Источник

НЕНАВИСТЬ

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, тот глупее всех глупцов (6).

* * *

Положи в душе своей твердое намерение крепко ненавидеть всякий грех: мысли, слова и дела – и когда будет искушение ко греху, противостой ему мужественно и с чувством ненависти к нему; только остерегайся, чтобы ненависть твоя не обращалась на лицо брата твоего, подающего повод ко греху; грех ненавидь всем сердцем, а о брате жалей; вразумляй его и помолись о нем перед Вышним, видящим всех нас и испытующим сердца и внутренности наши. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4). Без утвердившейся в сердце ненависти ко греху нельзя часто не впадать в него. Самолюбие надо с корнем вырвать: всякий грех от самолюбия; грех всегда прикидывается, притворяется нашим доброжелателем, обещая нам довольство и покой. «Дерево хорошо для пищи, и... оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3:6). Вот каким нам кажется всегда грех (6).

* * *

Погрешности ближних приписываю растлению природы, действию или козням злых духов, недостаточному или дурному воспитанию, неблагоприятным обстоятельствам жизни, свойствам родителей и воспитателей... Сам зная свою греховность, свои страсти, свою злобу, алчность, нечистоту, свою немощь, не могу ненавидеть подобных мне людей, имеющих те же слабости и пороки, ибо я должен любить ближнего как себя, а себя люблю, хотя и знаю за собою бесчисленные грехи; наконец, должен потому любить, что мы – одно тело (7).

* * *

Злоба диавольская крайне хитра, придирчива и изобретает бесчисленные ложные несмысленные предлоги к ненависти ближнего. Тут все служит предлогом: и неблагообразие лица, и, в частности, носа, щек или подбородка, или кривота глаз; или выговор языка (картавость), например, неправильный выговор некоторых букв – «р», «л» и других, или произношение в нос; или бедность и частое прошение о помощи; неправильный тон голоса; или национальность, например, еврейская; вообще враг изобретает множество предлогов, которые все не могут служить действительной причиной ненависти, а только мнимой, мечтательной (10).

* * *

Когда в душе твоей зародится чувство ненависти к кому-либо, то ты искореняй его следующим справедливым замечанием себе самому: ты стоишь всей ненависти других за свои злые наклонности, а не тот человек, которого ты ненавидишь. Он стоит любви и снисхождения. Или приведи себе на память слова Спасителя: «любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Эти слова, как молния, просвещают душу во тьме страсти (10).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle