Скрыть
ut ne quis supergrediatur neque circumveniat in negotio fratrem suum, quoniam vindex est Dominus de his omnibus, sicut et praediximus vobis et testificati sumus.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Хорошо сказал: «Чтобы ни в чем не поступали». Бог каждому дал жену и положил пределы природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, и разбой, и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, потому что мы не столько скорбим тогда, когда похищают у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак. Называешь братом, и причиняешь обиду в том, в чем (преимущественно) не должно? Здесь (апостол) говорит о прелюбодеянии, а выше говорил о всяком блуде. Так как он намеревался сказать о том, чтобы не поступать с братом противозаконно и корыстолюбиво, то, предупреждая (ложное толкование), он говорит: не подумай, что я говорю это только о братьях; нет, любо­действовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними, и (вообще) не должно иметь жен общих; должно хранить себя от всякого блуда, – почему и прибавляет: «Потому что Господь – мститель за все это». Сперва он умолял, заставлял краснеть, говоря: «Как это делают язычники»; потом посредством доводов показал гнусность дела, употребив выражение: «обманывать брата»; наконец присовокупляет главное: «Потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали». Делая это, мы не останемся без наказания и не испытаем та­кого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению.

Беседы на послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво

Выше апостол говорит о блуде вообще, теперь говорит о прелюбодеянии, которое справедливо называет лихоимством и преступлением. Ибо каждому Бог дал жену и положил пределы природе, разумея сожитие с этой одной женой. Поэтому-то корыстолюбие относится к этому делу, то есть преступному сожитию; а именно против брата.

потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Не подумай, говорит что я говорю это только относительно братьев; нет, не должно иметь жен и других людей, и просто незамужних, и жен общих. Ибо за все это наказывает Господь: не безнаказанно мы делаем это, понесем гораздо большее наказание, в сравнение с удовольствием, которое получаем теперь от этого. Смотри: сначала апостол умолял, потом пристыдил, сказав: как и язычники, затем посредством доводов показал гнусность этого порока, назвав его лихоимством; наконец, он устрашает и напоминает им, что об этом они часто слышали от него.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

и еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего: зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рехом к вам и засвидетелствовахом

По святому Златоусту, блаженному Феодориту, святому Дамаскину, Экумению, Феофилакту и множеству других толковников, Апостол здесь продолжает наставление об обуздании страсти похотной, и в словах: не преступати и не лихоимствовати видят урок не касаться чужих жен. Этого же мнения держаться заставляет и течение речи. В следующем, седьмом, стихе говорится, что Бог призвал нас не на нечистоту, но во святость. И это ставится как основание тому, что сказано в стихе шестом, следовательно, в обоих стихах мысль одна — предостережение от нечистоты, то же, что и во всем отделении — 3-8 стихи.

Не преступати и не лихоимствовати — состоит в соответствии с: храните себе от блуда и с: ведети сосуд свой стяжавати во святыни, и вместе с ними очерчивают весь круг блудных дел, запрещаемых Апостолом. Не преступати — пределов, положенных законом в сем отношении, не лихоимствовати брата, не завладевать его собственностию, привлекая к себе его жену. Святой Златоуст пишет: «Прежде говорил Апостол о блуде вообще, а здесь говорит, о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними. Не преступати; ибо каждому Бог дал жену и положил предел природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, разбой и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, ибо мы не столько скорбим тогда, когда похищаются у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак». Дополняет сию речь Феодорит: «Апостол прелюбодеяние назвал здесь лихоимством, потому что непринадлежащего ему касается тот, кто подрывает супружеское согласие других, и похищает ложе, предоставленное иному. Усилил же обвинение, дав видеть, что обижаемый есть брат». Почему не прямую речь употребил Апостол, сказывает святой Дамаскин: «Словом благозвучным прикровенно означил прелюбодеяние, называя его лихоимствованием брата».

Зане мститель есть Господь. Верно, солуняне слабы были с этой стороны. Почему Апостол выставляет сильные и грозные побуждения к обузданию их. Потому же, конечно, и так много пишет им о сем предмете. Бог — мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан. Теперь, впрочем, только напоминает Апостол, а бывши у них, пространно толковал им об этом и засвидетельствовал с удостоверением, что так есть, что преступление это очень велико, мерзко пред Богом, унизительно и разрушительно для человека. Святой Златоуст излагает мысль Апостола так: «Сперва умолял, заставлял краснеть, говоря: якоже языцы; потом посредством доводов показал гнусность сего, употребив выражение: лихоимствовати в вещи брата; затем уже присовокупляет главное: зане мститель есть Господь. Делая сие, мы не остаемся без наказания и не испытываем такого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению». Апостол здесь «указует наказание к обузданию беззакония, противопоставляя страх» (Феодорит). Словами: о всех сих Апостол дает разуметь, что Бог — мститель есть не за одно прелюбодеяние, но и за все дела блудные, как бы так: «не подумай, что говорю это только о женах братии. Нет, и о женах других людей, и о незамужних, и об общих. За смешение со всеми ими отмщает Бог» (Феодорит).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Кто блудит – грешит против своего тела, но кто прелюбодействует – грешит не только против своего тела, но и против ближнего своего, поскольку оскверняет супругу брата своего. Поэтому прелюбодеяние – это грех более страшный, чем блуд: прелюбодей виновен и перед братом своим. Всеведущий, Всесильный и Милостивый Господь воздает по достоянию за этот большой грех скорбями, болезнями, мучениями, и даже смертью. Евангелие Всеблагого и Всемилостивого Бога есть одновременно и Евангелие Праведного Бога, Который не оставит нераскаянного греха без наказания.

Прелюбодеяние есть злая, сатанинская сила, которая втягивает человека в царство зла, и если он не противостоит ей благодатью покаяния, то эта сила потопит человека во зле. Но до тех пор Господь испытывает прелюбодея посредством мучений, болезней, разных скорбей, напоминая ему о его грехе, который всегда остается человекоубийством, до тех пор пока грешник не покается и не освободится окончательно от этого страшного порока.

Человек наказывается за всякое зло и всяким злом, какое он совершает. И когда это зло велико, как велик грех прелюбодеяния, тогда и наказание бывает большим. Какое же это наказание? Удаление от Бога Живого! Люди, накопившие большие грехи, в действительности следуют путем диавола, если не раскаются, поскольку каждое зло затягивает человека в свое царство, которое есть мука вечная! Если человек не противостоит злу благодатью покаяния, верой, молитвой, постом, самоумерщвлением, тогда это зло приведет его к муке вечной! Зло по своей природе оскверняет человека, и мы, люди, хоть и сотворены по образу Божию, но лишаемся добра по причине греха, который всем своим существом происходит от греха и совершается ради греха.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-8 ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго

Здесь Ап. касается самого больного места в нравственной жизни Ф-ких христиан, сведения о которой он получил через Тимофея. Недавно обращенные Ф-цы не могли сразу порвать связи с своим прошлым, когда многое считалось безразличным, особенно, в области половой жизни. Апостол вновь здесь напоминает Ф. постановление Иерусалимского собора: «храните себе самех от блуда», ибо «воля Божия», уже освятившая их, требует от них совершенной чистоты. Отсюда - необходимо, чтобы каждый умел (eidenai - знать, как результат навыка, «ибо чистота не мимолетный пульс, но упражнение, навык» - Lightfoot) «to eautou skeuoV ktasqai» - «соблюдать свой сосуд» в святости и чести« (русс. пер.). Здесь главное затруднение возникает от того, как понимать слово skeuoV. Возможны два понимания; по одному - skeuoV - это наше тело, по другому - это метафорическое выражение, употребленное здесь вместо слова »жена«. Второе толкование защищают Феодор Мопсуетский и Блаж. Августин (suum vas possidere, hoc est, uxorem suam в с. jul. Pelag. IV:10) и многие современные комментаторы. Название жены »сосудом« не есть нечто неожиданное (хотя 1Пет. III:7 сюда не имеет отношения); оно встречается у раввинических писателей; а глагол ktasqai в значении »жениться« - употребляется у LXX (Руфь IV:10 и др.). Если принять это толкование, то мысль будет отчасти та же, что и в 1Кор. VII:2, хотя с иным несколько оттенком. «Хотя со стороны отрицательной porneia воспрещается, со стороны положительной одинаково ясно внушаются чистота и святость в отношении к заповеди Божией, данной в Быт I:28» (Ellicott Thessalonians, стр. 53). Но против этого толкования можно указать на два соображения: а) слово skeuoV в этом смысле нигде не встречается в Н. 3. ; и б) если бы Ап. воспользовался этим выражением, мы были бы вправе приписать ему крайне низкий и чувственный взгляд и на женщину и на брак. Лучше, поэтому, остановиться на первом толковании, принятом у Тертуллиана (Caro… vas vocatar apud Apostolam, quamjubet in honori tractare - De resurrectione carnis. 16), Златоуста, Феодорита и др. Название тела сосудом встречается еще в древности - так, напр., у Лукреция в его De rerum natura, III:440: «corpus, qaod vas quasi constitit ejus»… Есть такое употребление выражения и у самого Ап. Павла во 2Кор. IV:7, и встречается у мужей Апостольских, напр., у Ап. Варнавы в его послании, гл. VII, «to skeuoV tou pneumatoV», трудность заключается лишь в глаголе ktasqai, который в данном случае нужно будет перевести словом »обладать«, »хранить«, каковой смысл этот глагол имеет лишь в прош. сов. kekthsqai. «Но если судить по данным из папирусов, то, по-видимому, можно думать, что по крайней мере в обычной разговорной речи это значение уже не было связано исключительно с прош. врем. » (Milligan, op. с. 49 стр.). «Не в страсти похотения» - когда похоть приобретает характер не вне стоящего обольщения, а внутри действующей страсти, внутреннего соуслаждения греху, принципа, властвующего над внутренним человеком (Рим VI:12). »Как и язычники, не знающие Бога« - разврат языческого мира, по мысли Ап. Павла обязан своим существованием неведению истинного Бога. «Св. Павел ничего не знает о распространенном (но поверхностном) разделении между религиею и моралью. Он смотрит на последние как на нечто неразделимое» (Lightfoot, op. с. 56). Ст. 6 продолжает разъяснять мысль ст. 3-4. Ст. 3-4 запрещает pornia, ст. 6 указывает на крайнюю предосудительность moiceia. Так по поводу этого стиха Св. Златоуст говорит: «entauqa peri moiceiaV fhsin; anwterw de kai peri porneiaV pashV» (Migne, Series Graeca, tom. 62, стр. 424). Понимать этот стих в смысле запрещения лихоимства и корыстолюбия не позволяет, во первых, контекст речи, и особенно ст. 7, и, во вторых, выражение to pragmati («в вещи» - по слав. ; по русс: «ни в чем»), которое, будучи с членом, прямо указывает на предмет, о котором теперь идет речь - т. е. на грехи плотской похоти. Ст. 7 ярко указывает на то, почему Ф. должны удерживаться от блуда и прелюбодеяния: они призваны Богом не к нечистоте, а к святости. Последняя должна быть всепроникающей атмосферой, в которой должна расти и протекать жизнь христианина. Отвергающий это состояние отвергает Бога, давшего ему залог освящения - Св. Духа. «Этот дар Духа, как бы так говорит Ап., ставит вас в совершенно иное отношение к Богу, чем то, в котором вы были прежде. Этот дар - свидетельство в ваших душах против нечистоты. Этот дар - знак, что Бог освятил вас для Себя, но он и залог отмщения, если вы оскверните то, что уже не принадлежит вам, а Богу» (по Lightfoot'у, op. с. стр. 58). Сравни 1Кор. III:16.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго
Ст. 6-8 [и] е́же не преступа́ти и лихо­и́м­ст­вовати въ ве́щи бра́та сво­его́: зане́ мсти́тель е́сть Госпо́дь о всѣ́хъ си́хъ, я́коже и пре́жде реко́хомъ къ ва́мъ и засвидѣ́тел­ст­вовахомъ. Не при­­зва́ бо на́съ Бо́гъ на нечистоту́, но во свя́тость. Тѣ́мже у́бо от­мета́яй не человѣ́ка от­мета́етъ, но Бо́га, Да́в­шаго Ду́ха Сво­его́ Свята́го въ на́съ.


Раскрывая тот же урок, Апостол учит жить по закону Божию, во святости, чуждаясь корысти, нечистоты и непокорности Богу и посланному Им для освящения нашего Духу Святому. По изъяснению св. И. Дамаскина, «Апостол благозвучным словом прикровенно означил прелюбодеяние, называя его лихоимствованием брата». А св. И. Златоуст говорит: «сперва Апостол умолял, заставлял краснеть, говоря: «якоже язы́цы»; потом посредством доводов показал гнусность сего, употребив выражения: «лихоимствовати в вещи брата»; затем уже присовокупляет главное: зане мститель есть Господь». Делая сие, мы не остаемся без наказания и не испытываем такого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению. Бог накажет тебя, потому что ты оскорбил Самого Бога. Он призвал тебя, а ты Призвавшего оскорбил. Он отмстит за Себя». «Бог дал нам Духа Святого, а мы изгоняем Его нечистотою. Как же после этого мы не оскорбляем и Давшего и Дарованного?» (Экумений). К сему преосв. Феофан присовокупляет мысль и об оскорблении Апостолов, которые говорили не от себя, но от Духа Святого научаеми (Мф. 10:20). Почему, кто им противится, тот не человеком согрешает, но Богу (Деян. 5:4). Оскорбляется же Он больше всего нечистотою, почему, в другой раз, Апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа (1Кор. 6:19).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Кроме осквернения тела как сосуда души, похотная страсть вводит человека в грех и против ближнего, простираясь незаконно на его жену и детей. Она, как лихоимец, похищает их у него. Поэтому Апостол Павел просит солунян не преступать пределов, положенных в этом отношении Богом – каждый свою жену имей (1Кор. 7:2), за нарушение же этой воли Божией грозит наказанием. Ибо Господь особенно мстит за блудные дела, как более всего унижающие образ Его в человеке. Об этом Апостол Павел подробно говорил и свидетельствовал, удостоверял солунян лично, бывши у них.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible