Неосуждение
См. также: Соблазн. № 1062.
636. Авва Агафон хранил себя от осуждения плохих поступков напоминанием: “Не сделай сам того же”
Когда авва Агафон видел какое-нибудь дело, и помысл побуждал его к осуждению, он говорил самому себе: “Агафон, не сделай сам того же.” И таким образом помысл его успокаивался. (Достопамятные сказания. С. 31. № 18).
637. Старец, увидя нерадивого брата, сказал: “как он грешит сегодня, так я буду грешить завтра,” – и этим избежал осуждения
См. также: Мудрость.
Один из святых отцов, увидев брата в делах нерадения, горько заплакал: “Увы мне! – сказал он. – Как брат грешит сегодня, так я буду грешить завтра.” Потом, обратясь к ученику своему, присовокупил: “В какой бы тяжкий грех ни впал брат в твоем присутствии, не осуди его, но имей залог в сердце твоем, что ты грешишь более него, хотя бы он был и мирянин, исключая те случаи, когда им произнесено богохульство, свойственное ереси.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 500. № 108).
638. Увидя согрешающего брата, авва Исаия сказал, что если Бог милует его, то кто он, чтобы обличать
Однажды авва Исайя увидел, что брат совершает тяжкий грех. Он не обличил его, сказав сам себе: “Если Бог, Который создал его и видит это, милует его, то кто я, чтобы обличать его.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 134. № 3).
639. Придя в собрание, обсуждавшее падение брата, с корзиной, из которой сыпался песок, авва Моисей разъяснил, что песок обозначает его собственные грехи, но он их не видит и пришел судить чужие грехи. Услыхав это, братия простили согрешившего
Некогда в скиту брат пал в грех. Братия, собравшись, послали за аввой Моисеем, но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: “Иди, тебя ожидает собрание.” Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, выйдя ему навстречу, спрашивают его: “Что это значит, отец?” Старец отвечал им: “Это грехи мои сыплются позади меня, но я их не вижу, а пришел теперь судить чужие грехи.” Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его. (Древний патерик. 1914. С. 24. № 3).
640. Авва Пиор пришел в собрание, обсуждавшее падение одного брата, с большой сумой песка за плечами и с небольшим количеством песка в корзине перед собой и пояснил, что в корзине грехи его брата, а в сумке – его собственные грехи. Но лучше свои грехи носить спереди
Однажды в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва Пиор молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил ее песком и стал носить на своих плечах. Насыпал также немного песка в корзинку и стал носить ее перед собой. Отцы спросили его: “Что бы это значило?” Он сказал: “Эта сума, в которой много песка, означает мои грехи. Много их, но я оставил их позади себя, чтобы не болезновать и не плакать о них. А вот это – немногие грехи брата моего, они спереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы так делать! Лучше бы мне свои грехи носить спереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня!” Отцы, выслушав это, встали и сказали: “Вот истинный путь спасения!” (Достопамятные сказания. С. 231. № 3).
641. Пресвитер, строго поступивший с согрешившими братиями, был вразумлен аввой Пименом, что и сам он грешен. После этого пресвитер просил прощения у наказанных и отменил наказание
См. также: Пресвитер; Снисходительность.
Однажды пресвитер Пелусиотский, услышав, что некоторые братия часто бывают в городе и ведут себя беспечно, пришел в собрание и снял с них монашеские одежды. Но после больно стало его сердцу и он раскаялся. Волнуемый помыслами, пришел он к авве Пимену, неся с собой левитоны (одежды) братии, и рассказал старцу о деле. Старец спросил его: “Нет ли и в тебе еще чего-нибудь от ветхого человека? Совлекся ли ты его?” Пресвитер отвечал: “И во мне есть еще ветхий человек.” Старец сказал ему: “Вот и ты таков же, как и братия! Если и немного имеешь ветхости, уже подлежишь греху.” Тогда пресвитер пошел от старца и, призвав к себе братии, просил у них прощения (их было одиннадцать), облек их в монашеские одежды и отпустил. (Достопамятные сказания. С. 192. № 11).
642. Авва Пафнутий не осудил согрешивших; за это явившийся Ангел возвестил о его помиловании и показал меч, от которого погибнут все осуждающие ближних
См. также: Осуждение.
Авва Пафнутий рассказывал о себе: “Однажды, путешествуя, я сбился с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых бесстыдно разговаривавших между собой. Остановившись, начал я молиться о своих грехах. И вот явился мне Ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от этого меча. Но ты не осудил, а смирился перед Богом, как бы виновный в грехе. Потому имя твое вписано в книгу живых.“ (Достопамятные сказания. С. 235. № 1).
643. Инок, живший нерадиво, но никогда никого не осуждавший и не имевший ни на кого злобы, был помилован на Суде Божием и умер с весельем
См. также: Незлобие; Суд Божий.
Святой Анастасий Синаит повествует следующее. Один монах, проведший свою жизнь в небрежении и лености, впал в тяжкую болезнь и был уже близок к смерти. А в том монастыре, где он жил, было обыкновение, чтобы к умирающему собираться всей братии и не отходить от одра кончавшегося до тех пор, пока не испустит он последний вздох. По этому обычаю братия собрались и к упомянутому иноку, и при виде его они были немало изумлены. Он умирал нисколько не страшась смерти, с благодарностью к Богу и с веселым лицом. Они сказали: “Брат, мы знаем, что ты провел свою жизнь небрежно. Скажи же нам, что так радует и веселит тебя в смертный час?” Инок отвечал: “Подлинно, честные отцы, небрежно я жил, но вот что случилось со мной. Был я на Суде Божием, и Ангелы вынесли рукописание моих грехов, прочитали мне их и спросили: “Знаешь ли, что это твои грехи?” – “Знаю, – сказал я, – но с тех пор, как отвергся мира и постригся, я никого не осудил и ни на кого не держал злобы, а потому и молю Господа, чтобы исполнил на мне Свои слова: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лк. 6:37). И только я сказал это, тотчас же Ангелы разодрали рукописание моих грехов. Потому я теперь беспечален и с радостью отхожу ко Господу.” После этих слов инок мирно скончался. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 580).