Скрыть
ибо вы вкусили, что благ Господь.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

ибо вы вкусили, что благ Господь

Многократно замечали мы, что душевные силы именуются подобоименно со внешними членами. Поскольку же Господь наш есть истинный хлеб, и Плоть Его - истинное брашно, то необходимо, чтобы наслаждение веселием хлеба произведено было в нас через духовное вкушение. Как свойство меда, не столько словом, сколько самым чувством вкуса, может быть объяснено не изведавшим меда, так и доброта небесного Слова не может быть ясно передана в учении, если, по долговременном изведании учений истины, не сможем собственным опытом постигнуть благость Господню.

Гомилии на Псалмы

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

ибо вы вкусили, что благ Господь

Христианство состоит в том, что человек может вкусить благодать Божию, ибо сказано: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33:9). Вкушение же это есть в несомненности действенная сила Духа, совершающая служение в сердце.

Духовные слова и послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ибо вы вкусили, что благ Господь

Таким образом очистившись и освободившись от злобы и нечистоты вашего сердца, говорит он, вы вожделеете животворной пищи Христа, если осознаете, сколь велика Божественная благость.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ибо вы вкусили, что благ Господь.

Ибо вы вкусили
: поощрение, или даже требование, на основании собственного опыта возрожденных питаться этим чистым словесным молоком; вы уже испытали сами на себе его действие благотворное, питайтесь же им, возлюбите его. Слово вкусить нередко употребляется в смысле – внутренно на себе испытать отчасти, (отведать) что-либо (ср. Пс.33:9; Евр.6:4-5);

здесь говорится, что возрожденные уже отчасти на себе испытали, что благ Господь, Который питает возрожденных словом Своим для возрастания их ко спасению.

«Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова.

Итак, опытно дознав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу» (Феофилакт). Возрожденные испытали на себе благость Господа Иисуса Христа (ибо Он разумеется здесь, как видно из ст. 4) частию в самом возрождении, частию вообще в их христианской жизни, внутреннему ощущению которой является в многоразличных видах благость Господа.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь

Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21; Еф 4:22; Кол 3:8). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) - всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием (1Пет. 1:22). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) - со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу« (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:1-3. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь.
 

     Начальные слова 2-й главы находятся в тесной связи с предшествующими. Словом Божиим посеяны семена новой жизни, поэтому все плевелы жизни, противные любви (злоба, коварство, зависть), должны быть исторгнуты.
     Христиане – это новое поколение, а молодости особенно должны быть свойственны живость чувств и восприемлемость ко всему новому – доброму, и удаление от всего старого – злого. Но для начинающих новую жизнь, не укрепившихся в новой жизни, не все удобовосприемлемо, из того что потребно для их духовного питания и возрастания, а потому, как младенцы не всем питаются, но только пищей легкой, например, молоком, так и христиане, начинающие новую, истинно-христианскую жизнь, должны прежде всего усвоить себе, претворить в свой дух начальные, первые, основные истины и правила жизни (Ис.55:1), чтобы потом возрасти и сделаться способными к полноте восприятия всех спасительных истин и дел, ведущих к вечному спасению, сравн. (Евр.5:12); (1Кор.3:1-2).
     Возбуждая к пользованию истинным учением Господним, находящимся в слове Божием, Апостол указывал на испытанное уже христианами прекрасное свойство Евангельского учения и вообще благости Божией. Благость эта должна уверить их, что и впредь приступающие к Господу и дарованным Им средствам спасения христиане не восприимут ничего, кроме благостного и отрадного, сравн. (Пс.33:9). «Опытно дознав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу», говорит блаженный Феофилакт.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible