Скрыть
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-15 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Это я тебе пишу не потому, чтобы я лишился надежды видеть тебя; но, если замедлю, чтобы знал ты, как должно тебе в доме Божием обращаться, который есть (Церковь Бога живаго), столп твердыни и истины среди мира, ибо только благодаря Церкви и стоит мир.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Женам такожде чистым, не клеветивым, трезвенным, верным во всем. Диакони да бывают единыя жены мужи, чада добре правяще и своя домы: ибо служившии добре, степень себе добр снискают и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иucycе. Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Апостол Павел говорит здесь не о женщинах вообще, а о диакониссах. Да и зачем бы он вставлял речь о женщинах вообще, когда у него идет речь о лицах, служащих в Церкви. - Не клеветивым. Это то же, что выше он сказал: не двоязычным. – Трезвенным. Женский пол легко обольстим; нужно поэтому им не дремать и бодрствовать. Чем легче оне поддаются оболыцению, тем больше должны бодрствовать. – Верным во всем, в вере и в жизни. – Диакони да бывают единыя жены мужи. Видишь ли, что и от диаконов Апостол требует того же, чего и от епископов. Такое же требование нужно принять и относительно диаконисс. – Чада добре правяще. Постоянно Апостол поставляет это на вид, желая, чтобы поступающие в клир имели хорошее свидетельство из дому. – Ибо служившии добре… Tе, которые на низших степенях оказались усердными и полезными, скоро возвысятся и достигнут дерзновения в вере во Христа Иисуса. - И многое дерзновение. Кто же может стяжать такое дерзновение, если не тот, кто с верою и живет праведно? - Сия пишу тебе… Чтобы, читая все эти предписания, Тимофей не потерял надежды на скорое прибытие Апостола, смотри, что он говорит: аще же замедлю. Так как Апостол во всем водился Духом Святым и не знал, куда ему Дух Святый велит идти, то и говорит он всегда так нерешительно. – Яже есть Церковь Бога жива. Дом этот есть Церковь Бога живого, не как иудейский храм, который был утверждением преобразовательной истины, – но столп и утверждение самой истины. И хорошо сказано: Бога жива. Апостол Павел как бы так говорит: не смотри на то, что Церковь наполняется людьми: Богом она устрояется, Богу посвящается и Бога имеет своим обитателем.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием

Дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, как будто Павел более не увидится с ним, - он говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, ты должен иметь образец, как подобает тебе жить. Прекрасно апостол сказал: надеясь. Так как, водимый Духом, он не знал, куда должно идти, то справедливо он сомневается и относительно своего прихода к Тимофею.

Который есть Церковь Бога живаго

Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, - Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.

Столп и утверждение истины

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных - преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней - Сын Божий; великая жертва - Божественное Тело Его.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Что подробное даю наставление, то это на случай, если замедлю. Тебе надобно знать, как следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю. Я и пишу тебе об этом подробно. Хотя ты все почти знаешь, видевши, как мы с тобою благоустрояли Церкви Божий; но и тебе нужно напоминание, чтоб, освежая в мысли, как все в Церкви бывает благообразно, ты увереннее соответственно тому действовал, не приходя в смущение при сплетении обстоятельств и не сбиваясь от того с должного пути. Но более нужно это для других, чтоб видели, что ты получил заповедь именно так, а не иначе действовать, а не действуешь по своему произволу.

«В словах: уповаю прийти… аще же замедлю — Апостол обнаруживает незнание; потому что так говорить свойственно незнающему» (святой Златоуст). Святой Павел, как и все Апостолы, ревностно и неутомимо действовал, исполняя возложенное на него дело: строил планы, обдумывал средства. Но при этом и ход дела, и успех в нем предавал в волю Божию, ко всякому задуманному шагу прилагая: аще волею Божиею, благопоспешен буду. Он все предавал водительству Божию, которое могло совсем другое дать направление его движению, нежели какое он думал иметь, как это уже не раз испытал. «Почему, так как он во всем водился Духом и по своей воле ничего не делал из того, что делал, то и сказал так нерешительно» (святой Златоуст). Блаженный Феодорит пишет: «ни Божественные Пророки, ни богомудрые Апостолы не предвидели всего. Что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо, сказав: уповаю прийти,— присовокупил: аще же замедлю. Ибо часто задерживала его какая-нибудь потребность (или извещение свыше). Посему говорит: пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других; потому что домом Божиим и Церковию назвал он собрание верующих».

Како подобает жити, αναστρεφεσθαι,— обращаться,— себя держать и с другими сноситься и на них действовать,— в дому Божии,— в Церкви или обществе верующих. Пастырь пасет. Непасущий пастырь — какой пастырь? Его дело быть среди пасомых и действовать: учить, назидать, исправлять, утешать, отрезвлять, защищать,— «упорядочивать Церковь» (Амвросиаст), или стадо верующих. К этому и направляются теперь наставления Апостола. Сказанное пред сим есть как бы предисловие к нижеследующим наставлениям.

Дом Божий, Церковь Бога жива есть общество верующих. Бог везде есть, но в Церкви Он есть особенным образом,—есть внутрь каждого из верующих, а чрез то и в целом сонме их,— тоже не внешно, но внутренно, всех животворя, одушевляя и объединяя, и их друг с другом, и всех с Собою. Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2Кор. 6, 16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф. 28, 20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1Кор. 3, 16). Триипостасный Бог,— живый и зиждяй,— живет в сонме верующих, в теле Церкви. Тайну сию открыл Спаситель, говоря: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20),— прибавим из других мест: благодатию и действием Святаго Духа. «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога,— Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги еллинов» (блаженный Феофилакт). «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе» (Экумений).

Но и Церковь особенным образом имеет Бога в себе живущим,— не так, как вещественный дом своего владельца. Этот не состоит в союзе с живущим в нем и не чувствует, как он живет. А Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им — и что поэтому паче и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и преисполняя, и, Собою всех исполняя, всех сочетавает во едино, и живых, и отшедших, и всех содержа в живом между собою единении.

Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,—все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее!

Слова: столп и утверждение — выражают твердость, непреложность и неизменность истины. Но Церковь есть собрание человеков, которые обычно изменчивы: как же она столп и твердыня истины? Церковь такою есть, яко дом Бога живого, единого истинствующего, и как союз человеков обоженных. Истинные сыны церкви - человеки, но не как человеки. Все человеки — не настоящие, вследствие падения, человеки; а те, которые вступают в Церковь, благодатию Божиею делаются истинными человеками. Истина водворяется во всем их существе. Почему от них должна исходить одна истина. Сие все творит живущий в них Бог живой и истинный. Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее,— есть утверждение (истины), как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выражаемым собором пастырей.

Наши толковники между прочим проводят здесь ту мысль, что святая Церковь христианская есть истина в отношении к Церкви ветхозаветной, в которой все было тень ее. — Блаженный Феофилакт пишет: «Церковь есть истины совмещение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не сеновидно (иносказательно, прообразовательно), не образно, каково то, что в Церкви подзаконной: вместо звонков в ней светлоблестящая проповедь; вместо дорогих украшений одежд (священных) преславная жизнь, внутренними богатая плодами; архиерей в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное тело Его» (сокращено из святого Златоуста и Экумения).

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: верующие не будут судиться: Ин.5:24: «слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Православный ответ: Здесь опять то же слово Господне: «верующий на суд не приходит», т.е. не подлежит наказанию, но суд будет для всех, и для верующих, которые в Церкви. А что именно так должно разуметь, то это видно из слов ап. Петра, что суд начнется с Церкви Христовой, т.е. значит, с верующих: 1Пет.4:17-18: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви, ср. 1Тим.3:15). Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

Оружие правды

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.


Аще замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Вышеприведенные правила изложены апостолом письменно на тот случай, если замедлится его прибытие в Ефес и преподание тех же правил в устной беседе, которая вообще представлялась апостолам лучшим способом наставления, тогда как писание употреблялось только в случае невозможности личного свидания и личной беседы (отсюда усматривается значение устного апостольского предания, ср. 1Ин.2:12 и 1Ин.2:13-14). – Далее говорится о Церкви, которой приписывается наименование дома Божия и присоединяется, что она есть столп истины, – истина покоится на ней, как кровля на столпах, ее поддерживающих, – что она же есть утверждение или основание истины, – истина утверждается на Церкви, как здание на своем фундаменте: вот почему необходимы были вышеизложенные правила о том, как жить в таком великом и славном доме Божием! Так как эти правила всецело касались церковного священноначалия, иерархии, то отсюда следует, что столпом и основанием истины, домом Божиим, была и есть не какая-либо иная, иначе устроенная Церковь, а Церковь, управляемая архиереями и пресвитерами при служении диаконов. А именно такую Церковь штундисты и считают заблудившеюся и утратившею истину. Очевидно, как они неправы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви.

Который есть Церковь - правильнее: община или общество (ekklhsia q.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь «живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения.

Столп и утверждение истины. Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь, как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь - исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф. XVI:18, никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 14-16 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Указывая цель всех своих наставлений относительно порядков церковныхАпостол изрекает великое учение о Церкви, как доме живого Бога, непоколебимом столпе истины, и потом возвещает величайшую истину. Бог явился во плоти и, совершив дело Свое, вознесся во славе на небо, оставив Церкви живущего в ней Святого Духа. Уподобление Церкви дому, весьма обыкновенно (1Пет. 2:4-51Кор. 3:111Тим. 4:10. Еф. 2:132Кор. 6:18). Этот дом не есть только место явления славы Божией, но истинное здание Божие, или, лучше сказать, тело Христово, проникнутое, оживляемое и спасаемое Духом Божиим (Еф. 2:19-22), основанное на Иисусе Христе и имеющее Его главою. Эта Церковь – не только собрание верующих, но и дух, единодушие, вера, связующие их между собою и со Христом. Дом Божий есть Церковь живущего в нем Бога, почему Бог, как живой, заботится о порядке в Своем обществе (см. у П. Полянского, стр. 409). Уподобление Церкви столпу, поддерживающему покров здания, и твердыне, на которой стоит здание, показывает ее величие и несокрушимую твердость, а также и всяческую безопасность, почему истина, вверенная ей, пребудет вековечною, как и сама Церковь. «Созижду Церковь Мою», сказал Глава Церкви Христос, «и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18). «Непреложным ручательством хранения истины Церковию служит то, что она имеет Духа Божия. Этот Дух истины всегда обитает в Церкви и составляет в ней жизненное начало, благодаря которому она всегда находится во всегдашнем общении со своим Главою, Который есть и основание, кроме Которого и не может быт иного».

Вообще в 15-м стихе, говорит нам новый толковник (П. Полянский), Апостол выражает взгляд на Церковь с трех сторон: 1) со стороны богослужения, – в этом отношении Церковь есть дом Божий; 2) со стороны возрождения каждого человека и всего человечества, – в атом отношении она Церковь живого Бога, сообщающего эту жизнь человечеству; 3) со стороны учения Апостол именует Церковь столпом и утверждением истины. В этом отношении Церковь есть хранилище истины для всех веков и всех народов. О самой великой истине, т.е. о боговоплощении, св. И. Златоуст восклицает: Воистину сие есть велия тайна, потому что человек сделался Богом, Бог – человеком. Тайна эта была сокрыта и от Ангелов, а потом открыта не только им, но и людям всех мест и времен. Будем же жить сообразно с достоинством этой тайны. Если бы царь вверил нам какую-либо тайну, ужели бы мы не сочли этого признаком великого к нам благоволения? Вострепещем, что остаемся нечувствительны к сему благодеянию». «Св. Тимофею Апостол напоминал о сей тайне, указывая ему неистощимый предмет для бесед с верными и, вместе, сильное оружие для нравственного их исправления, как-бы говоря: все несообразное с сим отвергай нещадно, как ложь, или примесь лжи» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Церкви Христовой.

Ин.8:12. Этими словами Господь сообщает человечеству истинное понятие о Боге: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» – заблуждений: Мф.13:13-15, но будет иметь свет жизни: 1Ин.1:5; этот свет жизни неповреждённым передается верующим Церковью: 1Тим.3:15; находящиеся вне Церкви учат иному: 1Тим.6:3-4;4:1; их нужно остерегаться: Рим.16:17; Тит.1:10-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,

15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.


Чего держаться пастырю при назидании пасомых (3:14–4:16)
3:14–15. На первом месте святой Павел ставит указание, что единственный руководитель учителю истины в истине, есть Святая Церковь, и что первая истина учения его есть – Бог явился во плоти (см. ст. 16). Я, говорит, пишу это тебе, Тимофей, в руководство, «не потому, что уже больше не приду к тебе, как обещал, напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, то ты не сокрушайся об этом. В случае замедления я и пишу тебе руководство, как тебе следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю» (Златоуст). Бог в Троице обитает в душе каждого истинно верующего (ср. 2Кор. 6:16; Мф. 28:201Кор. 3:16). Таким образом, каждая верующая душа есть дом Божий, и тем более совокупность их, есть дом Божий, который есть Церковь Бога живого. Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом, и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им, и что поэтому особенно и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и Собою наполняя всех. Всех соединяет воедино, и живых и отшедших, и содержит всех в живом союзе между собою. Эта-то Церковь и есть столп и утверждение истины, ибо она есть дом Бога жива, Который есть самая истина. Поэтому все в ней истинно – исповедание веры, освящение таинствами, облагодатствование, жизнь по Богу, помощь Божия, обетования, бодрящие тружеников в доме Божьем, все в ней истинно, и в другом где-либо месте не ищи истины. Не люди сами по себе, входящие в состав Церкви, столпы истины, а Церковь, как дом Бога живого, и следовательно, те, в которых обитает Бог, люди, облагодатствованные Богом, в которых истина водворяется во всем их существе, поэтому от них должна исходить одна истина – Церковь, есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее. Она же и утверждение истины, как успокоительница умов, когда они бывают взволнованы вкравшейся ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выраженным собором пастырей.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible