святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский
Беседы
- 4. О христианской жизни и воспитании (для городских жителей) 0
- Изложение заповедей, соблюдением которых можно спасти свою душу 0
Гимнография
Миссионерство
- Миссионерство на Алтае и Киргизской степи в 1885 году 0
- Советы для миссионеров Алтайской духовной миссии и инструкция для учителей миссионерских школ 0
Письма
Слова и речи
- 1. Слова, беседы и наставления в торжественные дни 0
- 2. Слова и беседы в праздничные дни 0
- 3. Речи, слова по особенным случаям 0
- Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 1 0
- Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2 0
- Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 3 0
- Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 4 0
- Простая речь о Великих Делах Божиих 0
- Простые речи о Великих Делах Божиих (речь первая) 0
- Слова, речи и беседы. Выпуск 3 0
Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая.
Биография
При рождении Парвицкий Михаил Андреевич, родился 1 октября 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого. В святом крещении был наречен Михаилом. Рос слабым, болезненным ребенком. С первых лет жизни бо́льшую часть времени проводил в храме, помогая отцу. В 1843 г. ввиду крайней бедности семья оставила родные места и отправилась в Сибирь - в Тобольск, где отец надеялся получить диаконское место. Михаил поступил в Тобольскую ДС, там получил фамилию Невский. Его отец, прослужив в Тобольской епархии неделю и не получив желаемого места, переехал с семьей на Алтай, в с. Верх-Ануйское Бийского окр. Томской губ. Там положение семьи причетника улучшилось.
Тобольскую ДС М. А. Невский кончил в 1854 г. со степенью студента, 2-м по разрядному списку, что давало ему право на поступление в духовную академию. Однако он желал посвятить жизнь миссионерству среди непросвещенных народов.
«Еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров, влекли сердце мое к алеутам американским. Но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к алеутам алтайским, в алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в онь же пойду. Здесь живые предания о том, чему и как учил, как жил и трудился основатель алтайской миссии, блаженной памяти архим. Макарий, – предания, от очевидцев его мною слышанные, были для меня обильным материалом к изучению духа миссионерства, каким водился этим первоапостол Алтая и, по примеру его, водятся преемники его, даже до дне сего» (Из речи при наречении во епископа).
Содержание
Вступив 22 февраля 1855 года в состав Алтайской миссии, М.А. Невский весь отдался делу. Он «исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его». Вместе с тем, он «целые дни проводил с малограмотными толмачами над переводом молитв и богослужений на алтайский язык». Лучший из этих толмачей, крещенный архим. Макарием Глухаревым алтаец М.В. Чевалков, в своей автобиографии рассказывает, что Михаил Андреевич, приступив к изучению алтайского языка, около двух лет не имел успеха, «но потом вдруг стал понимать язык. Я удивился этому и сказал: вы не могли научиться алтайскому языку, а теперь, кажется, вдруг научились ему!» Михаил Андреевич ответил: «Мне Матерь Божия помогла». С того времени мы стали учить других пению (по-алтайски). М.А. начинал пением, а потом читал жития святых, потом опять пел. Таким образом, люди во множестве стали собираться каждый день, особенно же в праздничные дни собиралось полное училище. До этого новокрещенные не знали ни учения о Боге, ни жития святых. Михаил Андреевич учил усердно и новокрещенные, дотоле спавшие, как бы пробудились.
Принятие монашества и священства
16 марта 1861 г. по ходатайству Томского и Енисейского еп. Порфирия (Соколовского) пострижен в монашество с именем Макарий в честь прп. Макария Великого и в память основателя Алтайской миссии архим. Макария (Глухарёва). 17 марта рукоположен еп. Порфирием во диакона, 19 марта - во иерея. Макарий получил назначение в Чемальский стан Бийского окр. За 2 года им было обращено в Православие ок. 50 алтайцев, кочевавших у Чемала. Для утверждения новокрещеных в православной вере Макарию пришлось временно переселиться в с. Чопош (ныне Чепош), затем он вернулся в Чемальский стан. Особой заботой Макария были дети. Духовно-нравственное воспитание и обучение новокрещеных алтайцев и их детей он считал важнейшей задачей миссионерского служения. Он сам учил детей грамоте, молитвам и церковному пению.
Первые 7 лет служения миссионера в АДМ были одним из самых трудных периодов его пребывания на Алтае. Жизнь иеромонаха Макария неоднократно подвергалась опасности.
Важнейшей стороной миссионерского служения Макария (Невского) была его переводческая деятельность. Приступив к служению в миссии, он, хорошо освоив алтайский язык, эту «азбуку миссионерства», серьезно занялся переводами. С самого начала он и его сподвижник Чевалков заложили принципы, которым они неуклонно следовали в дальнейшем: «перевод на одно из алтайских наречий (телеутское), но с выбором таких слов и оборотов, которые делали бы переводимое понятным алтайцам, говорящим и на других наречиях; изучение духа и конструкции алтайского языка, его внутреннего и внешнего склада, чтобы перевод воспроизводил в уме инородца те же мысли и чувства и в том же порядке и направлении, в каком русский текст воспроизводит в уме русского; свободное творчество в создании новых слов и в установлении христианской терминологии на алтайском языке, понятном инородцам, и в то же время нисколько не напоминающей им прежних образов языческой веры» (Царю Небесному и земному верный. 1996. С. 251). Макарий (Невский) обдуманно и тщательно работал над переводами. Для того «чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдаленные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, приходил к принятию и употреблению известного термина» (Там же. С. 251-252). Макарий писал, что «в течение зимы 1860 года переведено нами: 1) «О вере и жизни христианской» св. Геннадия, Патриарха Константинопольского; 2) Краткая Священная история Нового Завета; 3) сделан опыт перевода Литургии на татарское наречие; 4) переведено несколько молитв и псалмов. Составлены вновь: 1) Огласительные поучения для приемлющих святое Крещение более пространные, чем прежде составленные о. архим. Макарием; 2) Катехизические поучения на 10 заповедей» (Записки Алтайского миссионера. 1862. С. 262, 264).
В 1864 г. Макарий (Невский) посетил С.-Петербург, чтобы подготовить к изданию переведенные на алтайский язык богослужебные книги и составленные им для алтайцев огласительные поучения.
В 1867 году он вторично путешествовал туда и занимался печатанием до июля 1868 года. В эти два срока им были изданы:
Литургия св. Иоанна Златоуста,
Свящ. история Нового Завета,
Воскресные Евангелия, читаемые на литургии,
Евангелия воскресные, читаемые на утрени, на двунадесятые праздники и на Страстную седмицу,
Последования часов и изобразительных,
Огласительные поучения для готовящихся ко св. крещению,
Последование св. крещения.
Во время поездки в С.-Петербург Макарий (Невский) познакомился с лингвистом-тюркологом, переводчиком, членом-корреспондентом Императорской АН Н. И. Ильминским. С этого времени началось их тесное сотрудничество, продолжавшееся четверть века.
Не менее важным направлением миссионерского служения Макария (Невского) являлись труды в сфере образования. Еще во время своих первых поездок в С.-Петербург он обратил внимание на деятельность в Казани миссионерских татарских («инородческих») школ. Приехав в Казань в июле 1868 г., он занялся изучением школьного дела по системе Ильминского и принял активное участие в ее развитии. Близость же алтайского языка к казанско-татарскому помогла ему оказать незаменимую услугу самому Ильминскому, чрез организацию в Казани богослужения на татарском языке. Будучи знатоком церковного пения, о. Макарий создал практику хорового исполнения детьми молитв и песнопений на родном языке, образовал из них хор, избрал регента, переложил на ноты по цифирной системе церковные песнопения. Эти приемы были очень удобны для жителей того края. Приготовив таким образом певчих, он сам отслужил с ними литургию по-татарски и тем положил начало богослужения на инородческих языках в Казанской епархии. Эта заслуга иеромонаха Макария была так высоко оценена тогда, что братство св. Гурия по предложению Ильминского избрало его в свои пожизненные члены, а архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) представил его к награждению саном игумена, в какой он и был возведен 29 июля 1871 года в с. Улале.
