Источник

Глава 20

Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18–38)

Деян.20:2. Пройдя же те места и пре­подав веру­ю­щим обильные наставле­ния, при­шел в Елладу.

«Прошедши те места», в которых прежде основаны были Павлом христианские общины в Македонии – см. Деян.16:12–17:14.

«Пришел в Елладу», т. е. Грецию, которую выше дееписатель назвал Ахаиею (Деян.19:21). «Ахаия» – официальное название Греции по римскому разделению провинций, «Еллада» – древнее народное название Греции.

Деян.20:3.  Там про­был он три месяца. Когда же, по случаю воз­муще­ния, сделан­ного про­тив него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то при­шло ему на мысль воз­вратиться через Македонию.

«Пробыл три месяца» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян.17 и д.).

«Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.

Деян.20:4. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.

«Сосипатр Пирров» – сын Пирра, «Вериянин», из Верии – первого города, в который апостол должен был прийти по переходе из Ахаии в Македонию, – вероятно, есть упоминаемый Павлом в Рим.16:21.

«Из Фессалоникийцев Apиcтарх и Ceкунд». «Аристарх» упоминается выше – Деян.19:29; о «Секунде» нигде более в Писаниях апостольских не говорится.

«Гаий Дервянин» – из Дервии Ликаонской, которого по сему, кажется, надо отличать от Гаия «Македонянина», упоминаемого выше – Деян.19:29.

«Тимофей» – см. Деян.16:1–3.

«Асийцы – Тихик и Трофим» – первый упоминается еще Еф.6:21; Кол.4:7; 2Тим.4:12; Тит.3:12; второй – урожденный ефесянин (Деян.21:29) упоминается во 2Тим.4:20. Все эти семь спутников – трое урожденные македоняне, остальные малоазийцы – «сопровождали» Павла «до Асии», т. е. проконсульской Азии (ср. к Деян.16прим.). Этим не исключается, что некоторые из перечисленных спутников сопровождали Павла и далее – до Иерусалима и потом в Рим. Так, «Трофима» мы видим с Павлом в Иерусалиме (Деян.21:29), «Аристарха» – на пути в Рим с Павлом (Деян.27:2). В Филиппах Македонских (Деян.16:12) присоединился к спутникам Павла писатель Деяний Лука, остававшийся, вероятно, там (прим. к Деян.16:40), почему теперь он снова начинает вести речь от лица – «мы» (ср. Деян.16:10, 17 и д.), а не «они».

Деян.20:5. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.:

«Они», т. е. упомянутые семь спутников, «ожидали нас», т. е. Павла и Луку, в Троаде (см. прим. к Деян.16:8).

Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.

Деян.20:6. А мы, по­сле дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять при­были к ним в Троаду, где про­были семь дней.

«После дней опресночных», – т. е. после праздника иудейской Пасхи (ср. Лк.22 и паралл.), которую Павел праздновал по-своему, в духе христианской свободы и верований, оставаясь в покое по заповеди (Лк.23:56).

«Дней в пять прибыли... в Троаду» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян.16 и дал.).

Деян.20:7. В первый же день недели, когда уче­ники собрались для пре­ломле­ния хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следу­ю­щий день, беседовал с ними и про­должил слово до по­луночи.

«В первый день недели», – т. е. первый по субботе ­­ наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь (Мф.28 и паралл.).

«Когда ученики», – т. е. троадские христиане, «собрались для преломления хлеба» Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь «преломление хлеба» простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание, в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. Деян.2:42, 46). Что именно «в первый день недели» (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла 1Кор.16:2, а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также Откр.1:10).

«Продолжил слово до полуночи». Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. Деян.20:25). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии (Деян.20:11).

Деян.20:8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

«Было довольно светильников» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.

Деян.20:9. Во время про­должи­тель­ной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидев­ший на окне, по­грузил­ся в глубокий сон и, по­шатнув­шись, сон­ный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Богослужебное собрание происходило в горнице «третьего» этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

«Юноша... Евтих... погрузился в глубокий сон», – как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе.

«Поднят мертвым», т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.

Деян.20:10. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

«Пал на него и обнял». Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской (3Цар.17:21) и пророком Елисеем сын суманитянки (4Цар.4:34).

«Душа его в нем» – это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал, но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст).

Деян.20:11. Взойдя же и пре­ломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рас­света, и по­том вышел.

«Взошедши же и преломив хлеб». Значит, преломление и вкушение хлеба, как Богослужебное действие, еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом, и только теперь, в начале возобновления беседы, прерванной случаем с Евтихом, апостол совершает преломление и вкушение хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя упоминается только об одном Павле, потому что речь ведется собственно о нем.

«И потом вышел» – точнее слав.: «и тако изыде» – «и так», т. е. не дав себе отдыха.

Деян.20:13. Мы по­шли вперед на корабль и по­плыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так при­ка­за­л нам, намереваясь сам идти пешком.

«Мы», т. е. спутники Павла, «пошли вперед» на корабле в Ассу, куда Павел отправился пешком. Хотя историк не объясняет ни цели, ни причины этого намерения Павла, однако можно с вероятностью полагать, что Павел чувствовал потребность уединиться на день-другой, чтобы наедине с Богом подготовить душу свою к ожидавшим его вскоре великим событиям.

«Асс» – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.

Деян.20:14. Когда же он сошел­ся с нами в Ассе, то, взяв его, мы при­были в Митилину.

«В Ассе», соединившись со спутниками, все вместе отплыли и прибыли «в Митилину» (ныне Кастро), главный город на о. Лесбосе, на восточном берегу.

Деян.20:15. И, отплыв оттуда, в следу­ю­щий день мы остановились про­тив Хиоса, а на другой при­стали к Самосу и, по­бывав в Трогиллии, в следу­ю­щий день при­были в Милит,

«Хиос», «Самос» – острова в виду Малоазийских берегов.

«Трогиллия» – прибрежный город к югу от Ефеса.

«Милит» – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса.

Деян.20:16. ибо Павлу рас­судилось мино­вать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; по­тому что он по­спешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников (1Кор.16:9), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для свидания (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.

Деян.20:17. Из Милита же по­слав в Ефес, он при­звал пре­свитеров церкви,

«Призвал пресвитеров церкви» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах (Деян.20:25).

Деян.20:18. и, когда они при­шли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который при­шел в Асию, все время был с вами,

Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его.

«Вы знаете» – «Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение... Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния (Иез.16:6). Смотри, что и здесь делает Павел: во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!»

Деян.20:19. работая Го­с­по­ду со всяким смирен­но­мудрием и многими слезами, среди искуше­ний, при­ключав­шихся мне по зло­умышле­ниям Иудеев;

«Со всяким смиренномудрием». Не просто «со смиренномудрием», но «со всяким», ибо «есть много видов смиренномудрия: смиренномудрие бывает и в слове, и в деле, в отношении к начальникам и в отношении в подчиненным» (Златоуст).

«И многими слезами», (ср. Деян.20:31), «среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям от Иудеев». По толкованию Златоуста, «здесь он (Павел), по-видимому, выражает свое сострадание; ибо он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян.5:41).

Деян.20:21. воз­вещая Иудеям и Еллинам по­каяние пред Богом и веру в Го­с­по­да нашего Иисуса Христа.

«Покаяние пред Богом и веру в Господа» – сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. Деян.20:2:37–38).

Деян.20:22. И вот, ныне я, по влече­нию Духа, иду в Иерусалим, не зная, чтó там встретит­ся со мною;

Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст).

«По влечению Духа... не зная, что там случится со мною». Неведение относится собственно до частностей имеющего приключиться с апостолом; в общем же, по откровению Духа, он знает, что «узы и скорби ждут его там». «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю» (Злат., ср. Феофил.).

Деян.20:23. только Дух Святый по всем городам свиде­тель­ствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

«Дух Святый по всем городам свидетельствует» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы (Деян.21:10–11).

Деян.20:25. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, про­поведуя Царствие Божие.

«Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» – не только здесь присутствующие, но и те, которых вы являетесь представителями. Эта уверенность основывалась на свидетельствах Духа по городам, а может быть, и на собственных внутренних предчувствиях, коими сопровождалось необоримо увлекавшее его в Иерусалим понуждение Духа.

Деян.20:26. Посему свиде­тель­ствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,

«Чист я от крови всех» – неповинен ни в чьей погибели (Деян.18:6), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст).

Деян.20:28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый по­ставил вас блюстителями, пасти Церковь Го­с­по­да и Бога, которую Он при­обрел Себе Кровию Своею.

«Внимайте себе» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).

«Дух Святый поставил вас» – не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян.16:23), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.

«Блюстителями»επισκόπους – епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил.). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит.1:5; 1Тим.5:22, 19).

Под образным выражением «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10 и д.; Ин.21:15–17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (1Тим.5:17, 3:2; Еф.4:11; 1Пет.5:2), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.

«Которую Он приобрел кровию Своею». Ср. Еф.1:14; Тит.1:14; 1Пет.2:9; 1Кор.6:20. «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Златоуст).

Деян.20:29. Ибо я знаю, что, по отше­с­т­вии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

«По отшествии моем». Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать...» (Златоуст).

«Не просто сказал – «волки», но прибавил «лютые», желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «от вас самих восстанут»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань...» (Златоуст). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих.

Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

Деян.20:31. Посему бодр­с­т­ву­йте, памятуя, что я три года день и ночь непрестан­но со слезами учил каждого из вас.

«Бодрствуйте...», – то же, что «внимайте» (Деян.20:28). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ.

«Три года» – круглое общее число вместо определенного: собственно «три месяца» в синагоге (Деян.19:8) да «два года» в училище Тиранна (Деян.19:10).

«Со слезами...» (Деян.20:19). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Златоуст).

Деян.20:32. И ныне пред­аю вас, братия, Богу и слову бла­го­дати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящен­ными.

«Предаю вас Богу» (Ср. Деян.14:23) «и слову благодати Его» – заключенному во Св. Евангелии, которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда.

«Со всеми освященными» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном (Мф.13:43).

Деян.20:33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не по­желал:

Деян.20:34. сами знаете, что нуждам мо­им и нуждам быв­ших при мне по­служили руки мои сии.

Деян.20:35. Во всем по­ка­за­л я вам, что, так трудясь, надобно поддержи­вать слабых и памято­вать слова Го­с­по­да Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блажен­нее да­вать, нежели при­нимать».

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.

Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян.18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1Кор.9 и д.,; 2Кор.11 и д.; 2Кор.12 и д.; 2Сол.3 и д.).

«Поддерживать слабых» – собственно "немощных» – ασθενούντων под коими в данном случае разумеются немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф.10 и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1Кор.9:7–11, 13–14 и парал.).

«Блаженнее давать, нежели принимать». Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск.).

«Одна степень блаженства – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Златоуст).

В применении к данному случаю – проповеди апостольской – разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее – полное бескорыстие в деле проповеди, нежели – хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.

Деян.20:36. Ска­за­в это, он пре­кло­нил коле­ни свои и со всеми ими по­молил­ся.

Деян.20:37. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,

Деян.20:38. скорбя особен­но от ска­за­н­ного им слова, что они уже не увидят лица его. И про­вожали его до корабля.

Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с. / Деяния святых апостолов. 5-246 с.

Комментарии для сайта Cackle