Твердость
См. также: Вера. № 122; Верность. № 128; Воздержание. № 158; Женщина мудрая. № 269; Искусительница. № 283; Клевета. № 309; Кротость. № 361; Любовь к Богу. № 405; Мудрость. №№ 543, 560; Мужество. № 564; Обет. № 675; Отречение от Бога. № 691; Помыслы. № 822; Самоотвержение. № 965; Целомудрие. №№ 1190, 1195–1196.
1125. Преподобный Савва остался тверд и не склонился на просьбы родителей вступить на службу в отряд отца
См. также: Любовь к Богу.
Когда преподобный Савва пришел на послушание в Александрию, то мать его София и отец Иоанн, который начальствовал над отрядом исаврян, узнали его. Они убеждали его остаться в Александрии и поступить на воинскую службу так, чтобы быть первым в отряде. Но он отверг их уговоры и сказал: “Я поступил на военную службу к Царю всех – Богу и не могу оставить этой службы. Тех, которые хотят отвлечь меня от Него и всеми силами стараются принудить к этому, я не могу называть своими родителями. Я твердо намерен остаться с этими мыслями до последнего вздоха и надеюсь скончаться, ведя святую жизнь подвижника.” При всем своем старании не сумев ослабить его твердости и удержать его у себя, родители стали давать ему двадцать монет на издержки, но он не принял их. Но потом, видя, что они этим очень опечалились, им в угоду взял только три монеты и поспешно вышел из Александрии вместе с Иоанном, с которым он пришел. Вернувшись в Киновию, три монеты он отдал в руки великого Феоктиста. (Палестинский патерик. Вып. 1. С. 11).
1126. Увидев свой монастырь разоренным злодеями, святой Евфимий не поколебался духом, но возблагодарил Бога и к тому же побуждал свою братию
См. также: Благодарение в скорбях; Мужество.
Однажды злодеи, явившись в монастырь святого Евфимия Афонского, расхитили священные сосуды в церкви и небольшой хозяйственный запас. Но не удовлетворился этим ненавистник добра. Он возбудил свое орудие – сарацин – на крайнюю и бессмысленную ярость. Они разрушили до основания церковь и стены монастыря и, оставив после себя развалины, удалились. Возвратившись из леса со своей дружиной и увидев свой монастырь в таком жалком и достойном слез положении, святой понял, что злодеи простерли свою ярость на сами здания без всякой для них самих пользы, конечно же, по действию лукавого. Но малодушие и ропот были далеки от святого Евфимия. От всей души благодарил он Бога за посещение его и скорбью, и милостью. Скорбью потому, что злодеи лишили его имения, а милостью потому, что жизнь его и тех, кто был с ним, сохранилась. Воодушевлял он также и свое братство, вооружал их против малодушия, укрепляя своими отеческими и святыми наставлениями. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 169).