по материалам книги Дж. Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства»
- Исполнение пророчеств.
Единственная книга в мире со 100% исполнением пророчеств. На данный момент исполнились сотни библейских пророчеств, вплоть до таких подробных, как точный год жизни Мессии, разрушение Иерусалима римлянами (Дан.9:25-26) и мельчайшие подробности распятия Спасителя (например, деление одежд распятого Христа римскими воинами, сравн. Пс.21:19 и Ин.19:23-24). - Стойкость перед критикой и ненавистью.
Библия пережила всевозможную критику. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не порочили. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона от эпохи римских императоров до наших дней. Но Библию до сих пор любят и читают миллионы людей. В 303 году от Р.Х. император Диоклетиан выпустил указ, который должен был привести к прекращению христианами молитв и к уничтожению Библии, невыполнение которого грозило тяжелым наказанием. Снова насмешка истории — всего через 25 лет император Константин, преемник Диоклетиана, уже выпускает указ об изготовлении 50 экземпляров Библии за государственный счёт. Об этом рассказывает римский историк Евсевий. - Чрезвычайная популярность.
Как говорится в Кембриджской истории Библии, «ни одна книга никогда даже не приближалась к такой огромной и постоянной популярности». Она лидирует по количеству переводов на языки мира среди всех прочих книг. Х. Пикеринг, пишет, что для удовлетворения спроса на Библии, примерно 30 лет назад, Британское и иностранные библейские общества должны были выпускать «по одному экземпляру каждые три секунды, круглосуточно, т.е. 22 в минуту, 1369 в час, 32876 экземпляров ежедневно в течение всего года». Кстати, первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно её латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил И. Гутенберг на своём печатном станке. - Влияние на культуру.
О Библии и об Иисусе Христе написано и создано произведений искусств больше, чем о какой-либо другой книге и личности в мире. Ее влияние на мировую культуру трудно переоценить. К. Макафи пишет: «Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки». - Научная достоверность и историчность.
Достоверность и подлинность Библии убедительно доказана знаменитыми учеными в разных областях знаний. Все персонажи и события Библии достоверны и подтверждаются свидетельствами историков прошлого и настоящего (Светоний, Иосиф Флавий, Тацит и др.) О жизни и смерти Иисуса Христа упоминают в своих трудах такие его современники и древние историки, как Корнелий Тацит, сатирик и противник христианства Лукиан, иудей Иосиф Флавий, римский губернатор Плиний Младший и другие. Вдобавок к этому есть десятки свидетельств Нового Завета и ближайших учеников апостолов, которые часто цитируют Библию. Описание происхождение народов в Библии (Быт.10 гл.) до сих пор считается самым достоверным историческим документом прошлого. Библейские описания соответствуют исторической, культурной, политической обстановке того времени. Новые археологические исследования постоянно подтверждают подлинность этих описаний. По свидетельству известного археолога Н. Глюка, ни одно из археологических открытий еще никогда не противоречило Библии. - Короткий промежуток времени между книгами и описываемыми событиями.
Между написанием оригинала Нового Завета и самой древней из сохранившихся копий прошло не более 300 лет, а самый ранний отрывок-копия Евангелия от Марка, был найден, всего несколько лет назад, известным археологом К. Эвансом в Египте (после него идет рукопись Джона Райланда (130 г.)). По словам ученого, его можно датировать ранее 90 г. по Р.Х., при том, что оригинал создан не раньше, чем за 30 лет до этой находки, а описываемые в полной версии Евангелия события, произошли не раньше, чем за 50 лет до этого! Это можно сравнить с тем, как если бы вы сейчас слушали рассказы очевидца Второй мировой войны – настолько близко отстоят реальные евангельские события от рассказов про них! Главный библиотекарь Британского музея Ф. Кеньон говорит о том, что «ни в одном другом случае не прошло столь краткого периода времени между появлением оригинального произведения и датой наиболее древней из сохранившихся до наших дней рукописи». Для сравнения, самая ранняя из сохранившихся до нас качественных копий «Галльских войн» Цезаря (I в. до Р.Х), отстоит от оригинала на 900 лет! Даже «Анналы» знаменитого историка Тацита сохранились, если говорить о первых шести книгах, лишь в одном — единственном списке IX века. - Библейские события описаны очевидцами.
За такой короткий промежуток времени (несколько десятилетий), когда были созданы Евангелия, нельзя было выдумать совершенно лживую историю о чудесах и воскресении Иисуса Христа и заставить поверить в неё тысячи людей, готовых умереть за это. Если бы это было ложью, её можно было бы легко опровергнуть, обратившись к тем, кто жил в то время. Напротив, писатели Нового Завета подчеркивают, что они рассказывают о том, что видели сами своими глазами или узнали от непосредственных очевидцев. Апостол Павел, рассказывая о воскресении Иисуса, сообщает о Его явлении 500 людям одновременно, которые могли подтвердить это, если кто-то сомневается (см. 1Кор.15:6). - Верность авторов Библии своим убеждениям.
Все писатели Нового Завета пострадали за свою проповедь от неприятелей и не отреклись от своих убеждений. Лишь один апостол Иоанн умер своей смертью, после долголетней проповеди и притеснений. Это даёт нам дополнительную убедительность в том, что эти люди знали и свято верили в то, за что не побоялись быть гонимыми. - Различие в деталях при общем согласии.
Описание евангельских событий существует в четырех версиях, написанных четырьмя разными людьми. Три из них согласны в целом и различны в деталях, четвертое Евангелие дополняет их, и написано по-особенному. Различие в деталях при общем согласии, говорит в пользу достоверности описываемых событий, т. к. показывает взгляды живых людей, которые не могли смотреть и рассказывать обо всем совершенно одинаково, что было бы неестественным. - Бережность хранения библейских рукописей.
Б. Рамм говорит о точности и многочисленности рукописей Библии: «Евреи хранили её тщательнее, чем любые другие рукописи в истории. Они следили за каждой буквой, слогом, словом и абзацем Библии. В иудейском обществе существовали целые классы людей, единственной задачей которых был трёхстадийный тщательный контроль за сохранением и размножением этих документов — класс писцов, законников, масоретов. Кто и когда пересчитывал буквы и слоги во всех сочинениях Платона или Аристотеля? Цицерона или Сенеки?». Например, текст свитка пророка Исаии (125 г. до Р.Х.) оказался практически идентичным его масоретской версии (916 г. по Р.Х.), что доказывает поразительную точность, с которой в течение 1000 с лишним лет переписывалась Библия. Библейские рукописи сохранялись с гораздо большей тщательностью, чем любые другие документы во времена печатного станка, когда появилось гораздо больше возможностей сохранения верного текста. Не странно ли, что тексты Шекспира за 208 лет накопили гораздо больше разночтений и искажений, чем текст Нового Завета, которому уже перевалило за 1600 лет, причём в течение полутора тысяч лет из этого срока он существовал только в рукописной форме? Не считая одного-двух десятков разночтений, текст любого стиха Нового Завета установлен общим согласием учёных, и споры относительно того или иного стиха относятся лишь к его истолкованию, а не к сомнениям относительно самих слов. В то же время в любой из 37 пьес Шекспира вы обнаружите до сотни тёмных мест, до сих пор вызывающих разногласия, причём во многих случаях разночтения прямо влияют на смысл тех эпизодов, где они присутствуют. - Поразительная сохранность.
Библия пережила века. Она была написана на непрочном материале. В течение веков, до изобретения печатного станка, её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. В настоящее время существует более 24 000 рукописных экземпляров Нового Завета, это резко превосходит все памятники древней литературы. Степень точности текста также впечатляет. Так, если текст «Илиады» Гомера искажён на пять процентов, то степень неточностей в рукописях Нового Завета — всего полпроцента. - Уникальная цельность.
Это собрание книг под одной обложкой уникально своей цельностью, единой идеей. Она поражает согласованностью своего откровения — от первого слова и до последнего. Первая и последняя книги Библии — Бытие и Откровение, повествующие соответственно о «рае утраченном» и «рае обретенном», настолько идеально соответствуют друг другу, что никак нельзя усомниться в их Божественном происхождении (сравн. [Быт.1-3] и [Откр.21-22]). В Библии содержатся тысячи перекрестных ссылок, аллюзий на более ранние библейские и внебиблейские сюжеты, схожих символов и образов. Это при том, что Библия писалась на протяжении более 1600 лет, писателями всех возможных слоёв общества и уровней образования, на трёх континентах и разных языках. Количество авторов более 40, среди них: Моисей — политический деятель, Амос — пастух, Петр — рыбак, Неемия — виночерпий, Лука — врач, Матфей — сборщик налогов, Соломон — царь, Иисус Навин — военачальник. - Разнообразие жанров при одной идее.
При своей уникальной согласованности, сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них — исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники — не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. - Неудобность в применении к жизни.
Библия — это книга неудобная никому. Что имеется в виду? Если бы она была только произведением человека, то и её предписания были бы максимально комфортны и удобны для жизни человека, чего мы не наблюдаем при её чтении. Напротив, её учение обязательно для всех, часто в ней говорится о необходимости терпения скорбей и искушений, о трудном пути верующего человека вне зависимости от его положения (ср. Лк.13:24, Иак.1:2), она проповедует нелицеприятного Бога (Деян.10:34), беспощадно обличает человеческие страсти (1Кор.6:9-10). Все это свидетельствует об одном – эта Книга является выражением объективной воли Бога, который Сам устанавливает законы для людей, не потворствуя их страстям и желаниям. - Высота и оригинальность учения.
Библейское учение о нравственности, о том, что Бог есть любовь, о боговоплощении и искупительной жертве, является настолько возвышенным и удивительным, что невозможно считать его простой фантазией человека. При внешней схожести некоторых образов и персонажей с языческими мифами, при более внимательном рассмотрении, библейское повествование в корне отлично от них, содержит совершенно оригинальные идеи и учение, превосходящее все человеческие вымыслы, претендуя при этом, на историчность описываемых событий. - Библия не стыдится описывать ошибки праведников.
В Библии описываются не только человеческие доблести и добрые поступки, но и самые неприглядные. При чем, это касается не только отрицательных персонажей, но и тех, кого она называет святыми и ставит в образец подражания (конечно, не их грехам, а покаянию). В отличие от простых человеческих произведений, которые не будут писать плохого о своих авторитетах, она делает это честно и без лукавства. Так, например, она упоминает о смертных грехах великого царя и пророка Давида (2Цар.11,12 гл.), Соломона (3Цар.11 гл.), трусости и предательстве будущего великого апостола Петра (Лк.22:55-62). Евангелие описывает неверие учеников Христа в Его воскресение, пока Он Сам не явился им (Лк.24:11). Стали бы первые христиане выдумывать такие неудобные факты о тех людях, которые пользовались у них непревзойденным авторитетом? Все это свидетельствует о том, что Библия написана не особо заинтересованными лживыми людьми, а честными свидетелями, тех событий, которые они либо видели сами, либо слышали от других, заслуживающих доверия лиц. Зачем упоминать о грехах святых? Просто у Библии есть привычка рассказывать чистую правду. - Наличие научных фактов.
Библия не претендует на статус научной энциклопедии, ее задача состоит совершенно в другом. Но, несмотря на это, интересно заметить, что библейские авторы иногда опережали научное знание на тысячелетия, описывая природные явления, открытые учеными намного позднее. Сюда, например, можно отнести то, что Земля не имеет опоры в пространстве и окружена бездной (Иов.26:7), цикличность суток, ветра, круговорот воды в природе (Еккл.1:5-7) или наличие веса у воздуха (Иов.28:25). Все это лишь малая часть из имеющихся в Библии научных фактов. Библейские авторы во многом опередили не только позднейшие научные открытия, но и представления о мире у своих современников. - Влияние на жизнь людей.
Миллионы людей могут засвидетельствовать, что их жизнь коренным образом изменилась благодаря Библии и учению Христа.
Кстати, Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос (в виде микрофильма). Первая книга, прозвучавшая с Луны (астронавты читали Бытие 1:1).
Все это может не убедить вас поверить в Бога или жить по Библии, но постарайтесь теперь посерьезней относиться к убеждениям христиан, доверяющих этой Книге и ее Автору, ведь у них для этого есть все основания.