Глаголев приводит по возможности все, что говорится о просвещении Галатов в послании к ним Апостола Павла. И так как Апостол Павел претерпел здесь великие скорби и болезни в трудах своих, то Д.Глаголев подробно разбирает известное изречение Апостола: дадеся ми пакостник плоти (дано мне жало в плоть)(2Кор.12:7). Интересующихся сим отсылаем к страницам 60–110.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible