Источник

Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю святых Отец первого Вселенского Собора (Деян.20:16–18, 28–36)

Ныне слышанное вами, братия, из Апостольских Деяний чтение описывает пастырскую бдительность всехвальнаго Апостола Павла, и совершенство его добродетели: читать же то сего дня Церковь установила потому, что в сей день мы отправляем празднество, первого Никейского Собора Богоносных Отцев, которые, сохранив тщательно завещания Апостола Павла, соделались истинными его подражателями. Павел, призвав в Милит пресвитеров церковных, повелел им бодрствовать против волков, то есть против еретиков имеющих восстать на Церковь Христову, и отводить верных от православной веры. И сии благочестивые Отцы, узрев сильное нападение ересеначальника Ария на главнейшие догматы веры, и от того происходящее растление в словесных овцах Христовых, бдяще, по Апостольскому завещанию о стаде своем, стеклись во град Никею, дабы общими силами истребить злочестивейшую его ересь. Павел научал в Милите служителей Церкви пасти Христову Церковь, то есть, проповедывать догматы благочестия, и правила добрых дел. И сии блаженные Отцы, последовав Павлову учению, изложили в Никее правила веры и благонравия Христианского. Ныне чтенная история содержит в себе наставления, относящиеся к пастырям церковным, делом самым от Апостола Павла подтвержденные, и великого умиления исполненные. Кто со вниманием выслушает изъяснение сих наставлений, и после снесет их с поступком тех Божественных пастырей: тот уверится, что они сохранили оные во всей точности.

Деян.20:16. Во днех тех, суди Павел мимо ити Ефес, яко да небудет ему закоснети во Асии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятидесятный быти во Иерусалиме.

Апостол Павел проходя многие и различные места, и проповедуя в оных слово Божие, пришел наконец в Милит, который был тогда царствующим градом в Азии, и находился не в дальнем расстоянии от Ефеса. Пoелику же он тщился, как возможно, поспеть во Иерусалим в день Пятидесятницы, то и прошел мимо Ефеса, не благорассудив зайти в оный. Потому что ежели бы он зашел туда, то бы просьбами верных, которым он там прежде проповедывал слово Боже, и пред которыми творил чудеса, принужден был остаться в Азии на долгое время, и следовательно, не мог бы попасть во Иерусалим на день Пятидесятницы, как ему желательно было. Но для чего толикое желание и тщание его было, чтобы быть в тот день в Иерусалиме? Для того, что в сей день находится там великое множество Иудеев по причине праздника Пасхи и Пятидесятницы: желал убо треблаженный Апостол в том самом месте, где прежде гнал Церковь, проповедывать пред лицем всего народа имя Иисуса Христа. Почему оставив Азию, пришел в Иерусалим: проповедывал там всенародно имя Христово, и много пострадал от Иудеев: но поспел ли он туда на день Пятидесятницы, то неизвестно: потому, что Божественный историк к словам, «тщашебося», прибавляет, «аще возможно будет», то есть, ежели может и обстоятельства не воспрепятствуют.

Деян.20:17–18, 28. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры Церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.

Вот примерная Апостольская добродетель: ревность Павлова проповедывать во Иерусалиме имя Христово не позволила ему зайти во Ефес: но пастырская бдительность заставила его призвать к себе Ефесское священство, и научить оное правилам, могущим спасти его самого, и вверенное ему стадо. Когда же Ефесские священники пришли к нему: то он между прочими наставлениями вещал им следующее: «внимайте себе и всему стаду». Сими словами означил он вкратце всю должность Церковных настоятелей, завещав им иметь сугубое внимание: одно внимание к самим себе, касательно то есть, чистоты жития и исполнения добродетели, а другое к стаду своему, которому должны они проповедывать учение веры и законов, и неусыпное иметь попечение о спасении пасомых. Он далее приводит и причину, почему другое сие внимание необходимо должно иметь им. Дух Святый, говорит, благодатию священства данною вам, поставил вас Епископами, то есть, начальниками и блюстителями, пасти, то есть, руководствовать ко благочестию и добродетели чад Церкви Божией, которую Он стяжал и облаготворил, искупив кровию Единородного Своего Сына (См. толк. в нед. Самар. в кон.). Здесь заметить должно, что пресвитерами Церковными называет святой историк священников, их же называет он и Епископами, не потому, чтобы они были Архиереи, но потому, что были начальники и смотрители Церкви, пасущие находящихся под их смотрением.

Деян.20:29–30. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, нещадящии стада: И от вас самех восстанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе.

Волками здесь названы ересеначальники и последователи их еретики: ибо как волк похищает из стада овец, и снедает их, так и человек, ересью зараженный, похищает из Христова стада православных Христиан и погубляет души их: тяжкими же названы они по причине тяжести душевного вреда, от них происходящего: и глаголющими развращенная потому, что они, превращая смысл Священного Писания, говорят совсем противное истине, и издают учения превратные: о сих-то волках Павел Пророчески глаголет: я знаю, что по отшествии моем из Азии, придут к вам еретики, не щадящие стада, то есть, не жалеющие словесных Христовых овец: но и из вас явятся такие люди, которые будут учить ересям, будут отвлекать учеников Христовых от Церкви, и советовать им последовать себе, составляя таким образом особые сонмища. Сие Пророчество и сбылось: ибо не токмо после, но и в самые Апостольские времена таковые еретики являлись и успели многих развратить и привлечь к себе. Таковы были лжеапостолы изобличенные Ефесскою Церковию: Николаиты, содержавшие учение Валаамово, которые достигли и до Пергамской Церкви: пророчица Иезавель, обольщавшая в Церкви Фиатирской: Именей и Александр (Апок.2:1, 14:20; 1Тим.1:19, 20), отпадшие от веры и злословившие оную. Также Именей и Филит, от истины отступившие (2Тим.2:17, 18): к сим причислить должно и всех тех еретиков, которые после являлись и обольщали благочестивых Христиан.

Деян.20:31. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас.

Предсказав о злости еретиков, объяснил вместе и сильное против ее оружие: «сего ради бдите». Бдение, внимание и рачительность настоятелей останавливают нападения еретиков. Ибо как волк не может тогда похищать овец, когда пастух смотрит и бодрствует: так и еретик не может тогда развращать души людей православных, когда их пастырь бодрствует и рачительно смотрит за вверенным ему стадом. Павел, дабы доказать, какую силу имеет бдение, приводит в пример самого себя, говоря: бдите, воспоминая, что я все то время, в которое был с вами, бодрствовал так, что целые три года не преставал днем и ночью учить каждого из вас со слезами: и потому еретики, сии волцы тяжцы, глаголющии развращенная, не могли нанести вред душам вашим: посему ежели и вы будете бодрствовать, то злоба еретиков ни мало не может вредить вашему стаду. Приметьте, сколь велика была ревность, горячесть и усердие в Павле. Он учил чрез целые три года: учил днем и ночью, притом со слезами: учил не токмо всех вообще, но и каждого порознь. Преподав же им таковой совет, приступил к молению, говоря так:

Деян.20:32. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех.

Словом благодати священный Лука называет на другом месте Евангельскую проповедь. «Дерзающе», говорит он, «о Господе свидетельствующем слову благодати своея, и дающем знамения и чудеса быти рукама их» (Деян.14:3): некоторые же под именем: «слова благодати» понимают самую благодать Божию (Злат. на он. мест.). А может быть словом благодати Апостол Павел назвал самого Иисуса Христа, который, слово сый, от Отца прежде век рожденный, и в последние лета не по долгу некоему, но по благодати и милости своей быв человек, спасе нас. «Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас» (Тит.3:5). Пoелику же одно внимание пастырей, без помощи Божией ничего произвести не может (Ин.15:5): то он, повелев им внимать себе и стаду своему, препоручает их Богови, говоря: братие, и ныне: не сказал ныне, потому что он делал сие и прежде: но, и ныне, то есть, и теперь, так как и прежде, предаю вас Богу и Отцу и Единородному Его Сыну и Слову, который может устроить и вас, и ваше внимание, и дать вам за труд, подъятый во время внимания и бдительности вашей, наследие вечного царствия, вкупе со всеми свято пожившими. После же такового желания своего он паки начинает учить их собственным своим примером.

Деян.20:33. Сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах.

Воззрите на различие добродетели мужей, соделавшихся святыми под законом, и мужей, учинившихся святыми после Евангельской благодати. Пророк Самуил, слагая с себя должность судейского начальствования, говорил к народу Израильскому: «еда у кого тельца взях, или осля, или кого от вас насильствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду, или общую?» (1Цар.12:3) А Павел Апостол, удаляясь из Азии, говорил к ученикам своим: «сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах». Самуил избежал мздоприимства, а Павел и самого пожелания стяжаний. Сие значит: «и се боле Ионы зде» (Мф.12:41). Но для чего Павел сказал сие? Некоторые из еретиков, по растлению ума своего, думая, что Евангельская проповедь приносит телесные корысти, проповедывали Евангелие единственно с тем, чтобы приобресть себе имение. О сих тот же Павел писал к Тимофею следующим образом: «беседы злыя растленных человеков умом, и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие, отступай от таковых» (1Тим.6:5). Предохраняя убо Пресвитеров Ефесских, а в лице их и всех настоятелей Церкви, от такового злочестия, приводит Павел в пример самого себя, говоря: я ни от кого не желал ни сребра, ни злата, ни одежды. А дабы кто не подумал, что он ничего того не желал, а научаемые от него и обращаемые сами давали ему, говорит тотчас:

Деян.20:34. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии:

Блаженный Павел был скинотворец, то есть делал скинии13 (Деян.18:3): и о сем рукоделии своем писал он к Коринфянам, говоря так: «И труждаемся делающе своими руками» (1Кор.4:12). Сим то рукоделием питал он не токмо самого себя, но и находящихся при нем. А ничего не желал взимать ни от кого за проповедь свою, хотя и великие имел на то права, для того, дабы не подать подозрения, что он проповедует Евангелие для прибытка, и тем бы не воспрепятствовать Евангельскому плодотворению. «Но не сотворихом», говорит он, «по области сей, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову» (1Кор.9:12). Пoелику же сие было известно слушателям? то он, не приводя никакого доказательства, говорит прямо: сами вы знаете, что руки сии, то есть дела рук сих, удовлетворяли нуждам как собственным моим, так и всех находящихся при мне. Удивительное, поистине, дело! Учитель всей вселенной питался собственным своим рукоделием: тот, который не токмо днем, но и нощно облаготворял людей учением своим, выводя их из мрака неверствия, и обращая на путь истины, ведущий к небесному царствию, не желал от них себе никакого за то воздаяния, но снискивал потребное для себя и своих последователей сам своими руками! Выслушайте ж его завещание, которым он всем настоятелям Церкви тоже делать повелевает!

Деян.20:35. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати.

Некоторые немощные совестию видя, что Апостолы принимали приносимое им верными, соблазнялись и делались хладными ко принятию Евангельской веры, думая, что Апостолы проповедуют Евангелие для собственной своей корысти: о сих-то немощных говоря Павел поучает проповедников Евангелия таким образом: я совершенно объяснил вам, что вы, равно как и я, ничего ни от кого не приемля, а питаясь собственными трудами, должны подавать руку помощи таковым немощным, изглаждая из совести их соблазн, от мнимого корыстолюбия происходящий. Пoелику же сие его учение есть неудобоприемлемо и неудобоисполняемо, то он присоединяет к нему слова Искупителя нашего, говоря: вы должны памятовать словеса Господа Иисуса, рекшего, что тот блаженнейшее творит дело, кто дает, нежели тот, кто приемлет. «Блаженне есть паче даяти, нежели приимати». Сего изречения слово в слово не находится во Святом Евангелии: смысл же его находится на многих местах оного, как то: «блажени милостивии» (Мф.5:7), и, «блажен будеши, яко не имут ти что воздати» (Лк.14:14). Может быть Павел слышал оное от слова до слова или от других Апостолов, слышавших его из уст Спасителевых, или от самого Господа чрез откровение. Истина же слов сих познается как от небесных, так и от земных вещей. Ибо и на земле тот счастливее и славнее, кто дает, нежели кто приемлет: кто бо может давать, как не богатый и сильный? Равным образом и на небеси более блажен милующий, нежели пользующийся милостынями: к милующим бо речено есть: «приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от создания мира» (Мф.25:34).

Деян.20:36. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися.

Что значит сие коленопреклонение? Оно означает смирение, благоговение, умиление и теплоту души. Апостолы, когда просили Бога о чем-либо с великим жаром, да исполнит Он прошение их, тогда просили Его, преклоняя колена свои на землю (Деян.7:60). Таким образом первомученик Стефан просил Бога с коленопреклонением отпустить грех побивающим его камением. Таким образом и Петр, преклонив колена свои, молил Бога, воскресить Тавифу (Деян.9:40). Пoелику Павел первый проповедывал Христа в Ефесе, и трудился там целые три года, уча день и ночь со слезами коегождо (Деян.18:19, 20:31): и пoелику он видел по данному ему дару предвидения, что более уже не увидится никогда с Ефесеями возлюбленными своими учениками, и что по отшествии его «внидут к ним волцы тяжцы, и мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе» (Деян.20:29, 30): то Апостольское сердце его и исполнилось крайнего умиления? Почему он, преклонив колена со всеми предстоящими, и излил моление свое пред Всеблагим Богом о утверждении их и спасении.

Беседа о долге церковных Пастырей

Земной Ангел и небесный человек, Божественный Апостол Павел, который научил Пресвитеров Ефесской Церкви долгу пастырскому, сам потрудившись паче всех Апостолов, показал на делех образ истинного и совершенного пастыря словесных Христовых овец: его труды, его бодрствования, многоразличные ужасы и злострадания от глада, жажды, хлада наготы? Его внутренние и внешние враги, гонения, соборища, темницы, оковы, судопроизводства и доносчики: каждодневные и ежечасные смерти, кошница, коею он оконцем свешен был, пометание камением, биение палицами, странствование: беды от разбойников, от сродников и лжебратий, беды и на море и на суше: неусыпное смотрение и бдительность о всех Церквах, и наконец неиждеваемость Евангельской проповеди: все, говорю, то суть живые и яснейшие доказательства мужества, терпения, великодушия, ревности, любви и всех прочих великих добродетелей, каковые составляют характер души истинного пастыря (1Кор.11:29?). Кто бы изнемогал немощию греховною, и чтобы Павел не чувствовал лютости болезни? Кто бы соблазнялся, и чтобы Павел не воспламенялся? Кто другой с толикою мудростию и благоразумием представил обязанности господ и рабов, начальников и подчиненных, мужей и жен, родителей и детей, браком сопряженных и в девстве живущих, мудрых и неученых, богатых и бедных, Иудеев и Еллинов, и столь высокое открыл учение о Христе и мире, о плоти и духе? Кто с толиким пастырским знанием и искусством напоил млеком простейшего учения младенцев, несовершенных, и напитал твердою пищею высоких Таинств мужей совершенных? Кто стол благоразумно обличал грешников, или столь достойно похвалял добродетельных? Кто столь праведно предал сатане соблазнителей и отступников веры, или столь полезные сделал предписания на все, что касается до еретиков? Кто с толиким мужеством восстал против распрей, браней, суеверий, и ересей, или столь светлыми почестями увенчал людей, в меру святости достигших? Вот дела пастырские, дела отеческие, учительские, дела благотворительные!

Он свободен сый от всех, всем себе поработил, да множайшие приобрящет: «и всем был вся, да всяко некия спасет» (1Кор.9:19, 22). Он не искал своего си, но еже на пользу чад своих (1Кор.10:24): желание имел «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23): однако ж пребывать в телеси за нужнейшее почел для спасения учеников своих. Он един желал «отлучен быти от Христа» (Рим.9:3), да спасутся тем сродники его, подражая и в сем случае Христу, Который был по нас клятва (Гал.3:13). Вот живые черты пастырей Христова стада! Сему Павел учил своими делами для того, чтобы служители Церкви, взирая на него и взимая пример с его жизни, делались ему подражателями, так как он сам подражал первому Архиерею и учителю, Начальнику спасения нашего и Искупителю мира Иисусу Христу. Не токмо же дела его открывают нам, какие суть добродетели пастырей, но и слова его живое представляют изображение истинного Архиерея. Кто со вниманием прочтет послания его к Тимофею и Титу, тот узнает, в чем состоит должность пастыря Церкви.

Учение его, какое он преподал Пресвитерам Ефесской Церкви, есть также изящнейшее правило для всех, как тогдашних, так и после бывших, нынешних и до скончания века быть имеющих Архиереев, Иереев и пастырей словесных овец Христовых. «Внимайте убо», сказал он между прочим, «себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Божию, юже стяжа кровию Своею» (Деян.20:28). Слова краткие, но исполнены мыслей небесных: слова краткие, но объясняющие весь долг пастырский: слова краткие, но содержащие в себе и дела, и учение и все обязанности истинных и святых пастырей.

«Внимайте убо себе». Сими словами научает он, коликая святость должна быть во всех делах пастыря. «И всему стаду»: а сими объясняет, коликое бодрствование должен иметь пастырь о своем стаде. Простолюдину довольно для спасения своего посредством внимания избегать греха и творить добродетель: но пастырь, хотя бы внимая, по словам Писания, себе, был чист от всякого греха, и хотя бы взошел на самую высоту добродетели, не может спастись, ежели не обратит такового же внимания и на паству свою, какое употребляет для собственного своего спасения. Для сего то Апостол Божий не сказал токмо: внимайте убо себе: но еще прибавил, и всему стаду: «внимайте убо себе и всему стаду».

И так требуется от пастырей, чтобы они имели внимание сперва к собственному своему поведению: «внимайте убо себе», потом ко спасению паствы своей: «и всему стаду». Так, поистине нужно пастырю употребить прежде внимание на соделание себя самого святым, а потому уже освящать и других. Ежели ж он не очистит прежде себя самого от грехов, то как может очищать других? Прокаженный, или покрытый струпом не очищает того к кому прикоснется, но оскверняет. Посему Исаия прежде, нежели принял на себя пастырское звание, очищается углем, который принес к нему в клещах един от Серафимов (Ис.6:6). Иеремия освящается прежде рождения своего, еще в утробе матерней, пасти достодолжно народ Господень: а Иезекииль прежде, нежели посылается в дом Израилев, отворяет уста свои, и съедает свиток знания истины.

Ежели пастырь не приправит прежде солию благоразумия и житие и учение свое: то как может он исправить других и соделать их разумеющими законы Божии? ибо солию кушанье приправляется. Ежели он не будет прежде озарен сиянием добродетелей, и сам не соделается весь светом: то как может освещать всех в дому находящихся? Мрак греховный не освещает, но помрачает ум людей, к нему приближающихся: тот напрасно будет стараться осветить во тьме сидящих; у кого нет в руках зажженной свечи: для сего то сам Господь назвал пастырей народа Своего солию земли и светом мира: «вы есте соль земли: вы есте свет мира» (Мф.5:13–14).

Но что есть внимание? Внимание есть тщательное и неопустительное наблюдение вещей. Тот внимает самому себе, кто с неусыпным бодрствованием примечает за своими делами и за внутренними своими движениями: и тот, кто внимает себе, познает зависть и наветы началозлобного врага, примечает, сколь обманчива и вредоносна суета мира сего: видит, каким вредом и гибелью соединены чувственные удовольствия плоти: и посему вооружается против диавола, отвращает очи свои от мирской суетности, и берет верх над ухищрениями плоти. Кто внемлет самому себе, тот видит, что мы «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр.13:14): что настоящее все тленно и временно, а будущее негиблемо и вечно: что в небесном отечестве находится свет невечерний, слава непреложная, радость неизреченная и такие блага «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). Посему он, оставив землю, возносится на небеса, и рассматривая тамо сущие блага, обращает к оным все желание души и сердца своего и все труды телесные: посему то дела его Боголюбезны, слова Божественны, мысли святы: он весь становится светом, весь добродетелью, весь святостью. Таков бывает благочестивый человек, таков бывает Пастырь, когда внемлет самому себе.

Внимание отверзает душевные очи пастыря. Он познает, что на себя принял, от кого и на какой конец: усматривает, что принял на руки свои то, что есть славнейше всякого создания: что не словом Божиим токмо сотворено, как прочие твари, но стяжанно честною кровию Единородного Его Сына: принял же то не от человека, не от Ангела, но от самого Вседержителя Бога. Бог, поставив его пастырем, вручил ему сокровище небесное и преславное, то есть Церковь свою, да вводит в оную вне сущих, да наставляет правилам истинной мудрости и благочестия в ней находящихся, и руководствует как тех, так и других ко спасению. Познает пастырь, когда обращает на себя внимание, что тот, кто рачительно проходит пастырскую свою должность, получает, яко исполнивший заповедь любви, неувядаемый венец правды. Познав же сие, обращает внимание свое и на все стадо, в котором Дух Святой поставил его Епископом14, и выводит оное, яко другий Моисей, не из Египта, но из бездны греховной, и избавляет не от власти Фараоновой, но от рабства диавольского. Управляя, яко второй Самуил, праведно и свято народом Господним, приносит Богу о спасении людей ему вверенных не жертвы животных, но бескровные священнодействия: и яко другий Павел, обращает неверных, вразумляет сумнящихся в вере, возбуждает впадших в грех, утверждает пребывающих в добродетели, и бывает всем вся, да множайших, то есть достойных спасения, приобрящет и приведет ко Христу.

Внимание, дар небесный, сокровище бесценное! ты еси гонитель суетности, ты еси бич восстающей плоти, оружие против врага естества человеческого, страж души и тела, лествица, возводящая человека от земли на небо, источник освящения, света, благодати и спасения: ты усовершаешь и пастыря народа, освящаешь и народ пасомый, и спасаешь всякого человека! Премудро поистине завещание Богоглаголивого Павла: «внимайте себе и всему стаду» (Деян.20:28). Сие учение о внимании Божественный Апостол положил не от себя, ниже от человек заимствовав, но слыша в самом законе Бога, тако рекшего: «вонми себе, и снабди душу твою зело» (Втор.4:9).

Горе убо тем несчастным пастырям которые, не обращая никакого внимания ни на свою душу, ни на спасение вверенного им стада, творят дела, недостойные своего имени, своей должности, и вместо света бывают тьмою: которые ни мало нерадят о овцах, не ищут пропадшей, не собирают разбежавшихся, не смотрят за немощными, не наблюдают здравых: а пьют только от стада своего млеко, берут волну и едят мясо! Горе тем пастырям! Ибо они должны будут дать отчет пред Богом не только за самих себя, но и за паству свою: кровь овец от руки их взыщется. «И крове ея», рек Бог нерадивому пастырю, «от руки твоея взыщу» (Иез.3:18).

Вы же, о строители верные, истинные и мудрые пастыри! Которые, по завещанию Богомудрого Павла, обращаете внимание на себя и на стадо, вы всечестны, блаженны и святы, вы в тот день, егда Вседержитель воссядет на престоле славы своей, и будет судить живых и мертвых, воссияете со святыми Иерархами яко светила: тогда каждый из вас, став со стадом своим пред престолом величествия Божия, речет: Господи! «се аз и дети, яже ми дал еси» (Ис.8:18): тогда каждый, говорю, из вас услышит сии слова Господни: «добре, рабе благий и верный!» (Мф.25:23). Сии чада Мои алкали, и ты напитал их словом благочестия: а сии жаждали, и напоил их учением закона Моего: сии были чужды Церкви, и ты ввел их внутрь ее: а сии были наги, не имели одеяния благих дел и ты прикрыл их одеждою добродетелей: сии были немощны от множества грехов своих, и ты посетил и исцелил их: а сих сатана содержал связанных во узах темничных, и ты пришел к ним в темницу и даровал им свободу, разрешив узы рабства греховного. Вам, верные и мудрые строители благодати, истинные пастыри народа Божиего, речет тогда Судия праведный, благословенный и блаженный глас оный, относящийся к милосердым: «Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34).

* * *

13

Палатки или шатры.

14

Смотрителем или Надзирателем.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 1. - 1854. - [6], 579 с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle