Скрыть
Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

[Писание] не стыдится называть Господа славы и секирою (Мф 3:10), и камнем краеугольным, и камнем преткновения, и камнем соблазна (1Пет 2:6, 8), и другими подобными наименованиями, в которых немного чести, по мнению людей, не постигших знамение имен, но нигде не именует Его творением.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Таким образом, без этого краеугольного камня я не представляю, как люди расположились бы в доме Божием, чтобы обрести в себе обитающего в нем Бога, разве что возродились бы, что невозможно без того, чтобы прежде они просто родились.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

[Апостол] называет Господа нашего Иисуса Христа камнем избранным, драгоценным и почитаемым, блистающим божественной славой и величием. Краеугольным же камнем он называет [Христа] потому, что Тот одной верой скрепляет духовное единство двух народов: израильского и языческого.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Петр утверждает, что Господь Спаситель называется пророками камнем вследствие Своей твердости.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

В Писании же содержится, сказал Петр, что Христос - это живой камень, и он соединил [Его] с святыми камнями живыми, сказав: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, и остальное, что говорится о Христе.

Но о камнях же живых - это только одного его высказывание.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 

Ибо сказано в Писании
и проч.: дав наставление христианам устроять из себя дом духовный на живом камне, апостол снова обращается к этому образу камня и разъясняет понятие о нем, а вместе и доказывает истинность его указанием прямого пророчества Исаии, которое имелось в виду и при первом указании на камень живой в ст. 4. Слова Божии из Книги пророка Исаии (Ис.28:16) приводятся не буквально по еврейскому тексту или по переводу Семидесяти, но свободно, с указанием только на их главный смысл и значение. Эти слова несомненно относятся к Мессии, как указано выше (прим. к ст. 4), и этот смысл дает им здесь апостол Петр.

Камень краеугольный: полагаемый во главу угла и служащий основанием для двух стен (см. прим. к Мф.21:42). «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, то есть язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и пременяя в благочестие бесовское суеверие других» (Феофилакт).

Избранный, драгоценный: см. прим. к ст. 4.

Верующий в Него не постыдится: то есть не обманется в своем доверии на прочность этого камня: он выдержит на себе всякую постройку. Верующий во Христа, что Он спасет его верою и делами от веры, не посрамится в этой вере и доверии, получит чрез Него спасение.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены

Мысль и наставление христианам о духовном устроении Апостол Петр подтверждает теперь, приводя (не буквально) самые ветхозаветные цитаты: Ис 28:16; Ис 8:14; Пс 117:22-23. Здесь «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, т. е. язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и применяя в благочестие бесовское суеверие других» (блаж. Феофил.). В 8 ст. Апостол в духе приведенных ветхозаветных речений говорит о судьбе не верующих слову Божию. «На что они и оставлены: сим не то говорится, будто они определены на то от Бога. Ибо от того, Кто желает, чтобы спаслись все люди (1Тим. 2:4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо, если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять того, кто отдает человеку ту именно часть, какую он сам приготовил себе своими делами» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:6-8. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (Ис.28:16).
Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (Пс.117:22), камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.


     Сделав прежде намек на пророческое название Иисуса Христа камнем, теперь Апостол Петр приводит точное выражение пророка Исаии, в котором Иисус Христос именуется драгоценным камнем, а также слова Псалмопевца с предсказанием об отвержении Христа Иудеями. Нельзя также не видеть здесь ясного указания и на новозаветное представление Иисуса Христа камнем, который, по слову Симеона Богоприимца, лежит на падение и восстание многих во Израиле, сравн. (Ис.8:14).
     Между тем как враждебный Христу мир, относясь с недоверием и пренебрежением к Нему и дарованным Им благодатным средствам ко спасению, уповает на свои силы, мы, христиане, напротив, имея Христа Спасителя как главнейшую и твердейшую жертву, должны взять Его себе за незыблемую опору. Утверждаясь на Нем и пользуясь всеми теми средствами ко спасению, которые дарованы Им, мы можем непоколебимо совершать дела спасения; надеющиеся же на свои силы неминуемо придут к погибели, спотыкаясь о камень жизни, как слепые или смежающие свои очи, чтобы не видеть божественного света.
 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible