Источник

Девство

См. также: Клевета. № 311; Мужество. № 565; Подвиг мирянина. № 744.

207. Девственница, желая уврачевать юношу, пылавшего к ней страстью, удалилась в пустыню; там в продолжение 17 лет Бог чудесно хранил ее

См. также: Подвижница; Помощь Божия; Самопожертвование; Целомудрие; Чудо.

Пришли мы однажды к отшельнику авве Иоанну, по прозвищу Огненный. Вот что рассказал он нам со слов аввы Иоанна Моавитского: “Во святом граде была одна монахиня, отличающаяся благочестием и великим усердием в угождении Богу. Диавол, позавидовав девственнице, внушил одному молодому человеку сатанинскую страсть к ней. Но удивительная дева, усмотрев козни диавола и сожалея о молодом человеке, взяла корзинку и, положив в нее немного моченых бобов, удалилась в пустыню. Устраняя юношу от соблазна, она заботилась о спасении его души и себе самой искала безопасное место в пустыне. Прошло довольно много времени. Промысл Божий устроил так, что не осталась неизвестной ее добродетельная жизнь. В пустыне Иордана увидел ее один отшельник. “Мать, что ты делаешь в этой пустыне?” спросил он ее. “Прости меня, – отвечала она, желая скрыть свой подвиг. – Я сбилась с пути. Сделай милость, отче, ради Господа, укажи мне дорогу.” Но отшельник, узнав свыше об ее подвиге, сказал: “Поверь мне, мать, ты вовсе не теряла пути и не ищешь его. Хорошо зная, что ложь от диавола, расскажи мне всю правду, зачем пришла ты сюда?” – “Прости, отче! – отвечала дева. – Один юноша соблазнился мной, почему я и удалилась в эту пустыню. Я предпочла скорее умереть здесь, чем служить для кого-нибудь соблазном, по слову Апостола.” – “Сколько же времени ты прожила здесь?” – “По благодати Христа, семнадцать лет.” – “Но как же ты питалась?” Отшельница, показав корзинку с мочеными бобами, отвечала: “Вот эту самую корзинку, которую ты видишь, я взяла с собой, когда вышла из города. В ней было немного бобов. Но Бог оказал мне, недостойной, такую милость, что столько уж времени я питаюсь ими, а они не убавляются. И знай, отче, что Его благость так покрывала меня, что в течение этих семнадцати лет – до нынешнего дня – не видел меня ни один человек, а я видела всех.” Выслушав это, отшельник прославил Бога.” (Луг духовный. С. 212).

208. Чудесная помощь деве, схваченной нечестивым военачальником

См. также: Помощь Божия.

Был некий военачальник, старый летами, но нечестивый. Некая дева, принадлежавшая его ведомству, не вступившая в брак, хотя уже имевшая возраст законный для брака, оставив мать и родных, убежала в общество жен-подвижниц (женщины тоже, подобно мужчинам, подвизаются и вступают на поприще добродетели). Военачальник, узнав о ее бегстве, наказал мать и держал ее в оковах до тех пор, пока она ему не указала жилище благочестивых жен. Пользуясь своей силой, он похитил оттуда девицу и привел в свой дом. Несчастный, он надеялся насытить свое невоздержание. Но Тот, Кто фараона подверг великим и тяжким наказаниям за Сарру, жену Авраама, Кто поразил слепотой содомлян, когда они покушались напасть на бестелесных, как на странников, Тот, ослепив и этого нечестивца, предоставил девице возможность убежать. Когда военачальник вошел в терем, та, которую стерегли здесь, тотчас вышла и исчезла и вернулась в вожделеннейшее для себя убежище. Таким образом, этот безрассудный увидел, что не может победить предызбравшую обручение Богу, и принужден был успокоиться и больше уже не искать ту, которая была им похищена, но при Божией помощи скрылась. (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 113).

209. Пресвитер и его супруга сохранили девство до старости

См. также: Супруги; Целомудрие; Чистота.

Игумен авва Исидор поведал: “За восемь миль от города Саввии есть селение, и в нем – храм. Там служит досточудный священник, родители которого против воли заставили его вступить в брак. Однако не только он сам чуждался плотских вожделений, хотя был молод и состоял в законном супружестве, но убедил и свою супругу проводить свою жизнь с ним в целомудрии и чистоте. Они выучили Псалтирь и вместе занимались псалмопением в храме, сохранив девство до старости.” (Луг духовный. С. 132).

210. Принужденный против своего желания вступить в брак, Амун убедил свою супругу хранить девство; прожив с ней в одном доме в подвигах труда и молитвы 18 лет, он по ее предложению удалился в пустыню, где принял монашество и через 22 года скончался

См. также: Бесстрастие; Супруги.

Оставшись после родителей сиротой, Амун на двадцать втором году от роду принужден был своим дядей вступить в супружество. Не сумев воспротивиться настоятельному требованию дяди, он решил обвенчаться, пробыть в брачном покое и выполнить все брачные обряды. Но как только все провожавшие их в брачный покой вышли, блаженный Амун запер дверь и начал беседовать со своей блаженной супругой: “Приди сюда, госпожа и сестра моя, я поговорю с тобой. В нашем браке ничего особенно хорошего нет. И правильно мы сделаем, если с нынешнего же дня станем спать порознь. Сохраняя таким образом свое девство, мы угодим и Христу.” Вынув потом из-за пазухи Библию, как бы от лица Апостолов и Самого Спасителя, начал он читать юной девице, незнакомой с Писанием, изъясняя ей большую часть прочитанных мест своим богопросвещенным умом и наставляя ее в девственной и непорочной жизни, так что она, исполнившись благодатью Христовой, сказала: “И я, господин мой, решилась с радостью проводить святую жизнь и буду делать все, что повелишь мне.” – “Я повелеваю и прошу, – отвечал он, – чтобы каждый из нас жил отдельно.” Но это еще было тяжело для нее, и она сказала: “Останемся в одном доме, только ложе у нас будет разное.” Так жил он с ней в одном доме лет восемнадцать. Весь день работал в саду и в роще. Вечером, придя домой и помолившись, он вместе с супругой вкушал пищу, потом возносил ночные молитвы и совершал молитвословия. Рано поутру уходил в свой сад. Когда они оба достигли бесстрастия, – воздействовали молитвы святого Амуна, – наконец, блаженная говорит ему: “Я хочу сказать тебе нечто, господин мой. Если ты меня послушаешь, я удостоверюсь, что ты меня истинно по Богу любишь.” Он сказал ей: “Говори, что ты хочешь сказать.” Она продолжала: “Ты муж благочестивый и подвизаешься в правде, и я ревную твоему житию, нам, действительно, лучше жить отдельно. Многие получат от этого пользу; теперь же, когда ты непорочно живешь со мной о Господе, твое столь великое совершенство любомудрия от всех сокрыто мной. Это неблагоразумно.” Поблагодарив ее и воздав хвалу Богу, Амун говорит ей: “Хорошо ты придумала, госпожа и сестра моя. Если тебе угодно, оставайся в этом доме, а я построю себе другое жилище.” Разлучившись с ней, он пошел внутрь горы Нитрийской. Прожив еще двадцать два года в пустыне и достигнув высоты подвижнической добродетели, святой Амун скончался, или, лучше сказать, почил в монашеской жизни шестидесяти двух лет от роду. (Лавсаик. С. 24).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle