Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах
Эти тысячи людей, занятых доставкой деревянных досок и камней, обозначают тысячи тысяч духовных помощников, посланных для нашего спасения. Во-первых, [мы видим, что] Бог повелел Своим ангелам обтесывать камень мира, шлифовать и тщательно направлять души святых. Во- вторых, в этом самом символе мы можем наблюдать труды святых на дело обращения и спасения душ. Так происходит, когда они стараются отвратить людей от любви к миру, либо когда затем они начинают полировать камни, отсеченные от скалы, до тех пор пока те не приобретут от упорной шлифовки яркость, что и делает их достойными небесного здания. И потом их берет и использует верховный строитель. И наконец, мы можем истолковать работников Соломона как ангелов, посланных исполнить свое служение, но также и как пророков и апостолов, избранных из ветхих людей для строительства Церкви. С другой стороны, строители, посланные царем Тирским, символизируют тех людей, сильных в вере и святости, которых народ язычников в изобилии послал для той же цели.
Комментарии на 3-ю книгу Царств
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах
Слушайте еще большие таинства! Во времена, когда Соломон строил храм, то был наш Примиритель, говорящий: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27), ибо Он есть мир наш (Еф 2:14), мир Божий, который превыше всякого ума (Флп 4:7), Кто Сам строил храм Божий. Смотри, что говорит Писание: Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах. Обратите внимание на число. Каменосеки, рубящие камни, словно подготавливающие основания зданий, поднимающие камни с земли, чтобы строить храм Божий, считаются с помощью числа семь - числа пророков и патриархов, ибо они, словно поднимая род людской от земли, приготовляли храм Господень. Другие же, то есть восемьдесят тысяч, обозначают апостольское учение и Евангелия; это те, кто с Господом нашим Спасителем, и самим Соломоном, несли тяжкое бремя народов. Это, конечно, вершина таинства, но слушайте о ещё больших: Кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом (3Цар 5:16). Они не могут быть больше, даже если начальники над работами, если только не возвещают Троицу.
Гомилии на Псалмы
Феодорит Кирский, блж. (†457)
15-17. И бя́ше Соломо́ну се́дмьдесятъ ты́сящъ нося́щихъ бремена́ и о́смьдесятъ ты́сящъ сѣку́щихъ ка́менiе въ горѣ́, кромѣ́ старѣ́йшинъ приста́вленыхъ надъ дѣла́ми Соломо́ними, три́ ты́сящы и ше́сть со́тъ приста́вникъ дѣ́лающихъ дѣла́. И заповѣ́да ца́рь, и взя́ша ка́менiе вели́кое, ка́менiе честно́е на основа́нiе хра́ма, и ка́менiе нете́саное.
[Вопрос] Если Соломон строил храм из камней нетесаных , то для чего было нужно столько каменосечцев?
[Ответ] Сам храм строил из камней нетесаных, потому что было сие угодно Божественному промыслу; и найдены такие самородные камни, которые не нужно было прилаживать один к другому с помощью железа, но свыше всякого зодческого искусства они оказывались уже прилаженными между собою. Из тесаных же камней построил ограду около храма, дворец, стену столицы и другие города, им укрепленные. Построение же храма изображу вкратце. Длина его была в шестьдесят локтей, а ширина – в двадцать. Обращен был храм не на восток, чтобы молящиеся поклонялись не солнцу восходящему, но Владыке солнца. Никто да не дивится, что, когда Божественное Писание определило длину храма в сорок локтей (3Цар.6:17), а широту – в двадцать, я сказал, что длина была в шестьдесят локтей. Ибо чрез несколько слов писатель упоминает о других двадцати локтях, когда описывает Святая Святых, что именует Давиром (3Цар.6:20). Посему сорока локтей был иной храм, двадцати же локтей – Святая Святых. Вместе с храмом вне его строились другие малые здания, которые окружали собою главное здание, так что ни один левит не мог прикасаться к стенам храма. Ибо одним священникам дозволен был вход в первый храм, именуемый Святая. А во внутренний храм, в святилище, которое именовалось Святая Святых, и им не дозволялось входить. Один архиерей имел повеление касаться неприкосновенного, и притом не всегда, а в седьмой месяц в день очищения. В тех же малых зданиях, построенных вокруг храма, хранились утвари для божественной службы. А притвор храма, который на еврейском языке именуется «олам», имел длину, равную широте храма, а широту – в десять локтей (3Цар.6:3). Окна в храме были внутрь расширенные, а снаружи весьма суженные, закрытые прорезными камнями. Ибо сие значит сказанное: " сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами (3Цар.6:4). Малые же здания, построенные вокруг храма, писатель называет притворами (μέλαθρα) (3Цар.6:5). И никто да не удивляется, что здания сии в нижнем ряду были в пять локтей, а во втором – в шесть и в третьем – семь, ибо стены книзу были толще, чтобы могли держать тяжесть здания. По мере уменьшения толщины стен в зданиях второго ряда прибывал один локоть, в зданиях третьего ряда – два локтя. Сие и заметил дееписатель, сказав: "ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма" (3Цар.6:6). А Иосиф говорит, что и сам храм был двухкровный и вся высота его была в сто двадцать локтей. То же показывает и книга Паралипоменон.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу
Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян - «пришельцев» (герим, Нав XVI:10; Суд I:27), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 Цар и в 2 Пар, но общая цифра их получается одинаковая: по 3Цар V:16 - 3 300 чел. и по IX:23 - 556 чел. ; по 2Пар II:16 - 3 600, по VIII:10 - 250 чел. ; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 8500.