Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 5:6
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, –
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Магн Аврелий Кассиодор (†580)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Итак, не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа, то есть от откровения Господа нашего.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
«Итак мы всегда благодушествуем» (ст. 6). «Благодушествуем» – т. е., среди гонений, озлоблений и непрестанных опасностей смерти. Он как бы так говорит: «Гонит ли кто тебя, преследует ли, умерщвляет ли – не унывай. Все это к твоему благу. Не бойся, дерзай. То, о чем ты воздыхаешь и скорбишь, т. е. что ты работаешь тлению, – это самое тление исхитит тебя из среды тления, и тем скорее освободит от этого рабства». Потому и говорит: «всегда благодушествуем», т. е., не только в благоприятное время, но и во время скорбей.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Мы, кто в веке сем устранены от Господа, ходим по земле, но торопимся к небесному, потому что здесь место не наше, мы путники и странники, так же, как все отцы наши.
Трактат на Псалмы (Пс. 63)
Августин Аврелий, блж. (†430)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Человек действительно принес смерть себе и Сыну Человеческому, но Сын Человеческий, приняв смерть и воскреснув, принес человеку жизнь… Он захотел принять страдания на глазах у врагов, чтобы они сочли Его покинутым и чтобы благодать Нового Завета была передана нам, дабы мы научились искать другого счастья, которое теперь мы имеем от веры, а тогда увидим воочию. Водворяясь в теле, говорит апостол, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением (ст. 7). Потому мы теперь живем надеждой, тогда же будем жить данностью.
Послания
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 6-8 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою; а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа
Продолжает подтверждать сказанное выше, именно то, что не должно беспокоиться об опасностях. Ибо опасности и смерти, говорит, доставляют нам вожделенное приобретение - нетление, о котором воздыхаем, и скорее приводят нас к Владыке нашему. Мы всегда благодушествуем, то есть не страшась ни гонений, ни наветов, ни смертей. Заметь мудрость, как скрыл имена смерти и жизни и первую назвал водворением у Господа, а последнюю отшествием от Господа, дабы никто не привязывался к настоящей жизни, как отвлекающей от Господа. Потом, дабы кто не сказал: итак, что же? тело отчуждает нас от Бога? - отклонил это возражение, сказав: ибо мы ходим верою, а не видением, то есть хотя и здесь мы знаем Его, но отчасти, ибо это значит: верою, а не лицем к лицу, что означает: видением. Если же так, то желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Не сказал: достигнуть нетления, но - что превосходнее - быть с Господом, ибо это важнее нетления.
Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ст. 6-8 Дерзающе убо всегда, и ведяще, яко живуще в теле, отходим от Господа? - верою бо ходим, а не видением, - дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу
Дерзающе, и потом дерзаем, кажется, означает здесь не что другое, как решительность того душевного действия, которое выражает следующий за ними глагол. Так дерзающе и ведяще означает ведение решительное, с убеждением, не допускающим никакого сомнения; дерзаем и благоволим означает решительное, не допускающее никакого колебания желание. Экумений так перифразирует сии слова: дерзающе и ведяще, θαρρουντως ειδοτες, дерзновенно ведая; а дерзаем и благоволим, θαρρουντως ευδοκουμεν,– дерзновенно благоволим. Апостол потому говорит: несомненно ведая, что, живя в теле сем, отходим от Господа, мы сильно желаем отъити от тела и внити ко Господу. Слова же: верою бо ходим, а не видением, составляют вносное положение, объясняющее опытом, что точно тело отдаляет нас от Господа. Феодорит так выражает общую мысль сих текстов: «Апостол не то говорит, что мы отчуждены от Господа (или чужды Господу), будучи сопряжены еще с этим, смертным, телом, но что ныне не видим Его телесными очами, а тогда и узрим, и с Ним будем. Ибо ныне, говорит, не видим самых ожидаемых вещей, а усматриваем их только верою. Посему-то самому и желаем отъити от тела и внити ко Господу».
Говоря: «дерзновенно ведаем, что, живя в теле, отходим от Господа», Апостол дает разуметь, что такое ведение требует дерзновенного ума. Равно и словами: «дерзновенно благоволим отъити от тела и внити ко Господу» дает разуметь, что такое желание благоволительное требует мужественного духа. В самом деле, терпящим ради Господа гонения, озлобления и непрестанные опасности смерти, сторонние могли говорить: что такое вы делаете? Терпите, а Того, за Кого терпите, не видите. И свои подобные мысли могли приходить терпящим. Этим своим помыслам и чужим речам дерзновенная, верою окрыленная мысль могла смело ответить: да, не видим; но тем не менее Он есть и близ есть, только не видим, а ощущаем. Причиною, почему не видим, служит это тело наше. Живуще в теле, отходим от Господа. Живуще, ενδημουντς, странствуя, как на чужбине. «Странники мы в нем и пришельцы» (Экумений). «Не сказал: сущие, οντες, в теле, а ενδημουντες, потому что мы находимся в нем, как странники в гостинице» (святой Златоуст). В теле странствуем, как на чужбине; отечество же наше, дом наш, там, где Господь, или с Господом. Таким образом, странствуя в теле, естественно отделились мы от родного крова и от Самого Отца Господа. «Тело стало стеною между нами и Господом» (Экумений).
Итак, что же,– не разломать ли эту стену насильственно и произвольно? – Нет. Такой порядок установить угодно было Самому Господу, чтоб мы сначала верою пожили и, уже оказавшись верными во всем Господу по вере, вступили в такой чин жизни, где будем ходить пред Господом видением, пребывать с Ним лицом к лицу. Ныне такой период, что мы верою ходим, а не видением. Ибо не так бывает, чтоб мы, бывши сначала пред Господом, переходили в тело, как в чужой дом. Нет; мы рождаемся Богу единому ведомым путем и, уже в теле суще, сродняемся с Господом посредством возрождения в купели крещения, по образу Его. Сроднившись так с Ним, чувствуем, что тело отгораживает нас от Него, но должны пребывать в теле до времени, определенного Господом, чтоб окрепнуть в сей новой жизни, возрасти для другой и пред Господом оказать свою верность, когда Он в сокровенности от нас пребывает. Теперь верою Его ведаем, верою к Нему приближаемся и руководимся пребывать в духовном таинственном общении с Ним. Выдержав себя как должно в этот период испытания и воспитания, под блюстительством веры, вступим тогда в другой, в коем будем пребывать с Господом лицом к лицу.
При всем том, однако ж, нельзя нам равнодушно относиться к той блаженной минуте, когда выйдем из тела и предстанем Господу. Эта минута превожделенная. Почему «зная, что доставляет внитие ко Господу, мы дерзновенно благоволим отъити от тела, или вседушно вожделеваем этого» (Экумений).– Дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу. Дерзновенно благоволим, говорит, потому что такого рода благоволительное, охотное и радостное желание требует мужественного духа. Жизнь в теле, и при сильном сознании ее неудобств, имеет свои приманки, привлекающие к ней. Стать в совершенное к ней отчуждение нельзя без перелома себя крутого, а такой перелом без дерзновенной решимости состояться не может. И далее постоянно держать себя в таком настроении означает воодушевленную мужеством душу. Почему и сказал Апостол: дерзаем и благоволим, то есть дерзновенно и мужественно вожделеваем этого. Читая историю мучеников, не можем не видеть оправдания ими слов святого Павла. Они вожделевали отъити ко Господу, и вожделевали с неудержимым стремлением и мужеством.– Святой Златоуст говорит на эти слова: «Видишь ли, как Апостол, умолчав о неприятных именах смерти и кончины, заменил их вожделеннейшим наименованием – водворения у Господа; и, напротив, обошед наименования жизни, кажущиеся приятными, употребил неприятное, назвав здешнюю жизнь удалением от Господа. А это сделал он для того, чтобы никто не только не услаждался настоящим, напротив, еще обременялся бы оным; и чтобы никто, приближаясь к смерти, не скорбел, но паче бы радовался, потому что переходит к наслаждению лучшими благами».
2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном
Амвросиаст (†IVв.)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Ясно, что мы с Богом пребываем через веру, не через присутствие, и оттого далеко путешествуем - верою, а не видением (ст. 7). И отчего же, о том же говоря в Деяниях Апостолов: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28), в этом месте он говорит, что мы устранены от Господа? Если повсюду Он есть, как же мы, здесь находящиеся, устраняемся от Бога? Без сомнения, повсюду всегда все в Боге. Но поскольку трон Бога на небесах и там Он всегда виден, поэтому мы, здесь находящиеся, где Он не виден, называемся устраненными от Господа. Когда же мы Его не видим, а Он присутствует, мы устранены от Него.
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
В Адаме мы изгнаны из рая и имеем временный приют на этой земле, потому что лишились благословения нашей отчизны; мы, похоже, чужестранцы в этом мире. О том же говорит апостол: водворяясь в теле, мы устранены от Господа.
Толкование Псалмов (Пс. 118)
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Верою ходим, а не видением. Эти слова штундисты выставляют против употребления священных изображений; на которых священные лица и предметы бывают видимы для телесных очей. Но мы видим Христа (и угодников Его) на св. иконах не таким, как Он есть; для этого не наступило еще время; наступит оно тогда, когда мы будем подобны Ему (1Ин.3:2), т. е. преобразимся (2Кор.3:18), изменимся (1Кор.15:52). На иконе мы видим только образ Христа, а не Самого Христа. Если, однако, мы чтим икону, молимся пред нею, то, конечно, по той причине, что веруем в бытие Христа, носившего плоть, как изображено на иконе. Следов. и в этом случае мы ходим верою, а не видением: мы видим только образ, а Первообраза не видим, в Него только веруем.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-8 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа
Смерть представляет собою самое страшное для человека, и мысль о ней всегда тревожила умы людей в иудействе и язычестве. Не такое отношение к смерти в христианстве. Христианин спокойно ждет смерти, потому что она соединит его с Господом, с Которым теперь нельзя еще входить в непосредственное сношение, так как это земное тело наше служит для этого непреоборимою преградой. Мы, как выражается Ап., устранены или отдалены от Господа. Мы ходим, т. е. живем в таком мире, где Бога видеть нельзя, где можно только веровать в Него. Поэтому мы и хотели бы, - конечно, если на это будет воля Божия, - поскорее сбросить с себя эту мешающую нашему поселению у Господа земную оболочку.
Ст. 6-10 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не ви'дением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что' он делал, живя в теле, доброе или худое
Чтобы получить будущую славную жизнь - для этого нужно стремиться здесь угождать Господу. Господь на последнем суде будет судить всех по делам, которые совершали люди на земле.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
7. ибо мы ходим верою, а не видением, –
Апостол показывает, что должно делать, чтобы сподобиться жизни вечной, – применяясь к образу речи в начале главы. Там он говорил, что жизнь в нашем тленном теле подобна пребыванию в непрочной палатке, а здесь разъясняет, что это пребывание отделяет нас от Бога, от лицезрения Его, и поэтому мы живем верою и должны выйти из стеснительных условий сей жизни, чтобы приблизиться к Господу и достигнуть непосредственного общения с Ним. Для сего, как тогда, когда мы отдаемся этой жизни, так и тогда, когда возвышаемся от нее и устремляемся к жизни высшей, небесной, мы должны постоянно благоугождать Богу, что́ необходимо и потому еще, что всех нас ожидает суд, который будет по делам каждого, причем последует и воздаяние духовно-телесное, сообразное земной деятельности нашей телесно-духовной.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
5.7. ибо мы ходим верою, а не ви́дением, –
5.8. то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
Хорошо зная, что живя в этом теле, мы отходим от Господа, а потому и сильно жаждем выйти из тела, дабы войти к Господу, потому что находясь в этом теле, мы пока живем верою в Господа, а не ведением Его. Живя в теле, мы как странники на чужбине. Отечество же наше, дом наш, там, где Господь. Таким образом, странствуя в теле, естественно, мы отделились от родного крова и от Самого Отца Господа. Тело стало стеной между нами и Господом. Понятно, поэтому, сильное желание самого святого Павла и других подвижников веры выйти из тела, и идти к Господу. Но смерть не для всех есть переход к блаженной жизни, а только для тех, которые угождают Господу.