Акциде́нция (лат. accidentia, от accidens филос. – случайный признак, привходящее) – богословский термин, обозначающий случайное, привходящее, несущественное свойство ипостаси. В Евхаристологии под акциденциями понимают, в частности, внешние характеристики (признаки) хлеба и вина после их преложения (пресуществления) в Тело и Кровь Христовы.
Можно ли утверждать, что у Бога есть акциденции?
По Своей сущности Бог, как абсолютно неизменяемый, всесовершенный Дух, не имеет в Себе ничего привходящего, наносного. Тогда как в отношении тварных ипостасей допустимо ставить в один ряд их ипостасные свойства и акциденции (рост (размер), вес, цвет кожи (поверхности), возраст и т. п.), об испостасных свойствах Божественных Лиц – Отца, Сына и Святого Духа – не следует говорить, как об акциденциях. В отличие от тварных ипостасей, обладающих одной и той же сущностью, но различающихся друг от друга множеством акциденций, Божественные Лица ничем не отличаются одно от другого за исключением образов их бытия: Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит; Сын вечно рождается от Отца, а Святой Дух вечно исходит от Бога Отца. (См. подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»).
Другое дело, что говоря об Ипостаси Сына Божьего по человеческому Естеству, всё же можно утверждать об акциденциях (росте, цвете кожи, нравственных особенностях и пр.).
Цитаты о акциденции
«Акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая предмета. И снова: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Так, человек может быть белым, а также высоким, умным, с приплюснутым носом. Акциденция бывает двух видов: разность в общем смысле и разность в собственном смысле. Разностью в общем смысле будет отделимая акциденция, например, один сидит, а другой стоит. В самом деле, разности между сидящим и стоящим допускают отделение, и одна может занимать место другой, что и произойдет, если сидящий встанет, а стоящий сядет. Равным образом, говоря о различии от самих себя, мы имеем в виду отделимую акциденцию, ибо от самих себя мы различаемся тем, что сидим или встаем, бываем молоды или стареем, болеем или находимся в добром здравии. Что касается разности в собственном смысле, то такою разностью будет неотделимая акциденция, например: плоский нос. Плоского носа уже нельзя отнять у человека, равно как и синеватых глаз и подобного. Такими неотделимыми акциденциями и различаются индивид от индивида, т.е. одна ипостась от другой ипостаси. Но сами от себя этими акциденциями мы никогда не отличаемся. Для определения неотделимые акциденции не имеют значения, ибо человек может иметь плоский нос, а может и не иметь плоского носа. И если у человека глаза не имеют синевы, он тем не менее остается человеком».
прп. Иоанн Дамаскин
Литература по теме
- О сущем, субстанции и акциденции преп. Иоанн Дамаскин
- Свойства или «акциденции»? прот. Владимир Шарапов
Комментировать