Скрыть
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

А если кто храм Божий повредит ненавистью, блудом и другим подобным сему, - погубит того Бог, ибо храм Божий свят, что (каковые) есте вы.

На 1-е послание к Коринфянам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

«Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (Если кто разорит храм Божий», — то есть тело, — «того покарает Бог». Так, разоряющий свою душу и ум нечистыми страстями тем, что покоряется им и принимает их в себя, бывает повинен наказанию за невидимые грехи. Итак, как необходимо сохранять тело чистым от открытых и видимых грехов, потому что оно — храм Божий, так необходимо сохранять и душу чистой от дурных и нечистых мыслей, для того чтобы добровольно не губить сердце и не грязнить ум, — как негде и говорится: «Всяким хранением блюди сердце твое — от сих бо исходища живота, и еще говорится: «Строптивая помышления отлучают от Бога». Поскольку душа является невестой Великого Царя Христа, Апостол говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11, 2). Потому что так благоволил Бог и таким образом повелел для того, чтобы обитать в приходящих к Нему и взыскивающих Его и действовать в них; поэтому должно сохранять душу чистой, не покоряться и не быть в союзе со злом в своих мыслях; а тело необходимо сохранять чистым от видимых блудных дел; ибо Бог не благоволит обитать в блудниках и непотребных, грязных и распутных и не благоволит обитать в душах, которые по своей воле растлевают разум в невидимых страстях, бывающих от действия зла, обитающего в дурном и ветхом человеке.

Собрание рукописей типа I. Слово 54

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Ибо храм Божий свят. А развращенный - скверен.

Гомилия 9 на 1-е послание к Коринфянам.

См. также Толкование на 1Кор. 3:12

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог

То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем.

Ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы

Хотя вообще говорит он: аще кто растлит, но явно намекает на тех, которые произвели и поддерживали разделение. Он не говорит, что они уже растлили,– в таком случае Апостол и писал, и действовал бы иначе,– но и не почитает маловажным сделанного уже, основательно предполагая, что если продолжится то же положение дел, то разделение укоренится, особенно когда какие-либо случайности увеличат разделяющее средостение. Тогда это уже будет настоящее растление. Он и устрашает их возможностью такого исхода дела. Начато по легкомыслию и от праздности, а может вот чем кончиться: Церковь разделится – растлится. Вина вся на вас падет. Но смотрите, какой тогда падет на вас приговор: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог. «Растлит, то есть предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает» (святой Златоуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над головою.

Почему такая кара за растление храма Божия? – Потому, что он свят, а свят потому, что есть Божий и есть жилище Духа, основание же его – Христос Господь. Кто растлевает храм, тот грешит прямо против Бога, в Троице поклоняемаго. Гамалиил, когда власти иудейские полагали расстроить Церковь Иерусалимскую, отвращал их от этого, устрашая: да не како богоборцы обрящемся (Деян. 5, 39). Та же мысль и здесь.

Иже есте вы. Намеренно прибавил это слово Апостол, давая разуметь: вот что вы! – Опять обращается ко всему обществу верующих и дает им урок: как вы, имея такое высокое значение, позволили поставить себя в такое положение, что можете потерять Духа. Вместе же и зачинщикам разделения внушал: вы так легкомысленно взглянули на это общество святых и начали раздирать его на части, а оно вот что есть!

Такие мысли видятся в сих стихах (16 и 17) по ходу речи Апостола. Но они вне контекста могут быть прилагаемы к ересеначальникам и грешникам не кающимся. Ересь растлевает Церковь; грех смертный – душу. За растление Церкви отвечает ересеначальник: растлит его Бог. А за грех смертный, неочищаемый покаянием, отвечает грешник. И его растлит Бог, то есть погубит, если не покается, если не здесь, ибо и это бывает иногда, то всячески там – в другой жизни. Эту последнюю мысль о растлении храма души грешником раскрывает святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния (6, 15–20).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

С этими словами обращается апостол, чтобы уколоть совесть тех, кто ведет позорную жизнь, оскверняет свое тело развратом, и более всего тех, кто вступает в близкие отношения с женой отца своего.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Это говорит Апостол о других учителях, которые не назидают и не строят, а разоряют храм Божий. О тех, которые строят из дерева сена, соломы, говорит: у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы, из огня. А о разоряющем храм говорит: того покарает, строго накажет или погубит Бог. Кто разоряет храм, или общество верующих в Иисуса Христа? Такой учитель, который своим учением и примером жизни не объясняет, не распространяет или утверждает учение Апостольское, а ниспровергает оное. Святой Павел упоминает о таких учителях, которые отвергали воскресение мертвых и будущую жизнь (1Кор. 15:12 и след.). Таких учителей он называет лжеапостолами и лукавыми делателями (2Кор. 11:13).

Нет сомнения, что и для таких лжеучителей возможно спасение, если только они сознают свои заблуждения и принесут истинное покаяние. Но тех, которые восстают против явной истины, оставляет благодать Божия, и они предаются ослеплению, ожесточению и нераскаянности; и потому редко возвращаются на путь истины, чтобы получить спасение чрез веру во Христа Спасителя.

Ибо храм Божий свят, а сей храм вы. Присовокупляет Апостол причину, почему Бог строго накажет того учителя, который разорит храм Божий, или нанесет тяжкий вред обществу верующих в Иисуса Христа. Это потому, что храм Божий свят, т.е. храм Божий посвящен Богу и Ему принадлежит. Поэтому храм Божий должен быть неприкосновен; никто не должен осмеливаться вредить ему или разорять его лжеучением или соблазном. Каждый учитель, предлагающий учение обществу верующих во Христа, должен бояться, чтобы не учить тому, что противно учению истинной веры во Христа Спасителя, и чтобы примером своей жизни не отвлекать верующих от пути истины и спасения; должен бояться, чтобы, нарушив этот долг учительства, не подвергнуться тяжкому наказанию за оскорбление святыни храма Божия, или общества верующих в Иисуса Христа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.16-17) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? – храм бо Божий свят есть, иже есте вы.

Штундисты говорят, что не должно быть иных храмов, кроме того храма, какой представляет из себя, по словам апостола Павла, каждый верующий. Но нельзя отрицать и того, что все верующие, по словам ап. Петра, должны составлять один духовный храм (1Петр.2:5), который, конечно, называется храмом не напрасно, но потому, что и в нем живет Господь, живет Дух Святой. Если же мы вспомним, что, по словам Самого Иисуса Христа (Мф.5:34-35), небо есть престол Божий, земля – подножие Божие, что, следовательно, и весь мир есть храм, жилище Божие, то еще яснее будет, что верующий составляет не единственный храм, не единственное жилище Божества. Ясно, что внутри каждого верующего Господь обитает для его освящения (1Кор.3:17), в обществе или собрании верующих – для их соединения (1Кор.3:12,13), во всем мире – для дел промышления. Если же верующий не есть единственный храм, то слова апостола: храм Божий есте уже нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его (ср. Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46; Ин.2:17; Деян.7:47). В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих (Мф.18:19; ср. 3Цар.8:29), и для таинственного сообщения с ними (ср. Деян.22:17-18).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Еще более навлекает на себя ответственность тот, кто портит уже выстроенное здание, которое есть не иное что, как храм или жилище Самого Бога. - И дух Божий живет в вас. Эти слова Ап. прибавил для того, чтобы объяснить, каким образом верующие - каждый в отдельности и все вместе, как Церковь - стали жилищем Бога. Это сделалось, согласно обетованию Христа Спасителя, потому, что в них вселился Дух Божий (ср. Ин XIV:23 и 25). - Бог покарает - точнее: разорит (φθερει̃), как человек разоряет (φθείρει) храм Божий. - Свят, т. е. посвящен и принадлежит Богу. - Кого так строго осуждает здесь апостол? В Коринфе большинство христиан были, по выражению апостола, люди плотские, младенцы во Христе (III:1-4). К таким людям Ап. не мог обращаться с таким строгим приговором. Но было там некоторое число людей, которых Ап. называет душевными (II:14). Это были, так называемые, Христовы, увлекавшиеся мудростью века сего и привносившие ее в жизнь христианской общины. Этою мудростью они отравляли религиозно-нравственную жизнь коринфских христиан и портили так хорошо начатое Павлом и укрепленное Аполлосом дело устроения Церкви в Коринфе. - Почему Ап. не обращается прямо к виновникам разлада, а ко всей христианской Церкви? Потому, вероятно, что среди Церкви коринфской замечалось уже священное негодование против партии Христовых (ср. Флп III:2: «берегитесь псов, берегитесь злых делателей». Здесь Ап. не считает нужным употреблять подобных сильных фраз, потому что лжеучители имели менее успеха, чем в Филиппах).

См. также Толкование на 1Кор. 3:5

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы

Возбуждая взаимное сердечное уважение христиан друг к другу, в целях взаимного направления их к освящению и спасению, Апостол напоминает Коринфянам, что христиане составляют из себя не простое здание, но святой храм, в котором живет Дух Божий; посему, кто развращает христиан какими-либо ложными толками, а тем паче лжеучением, тот не только не созидает сего храма, но вносит в него разрушительные материалы, могущие служить к его унижению и осквернению, тогда как в нем, как храме Божием, должно быть только святое и вечно неразрушимое. Понятно, что разорители и осквернители должны понести кару соответственную и важности храма Божия и дерзости дела их. «Этот храм, говорит ап. Павел Коринфянам, – вы. Пока Апостол был среди их, то они созидались право; Аполлос продолжал дело Божие тоже в духе Павла, верно, безукоризненно. Но когда Аполлос отбыл оттуда, там поднялись более других образованные и говорливые, и выступили в качестве вождей. На них-то Апостол и метил, говоря о разорении храма Божия, но делает это пастырски-премудро, не упоминая их лично, поставляя дело так, что, как они, так и другие могли видеть, какое страшное дело они начинали, сами не разумея всей великой его опасности.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Храм Божий, общество верующих, свят и потому, что Божий, и потому, что в нем обитает Дух Божий, поэтому если кто своим неправым учением разорит его, внесет в него смуты, раздоры, разделение его на части, того покарает Бог Своим гневом. Апостол и предостерегает коринфян и учителей их от этого.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible