Скрыть
Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

всякая неправда грех есть, и есть грех не к смерти

Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Человеческий род никогда бы не узнал определенно, с ясностью, что есть правда, что есть единая правда Божия, если бы она не являлась в лице Богочеловека Христа. Как только мы посмотрим на Него, мы видим всеобъемлющую правду и научаемся от Него, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды (2Кор. 3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда. Неправедный обязательно и грешен, и наоборот, грешный обязательно неправеден. Только жизнь, согласная с Евангелием Христовым, превращает неправедного в праведного; только со Христом и во Христе совершается и есть правда Божия (ср. 2Кор. 5:21 и 1Ин. 2:29), и кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (1Ин. 3:7).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 16-17 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав о силе молитвы вообще, Апостол говорит и о силе молитвы за ближнего, и об обязанности христианина молиться о спасении ближних, или об освобождении ближних от осуждения за грехи, каким подвергаются они по человеческой немощи, хотя не обязывает молиться о согрешающих грехом к смерти.

Если кто видит брата своего согрешающего не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь. Кто согрешающий не к смерти? Или какой грех не к смерти? И какой к смерти?

Иисус Христос говорил: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31, 32). Всякий грех и всякая хула, которые, по слову Господа, отпускаются или прощаются человекам, если сказать словами Иоанна Богослова, – есть грех не к смерти, а хула на Духа Святого, которая не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, есть грех к смерти. Об этом грехе неотпускаемом, или о грехе к смерти, говорит Апостол Павел в послании к Евреям: Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6). Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи (Евр. 10:26).

В словах Иисуса Христа под хулою на Духа Святого, как показывают обстоятельства проповеди Господней, надобно разуметь упорное неверие иудеев, отвергавшее очевидную истину учения Христова, утверждаемую великими знамениями и чудесами. А в словах апостола Павла указывается упорное или ожесточенное отступничество от истинной веры, не допускающее раскаяния и исправления.

Соображаясь с этими случаями, и в послании св. Иоанна Богослова под грехом к смерти надобно разуметь грех, не допускающий раскаяния, или отвергающий милующую благодать Господа Спасителя; таковы грехи: упорное неверие, отпадение от веры, не принимающее вразумления, ожесточенное закостенение в пагубных заблуждениях еретических и тяжких пороках. А под грехом не к смерти можно понимать всякий грех человеческой немощи, не отвергающий раскаяния, всякий грех, которому подвергшись, христианин сознает свою виновность и с искренним сокрушением обращается к милосердию Господа Спасителя, или советами и убеждением братской любви удобно может быть приведен к этому состоянию раскаяния.

Из того, что св. Богослов без объяснения говорит о грехе не к смерти и о грехе к смерти, можно заключать, что современным Апостолу читателям эти выражения понятны были, по известности грехов к смерти и не к смерти. Данное объяснение согласно этому предположению.

Если кто видит брата согрешающего не к смерти, то пусть молится, и даст ему Бог жизнь, то есть согрешающему не к смерти. По наставлению Апостола, кто видит брата, или христианина, согрешающего по немощи человеческой, но нечуждого раскаянию во грехе, о таком надобно молиться Богу, чтобы Он, силою благодати Своей, даровал грешнику принесть истинное раскаяние, простил ему грех и утвердил его на пути спасения в надежде, что Бог услышит молитву и даст ему жизнь, т. е. восстановит его внутреннюю благодатную жизнь, ослабленную или подавленную грехом.

Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы молился. Не призывает Апостол к молитве за тех грешников, которые, отвергая все средства, служащие к их вразумлению, упорно остаются в неверии и заблуждениях, или восстают против очевидной истины евангельской проповеди, или нераскаянно коснеют в пороках, пренебрегая все способы Божеского попечения, призывающего их к вере в Иисуса Христа и к обращению на путь спасения. Апостол не запрещает молиться и о таких грешниках, но и не повелевает: потому что успеху молитвы за них противодействует их неверие, упорство, ожесточение и закостенение в заблуждениях и пороках.

Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Все, что несогласно с правдою, с законом, или заповедями Божиими, – есть грех; а потому все это предосудительно для человека, унижает его, подвергает гневу Божию и заслуженному наказанию; но не всякий грех таков, чтобы подвергал грешника удалению от Бога и вечной смерти. В этом прибавлении: всякая неправда есть грех, Апостол внушает внимание к строгому соблюдению заповедей Божиих; потому что всякое нарушение заповеди есть грех, которого надобно бояться; но не всякий грех угрожает опасностью духовной смерти, не всякий грех лишает душу благодатной духовной жизни и подвергает вечному осуждению.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Дерзновение веры и молитвы - великое сокровище, на котором основывается блаженство верующего. Но верующий должен пользоваться этим благом не для себя только, но и для ближних, посильно содействуя их благу и спасению, - и прежде всего молитвою за них. Что касается, частнее, ходатайственной молитвы за согрешающих братьев, то она, как и молитва вообще, может быть услышана Богом только при известных с нашей стороны условиях. «Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волею, Апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его, и самым лучшим, называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит» (блаж. Феофил.). Мы должны молиться за согрешающих братьев, если они совершают грех не к смерти (amartian mh proV qanaton), т. е., если они не отпали совершенно от веры и любви, если не устранили себя преднамеренно от воздействия на них благодатных средств. Но кроме греха не к смерти, есть еще грех к смерти, т. е., подобное упомянутой в Евангелии хуле на Духа Святого (Мф 12:31-32), решительное, сознательное и намеренное отпадение от веры - особенно от веры в воплощение Сына Божия (Иак 4:3), и от любви к ближнему (III:10): ненависть к брату Апостол прямо называет человекоубийством (III:15); о тяжести же греха отречения от воплотившегося Сына Божия говорит и Апостол Павел (Евр 6:4-6; 10:26). Представляя молитву за согрешающих грехом несмертным непременным долгом верующего христианина (ср. Иак 5:16), Апостол не дает такого наставления о молитве за согрешающих грехом смертным, хотя прямо не запрещает грехов и этого рода: успеху молитвы в последнем случае противодействуют неверие, упорство, ожесточение и коснение во грехах. Но и грехи первого рода, несмертные, требуют тщательного очищения и должны быть избегаемы, поскольку «всякая неправда есть грех» (ст. 17).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.16-17 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти 

     
Начав речь о молитве, Апостол учит молиться не за себя только, но и за других; но при этом объясняет, что не всякая молитва за других будет благоуспешна. Есть грехи слабости, неосмотрительности и тому подобные, в которых люди раскаиваются, и потому эти грехи не ведут безусловно к смерти (Иак.3:2). О грешных такого рода грехами можно молиться с надеждой на прощение их Богом. Но есть грехи, овладевающие всецело душой грешника, не дающие ему никакой возможности раскаяться. Такой грешник бывает нравственно мертв и потому молитва за него, хотя и не будет грехом, но будет тщетной. Только особенное, чрезвычайное действие силы Божией может оживить такого грешника, как всемогущая сила Божия оживляла мертвых, воскрешенных Иисусом Христом.
 

     Из частных видов грехов смертных указана была Иисусом Христом хула на Святого Духа, о коей Он сказал, что грех сей не отпустится ни в сей, ни в будущей жизни. Не меньшим, конечно, грехом была и хула на Сына Божия еретиков, отвергавших Его Божественное достоинство, по нравственно-злым побуждениям и корыстным целям. Может быть, Апостол говорит о сем грехе к смерти, но чтобы не подумал кто-либо, что прочие грехи (также отвергаемые еретиками) не важны, Апостол присоединяет, что всякое отступление от закона правды есть грех, который хотя не ведет сразу к смерти, однако не должен быть совершаем христианином.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible