Скрыть
Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

Святые отцы

Прочие

Пакиан Барселонский, свт. (†390)

Ст. 6-7 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия

Когда народ евреев перевозил ковчег Господа в Иерусалим, Оза, сын Аминадава, не осознавая, прикоснулся к боку ковчега и был тут же убит. Но он дотронулся до него, не для того, чтобы что-то взять, но чтобы удержать, когда он накренился, потому что споткнулся молодой вол. Вот таково было требование почтения к Богу, что Бог не принимал смелых рук, даже если они оказывали помощь. И Господь провозглашает то же: А мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего (Лев 7:19-20). Есть ли это то, что существовало очень давно, а теперь так не бывает? А собственно что? Разве Бог перестал заботиться о том, что касается нас? Или Он удалился из мира и ни на кого не взирает с небес? Или терпение Его и есть неведение? Да не будет так, скажешь ты. Итак, Он видит, что мы делаем, но Он ждёт и действительно долго терпит, Он жалует возможность раскаяния и выставляет Христа, чтобы отсрочить [конец], дабы не погибли скоро все те, кого Он искупил. Хорошо поразмысли об этом, грешник: на тебя смотрит Бог, и ты можешь умиротворить Его, если захочешь.

О кающихся

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия

Они добавили еще только одну или две заповеди, вновь установив заповедь об обрезании и соблюдении дней; но, желая показать, что и незначительное преступление закона все разрушает, Павел и сказал, что Евангелие ниспровергается. Подобно тому, как тот, кто хотя бы незначительно испортит начертание на царских монетах, делает негодной всю монету, точно так же и тот, кто хоть в малейшей степени исказит здравую веру, вредит всему, постепенно переходя все к худшему.

Итак, где осуждающие нас в любопрении за несогласие с еретиками? Где говорящие, что нет никакого различия между нами и теми, но что раздор происходит от любоначалия? Пусть они послушают, что говорит Павел, а именно, что Евангелие ниспровергают и те, кто привносит в него даже самую малость. <…> Разве ты не слышал, как и в Ветхом Завете некто, собиравший дрова в субботу и тем преступивший одну заповедь, причем не самую важную, подвергся жестокому наказанию? И о том, что Оза, поддержавший ковчег, который мог опрокинуться, тотчас умер, потому что прикоснулся к не подобающему ему служению? Итак, если нарушение субботы и прикосновение к падающему ковчегу привели Бога в такое негодование, что дерзнувшие на это не получили ни малейшего помилования, то неужели извративший страшные и неизреченные догматы получит оправдание и прощение? Не бывает того, не бывает! Но это-то и служит причиной всех зол, что мы не негодуем на малые проступки. Потому и возникли большие грехи, что малые не получают должного исправления. И подобно тому, как пренебрегающие телесными ранами производят воспаления, нагноения и смерть, так и презирающие небольшие душевные [раны] доходят до больших.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-9 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню

Когда ковчег Господа перевозили в Иерусалим, споткнулись волы и повозка накренилась на одну сторону, тогда Оза, левит, простёр свою руку, дабы удержать наклонившийся ковчег, - и сразу же следуют такие слова: Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И вот Давид, праведник и пророк, царь-помазанник, которого Господь избрал по сердцу Своему и который во всём исполнял Его волю, увидев, что гневом Господним наказано неведение, устрашился и опечалился; не спрашивал он Господа о причине, по которой поражён был неведующий человек, но опасался подобного суда в отношении себя самого.

Разговор против пелагиан

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.7   Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

За что Оза умер, пораженный свыше?

     Иные говорят, что наказан он за опрометчивость, как покусившийся подать помощь кивоту, который, служа обороною всему народу, не имел нужды в пособии других.
А Иосиф говорит, что подвергся он наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к кивоту. Но это, очевидно, ложно, потому что был он сын Аминадава, которому вефсамитяне передали кивот, отпущенный иноплеменниками; Аминадав же был из колена Левиина. Сие показывает и история; ибо сказано: «Освяти и сына своего Елеазара сохранити кивот завета Господня» (1Цар.7:1).
А что и Оза был сын Аминадавов, показывает также история: «И возложиша кивот Божий на колесницу нову, и взяша его из дому Аминадавля иже на холме; Оза же и братия его сынове Аминадавли везяху колесницу с кивотом Божиим; и Оза и братия его идяху впереди и по сторонам кивота" (2Цар.6:3-4). Посему Оза не из другого происходил колена, как говорит Иосиф, но был левит. Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что когда наклонилась колесница надлежало поддержать ее рукою. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить кивот священникам на раменах, они же вопреки закону везли на колеснице; ввело же их в обман то, что кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда.
Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести кивот по закону. А что это истинно, видно сие из последующего. Когда пал Оза, царь убоявшись не внес кивота в царский дом, где уготовил и божественную скинию, но внес в дом Аведдара. Поскольку же увидел, что дом тот в три месяца исполнился всякого благословения, немедленно перенес его в царский чертог, употребив на сие не колесницу, но, по закону, иереев, ибо сказано: «И беша с ним несуще кивот Господень седмь ликов, и жертва телец и агнцы: и Давид бряцаше во органы устроены пред Господем, и оболчен бысть той во одежду изящну» (2Цар.6:13-14); так назвал писатель разноцветную одежду. Яснее же показала сие книга Паралипоменон; в ней сказано: «И взяша кивот, якоже повеле Моисей словом Господа Бога Израилева по писанию, рамены своими на носилех» (1Пар.15:15).

Толкование на 2-ю книгу Царств

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия

Кивот не упал: но дерзновенно и незаконно прикоснувшийся к святыне пал мертвый. Тогда в сердце Давида место благочестивого желания заступил благочестивый ужас: «како внидет ко мне кивот Господень?» (1Пар. 13:12) – сказал он, и оставил его в доме Аведдара.

За что так строгий суд Божий поразил Озу? За нарушение ли только правил обрядовых, для сильного напоминания слишком забытого закона первосвященникам, священникам и левитам? Или, сверх того, за усмотренную Судиею Сердцеведцем, более несовместную со святынею, некую нравственную нечистоту? – Cиe ведает Сердцеведец Судия. Далее - см. 2Цар. 6:9.

Слово по освящении храма Знамения Божией Матери, при доме графа Димитрия Николаевича Шереметева (Говорено сентября 21). 1847 год

Сальвиан Марсельский (†480)

Ст. 6-7 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия

В законе мы читаем, что даже те [люди], которые слегка поступали против священных заповедей, подвергались, тем не менее, суровому наказанию. И мы должны понимать, что ничего в отношении к Богу нельзя рассматривать с лёгкостью, потому что даже то, что представляется малой виной, делается великим через несправедливость к Богу. Что сделал Оза, левит Божий, против небесных заповедей, когда попытался удержать наклонившийся ковчег Господа? Закон по этому поводу ничего не предписывал. Однако, как только он прикоснулся к ковчегу, он тут же был поражён. Не то чтобы он проявил высокомерие, не то, чтобы он не осознавал своего долга, но он оказался самим поступком не соответствующим своему положению, ибо вышел за рамки дозволенного.

О правлении Бога

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия

На вопрос о том, за что собственно наказан Оза, блаж. Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками (1Цар VII:1; 2Цар VI:3-4); Аминадав же был из колена Левиина (1Цар VI:1). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис IV); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible