Бесконе́чность – свойство Божественной сущности, состоящее в том, что Бог не ограничен и не стесняется никакими пределами или границами; не зависит ни от кого и ни от чего по Своему бытию; не ограничивается условиями конечного, тварного бытия, безмерно обладает всеми возможными совершенствами; делает всё, что хочет и как хочет; ни в чём не имеет нужды.
Бесконечность Божия иначе называется беспредельностью или всесовершенством. Бесконечный Бог предстает бесконечно благим, бесконечно премудрым, бесконечно сильным, бесконечно правосудным, бесконечно прекрасным и бесконечно величественным.
Как Божественная беспредельность соотносится с другими Божественными свойствами?
Учение Церкви о сущностных Божеских свойствах основано на Божественном Откровении. Как правило в пособиях по Православной Догматике эти свойства разделяются на две особые группы: свойства, которые могут быть охарактеризованы только в формате апофатического богословия (самобытность, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость), и свойства Бога как Всесовершенного Личностного Духа, характеризуемые при помощи катафатических терминов и выражений (свойства ума, воли и чувств).
Между тем, все эти свойства могут быть осмыслены как частные особенности более общего свойства: Божественной бесконечности или, что то же, безграничности (неограниченности).
Так, самобытность Бога есть абсолютная неограниченность по отношению к причине и условиям Своего бытия. Вечность есть неограниченность условиями времени. Неизмеримость и вездеприсутствие – неограниченность условиями пространства. Неограниченность Бога в Своих совершенствах связана с Его неизменяемостью (ведь сама возможность изменения подразумевает большую или меньшую степень совершенства, а где есть «больше» или «меньше», там есть определенная граница, предел).
В отношении свойств Бога как Всесовершенного Личностного Духа беспредельность проявляется следующим образом.
Безграничный во всех отношения Господь безграничен и в отношении возможности совершать осмысленные действия (в противном случае Он был бы ограничен неспособностью к такого рода проявлениям). Безграничность Божественного разума выражается в таких его свойствах как высочайшая премудрость и всеведение.
Вместе с тем Божественная бесконечность проявляется и в безграничности Бога в отношении собственных желаний (в противном случае Он был бы ограничен неспособностью желать). Безграничность Божественной воли обнаруживается в Его абсолютной свободе и всемогуществе.
Рассматривая Божественную безграничность в нравственном отношении и подразумевая, что зло не есть что-либо, имеющее собственную сущность, но есть ущерб, недостаток добра, понимаем, что Бог абсолютно добр, праведен, благ (где есть недостаток, там есть граница, предел).
Наконец, в отношении внутренней удовлетворенности Божественная бесконечность проявляется как всеблаженство и вседовольство (неудовлетворенность личными совершенствами, личным бытием свидетельствовала бы об ограниченности по этому свойству).
С точки зрения вневременности Бога, бесконечность понимается как вечность. В таком случае речь идет о безначальной бесконечности Бога.
По своему дару Бог сообщает бесконечность Своим творениям. Такая форма бесконечности отличается от бесконечности Божьей, ибо она имеет начало. В таком случае речь идет о начальной бесконечности или тварной вечности, «ибо, что безначально, то бесконечно, а что бесконечно по благодати, то отнюдь не безначально, как, например, Ангелы» (св. Иоанн Дамаскин).
Цитаты о бесконечности
«Первое представление, какое возникает в духе нашем с мыслию о Боге, есть представление о Нем, как существе бесконечном, то есть, таковом Существе, которое далеко не есть то, что есть мир, и которое по Своему бытию и свойствам бесконечно превосходнее мира».
епископ Сильвестр (Малеванский)
«Итак, таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный…»
свт. Григорий Палама
«Не должен христианин сомневаться, что Бог наш – безначальный, бесконечный и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть. Существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданное имеет начало, так как Им приведено из небытия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изволил. Но Создатель как был всегда – и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же неизменно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не только называется «Вечный», но и «вечность»; не только «Живой», но и «жизнь»; не только «Безначальный и Бесконечный», но и «безначальность и бесконечность»; не только «Пребывающий», но и «бытие». Мы называем Его «Сущий», то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писании Он говорит о Себе: «Который есть и был и грядет» (Апок.1:8). И в прочих местах прекрасно изображается Его безначальность и вечность».
свт. Тихон Задонский
Литература по теме
- Конечна ли вселенная? Павел Знаменский
- Роение бесконечностей прп. Иустин (Попович)
- Было ли у вселенной начало? Уильям Леин Крейг
- Беспредельность Бога митр. Макарий (Булгаков)
- Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека Панайотис К. Христу
- Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека свт. Григорий Нисский
- Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты? А.М. Леонов
Комментировать