В Казани о. Макарий жил до декабря 1869 года, причем в апреле этого года был вызываем архим. Владимиром, начальником миссии в Москву для участия в редактировании нового устава Миссионерского общества.
Уезжая на Алтай, иеромонах Макарий вез с собой детально разработанный и оправданный уже практикой казанский план школьного дела и стал осуществлять его с самого же начала и с большим успехом. Уже в 1872 году, руководимая им чопошская школа дала учителей для соседних школ и ученики ее сеяли семена христианской веры в окрестных аулах, куда являлись для чтения по-алтайски назидательных рассказов, для пения молитв и бесед. Школы вообще стали на Алтае «учреждениями миссионерскими, христианско-воспитательными, действующими грамотой, богослужением, чтением, духовными процессиями и т.д., словом всем, что только способно возбудить в инородцах христианскую мысль и христианское чувство».
Вместе с тем о. Макарий утвердил на Алтае казанскую систему переводов, т. е. старую же алтайскую, с той лишь разницей, что привлечение к делу учеников школ дало возможность развить целую литературу – как переводную, так и оригинальную, как печатную, так и рукописную. Явившаяся у него мысль о собственной цензуре для этих произведений была разрешена в положительном смысле, и в открытую в 1876 году переводческо-цензурную комиссию вошел, как член, игумен Макарий.
С 1875 года помощник начальника Алтайской миссии. Фактически помощником архимандрита Владимира он был уже задолго до этого.
Историк Алтайской миссии И.И. Ястребов свидетельствует:
«Возвратясь на Алтай в 1870 году, о. Макарий стал правой рукой архим. Владимира по организации школьного, переводческого, богослужебного и просветительного дела в Алтайской духовной миссии. Выражаясь точнее, архим. Владимир был инициатором, организатором и руководителем этого дела, а о. Макарий исполнителем, усовершенствователем и, главное, душой его. Их трудами создана та всесторонняя система просветительного воздействия на инородцев , которой следует подражать и другим нашим миссиям».
Служебное возвышение игумена Макария давало ему большую свободу действий и более окрыляло его инициативу.
29 июня 1883 года игумен Макарий был возведен в сан архимандрита и потом назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бийского.
Под руководством архимандрита Макария Миссия достигла расцвета: за 7 лет (с кон. 1883 до кон. 1890) число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тыс. до 22,8 тыс. чел., были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей. Особым вкладом архимандрита Макария в дело просвещения народов Алтая стала организация системы школьного образования. Так, если к 1883 г. на территории миссии действовало 20 миссионерских школ (центральное Улалинское уч-ще и 19 школ грамоты), в к-рых обучались 529 детей, то к кон. 1890 г. в 33 миссионерских школах (одно- и 2-классные церковноприходские школы, 2-классные школы и более 10 школ грамоты) обучались ок. 1 тыс. чел. Для подготовки сотрудников из числа коренных жителей Алтая требовалось учреждение миссионерского уч-ща по типу средних учебных заведений. В этих целях в 1883-1884 гг. Улалинское уч-ще было переведено в Бийск и преобразовано в миссионерское катехизаторское уч-ще, которое стало готовить для миссии псаломщиков, катехизаторов, учителей, переводчиков. В нем обучались как алтайцы, так и представители др. тюркских племен Сибири, казахи, а в дальнейшем и остяки (селькупы) из Нарымского края. Лучшие из воспитанников удостаивались священного сана. Архимандрит Макарий уделял уч-щу много внимания, лично вникал в малейшие подробности училищной жизни.
Большое значение Макарий (Невский) придавал благотворительной деятельности. Благотворительными учреждениями на Алтае являлись пансион при Бийском училище, Чемальский детский приют в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Улалинские больница и аптека. Одним из важных начинаний архимандрита Макария на Бийской кафедре стала организация приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся жителям Алтая. Первое такое попечительство было открыто в Улалинском отделении Миссии. С 1890 г. практика устройства приходских попечительств стала распространяться и на другие отделения миссии и приходы Бийской епархии. В 1884 г. по поручению Томского еп. Владимира архимандрит Макарий учредил в Бийске Братство св. Димитрия Ростовского для возвращения в Православную Церковь старообрядцев. Во время миссионерских путешествий Макарий (Невский) неоднократно посещал поселения старообрядцев, проводил с ними беседы. В поездках Бийский архиерей обличал ссыльных революционеров, которые, по его мнению, оказывали разлагающее влияние на коренных жителей Алтая. Это вызывало ненависть к нему врагов Церкви. 22 мая 1886 г. был подожжен архиерейский дом в Бийске. Сгорели ценная библиотека и архив миссии, а также здание катехизаторского уч-ща. Чудом избежавшему гибели архимандриту Макарию удалось спасти от огня только напрестольный крест, антиминс, Евангелие и потир из домового Казанского храма. К 1888 г. на пожертвования местных жителей здание Бийского архиерейского дома было восстановлено.
26 мая 1891 года определен епископом Томским и Семипалатинским и освобожден от руководства Алтайской миссией.
В 1895 г. с учреждением самостоятельной Омской епархии, к которой отошла часть приходов Тобольской и Томской епархий, Макарий (Невский) стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. Дважды (в 1902 и 1908) его вызывали в С.-Петербург для присутствия на заседаниях Синода. 6 мая 1906 г. возведен в сан архиепископа. После учреждения в окт. 1908 г. Барнаульского викарства М. именовался архиепископом Томским и Алтайским. Макарий (Невский) много сделал для развития Томской епархии.
Важнейшей своей задачей архиеп. Макарий считал духовное просвещение в епархии. Насущной потребностью в Томской епархии было развитие школьного дела. Уже 2 сент. 1891 г. при Томском архиерейском доме была открыта образцовая церковноприходская школа, для которой архиеп. Макарий разработал учебные программы, написал «изложение истории христианского домостроительства и главнейших догматов о Боге и Святой Церкви». По его инициативе в Томске были открыты начальные церковные школы - при кафедральном соборе, а потом и при других церквах города. На съезде благочинных Томской епархии архиеп. Макарий убеждал их в том, что в каждом селе необходимо открыть подобные школы и приложить все усилия к тому, чтобы обучение в них находилось на должном уровне. За время его архиерейского служения на Томской кафедре епархия заняла 1-е место среди других сибирских епархий по числу церковных школ.
Особое внимание архиеп. Макарий уделял внебогослужебным беседам. Осенью 1891 г. почти во всех приходских церквах и в духовных учебных заведениях Томска были введены внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. 18 дек. 1891 г. Макарий (Невский) первым из томских архиереев положил начало публичным религиозно-нравственным чтениям для интеллигентной публики. Занятия сопровождались чтением молитв, исполнением церковных песнопений и духовных кантов. По инициативе М. широкое распространение получили сборники духовных песнопений «Первая Лепта» и «Вторая Лепта».
С первых дней вступления на Томскую кафедру архиепископ Макарий заботился об открытии в епархии церковноприходских попечительств. Особая необходимость в них возникла в связи с неурожаем хлеба в 1891 г. и эпидемией холеры в 1892 г., смертность во время которой составила до 56% от числа заболевших. В это время множество переселенцев из Поволжья двинулось в Сибирь через Томск в поисках пропитания и жилья. Архиеп. Макарий издал распоряжение об открытии в приходах бесплатных столовых, особых помещений для больных, об организации попечительств и о сборе пожертвований. На средства, собранные прихожанами, содержались школы, приюты, оказывалась помощь беженцам.
1 окт. 1892 г. при томском Иоанно-Предтеченском женском монастыре был открыт Сиропитательный дом трудолюбия. Архиеп. Макарий сделал туда первый взнос и ежегодно выделял по 500 р. из средств попечительства о бедных. С 14 окт. 1893 г. Дом трудолюбия был взят на попечение кафедрой Томского епископа. 20 окт. 1892 г. в Томске открыли ночлежный дом, архиеп. Макарий также основал Томское общество попечения о бедных и бездомных «Пчельник». 30 мая 1893 г. в приходе томской Христорождественской церкви по инициативе архиеп. Макария был открыт 1-й в Сибири дневной детский приют «Ясли», куда работающие матери могли отдавать детей. К концу пребывания архиеп. Макария на Томской кафедре в городе насчитывалось уже 11 церковноприходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, 6 приютов для детей, ночлежный дом, 5 богаделен, в т. ч. одна для лиц духовного звания. В епархии развивалось и трезвенническое движение. Первое общество трезвости приступило к работе в 1894 г. К 1909 г. действовало уже 14 обществ трезвости.
В 1914 г. архиеп. Макарий совершил миссионерское путешествие на Алтай. 17 июня он прибыл на пароходе в Бийск, а 19 июня отправился по тракту на Улалу. Посетив могилы отца и родственников в с. Красный Яр, далее последовал в пос. Артыбаш, где его ждал пароход, на котором он отправился по Телецкому озеру до Чулышманского монастыря. Там архиеп. Макарий пробыл до 7 июля, в течение всего времени к нему приезжали местные жители за благословением. 10 июня 1916 г. в Тобольске соборным служением 13 архиереев во главе с архиеп. Макарием было совершено торжественное прославление свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. Это была последняя канонизация в синодальный период.
25 нояб. 1912 г. Макарий (Невский) был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры и постоянным членом Синода. На его назначении настаивал император Николай II, почитавший Владыку Макария как старца и называвший его, по свидетельству очевидцев, «великим подвижником и праведником».
22 дек. 1912 г. архиеп. Макарий прибыл в первопрестольную столицу. В этот день в Успенском соборе он отслужил первую Божественную литургию.
Вступление на Московскую кафедру совпало по времени с юбилейными торжествами. 21 февр. 1913 г. Россия отметила 300-летие Дома Романовых. В этот день митрополит Макарий в Успенском соборе отслужил Божественную литургию, затем - благодарственный молебен и возглавил крестный ход. Одним из событий, завершивших торжества, стало освящение митрополитом 27 дек. 1913 г. больницы в память 300-летия царствования Дома Романовых и храма-памятника при Покровской епархиальной общине сестер милосердия. На церемонии освящения присутствовала великая княгиня прмц. Елисавета Феодоровна. После освящения храма и больницы митрополит Макарий совершил литургию.
Митрополит Макарий ввел в храмах общенародное пение, в свободное время рекомендовал распевать духовные канты, для чего по его благословению были изданы оба сборника «Лепты». Печатались также беседы и поучения митрополита, отличавшиеся простотой и доступностью.
Будучи председателем Православного Миссионерского общества, он опекал не только Алтайскую миссию, но и все миссии РПЦ. На посту председателя митрополит Макарий много сделал для активизации деятельности общества, укрепления его связей с другими церковно-общественными организациями.
3 сент. 1914 г. по инициативе митрополита Макария был образован Московский епархиальный комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. Митрополит стал его почетным председателем. Он сам неоднократно посещал лазареты и военные госпитали, обходил палаты, раздавал книги религиозно-нравственного содержания, беседовал с ранеными, ободрял и утешал их.
Макарий (Невский) был награжден орденом св. Анны 3-й (1869) и 2-й степени (1875), орденом св. кн. Александра Невского (1911), орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1915); бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1903), панагией с драгоценными камнями (1913), правом предношения креста при священнослужении (1914) Был избран почетным членом КазДА (1895) и СПбДА (1913).
События Февральской революции 1917 г. застали митрополита Макария в Петрограде, где он участвовал в заседаниях Синода. 20 марта 1917 года Святейший Синод, по просьбе Московского духовенства, уволил «за преклонностью лет» преосв. Макария на покой.
Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова. Владыка Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой:
«Такое давление совершалось дважды. В первый раз оно выразилось в том, что обер-прокурор, прибыв на митрополичье подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вечером вошел в комнаты Митрополита и, подозвав меня к себе жестом руки, выкрикивал по адресу моему: «Распутинец! Распутинец!». Потом, пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы я тотчас садился писать прошение в Св. Синод об увольнении меня на покой. Требование мною молчаливо было исполнено. Обер-прокурор взял его и на ближайшем синодальном заседании передал его первенствующему члену Св. Синода. Но на одном из последующих заседаний это прошение было мне возвращено, согласно моей просьбе, как написанное под угрозою. Второе мое прошение об увольнении на покой было написано также под давлением того же обер-прокурора. Дело состоялось так быстро, что ни я, ни, вероятно, члены Св. Синода не успели справиться с Правилами канонов, в которых постановлено: рукописания отречения от управления, вынужденные у епископа страхом или угрозами, недействительны (Кирилла Прав. 1.13)» (Митр. Макарий «Мой ответ В. Н. Львову», - «Московские ведомости», 21 июня 1917 г. № 131).
Утверждение, что митрополит Макарий был «ставленником Распутина», казавшееся весьма сильным в глазах некоторых недоброжелателей, в действительности было ложью. Владыка свидетельствовал:
«С Распутиным я не имел никакого знакомства до назначения меня на Московскую кафедру, ни личного, ни письменного, ни через каких-либо посредников. Только по назначению моему на Московскую кафедру я получил в числе других коротенькую поздравительную телеграмму, подписанную неизвестным мне Григорием Новых. По прибытию в Москву, подобно другим посетителям, пришел ко мне и Распутин. Это было мое краткое – первое и последнее свидание с ним» (Там же).
Митрополиту не разрешили жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и оттуда попросили его уехать. Местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь: «окружной дорогой повезли святителя на ближайшую к Угреше станцию, не дав ему даже заехать в Москву и проститься с паствой. Выслана была одна лошадь с весьма грязным экипажем, в котором повезли Владыку на место заточения. Добрые люди передавали, что нельзя было без слез смотреть на это унижение Московского Митрополита» (Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 209). Он поселился в небольшом архиерейском доме, где была малая домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского. В Николо-Угрешском монастыре митрополит прожил почти до самой кончины, подписывая свои письма как «угрешский заточник».
Когда открылся в августе 1917 г. Всероссийский Поместный Собор, Владыка подал прошение рассмотреть его дело. Его поддержали сибирские иерархи, внесшие запрос о скорейшей ликвидации дела митрополита Макария. «Собор внял, наконец, настойчивому ходатайству архипастырей-миссионеров и вынес полное оправдание святителю-изгнаннику. К сожалению, это постановление не было объявлено всецерковно, а лишь негласно сообщено ему одному» (Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 202-203).
Во время гражданской войны условия жизни и состояние здоровья митрополита сильно ухудшились. Он жил парализованный в нетопленых комнатах с двумя преданными ему келейниками. Не имея права на получение продовольственных карточек, все трое голодали. Продукты для митрополита - черный хлеб и пшено - доставляли в Угрешу из Москвы иподиаконы храма Христа Спасителя и прихожане общины свящ. св. Алексия Мечёва, которые пешком добирались до монастыря. Оказывали помощь и местные жители. Трогательным, глубоко назидательным и поучительным называет еп. Арсений (Жадановский) отношение митрополита Макария к своим благодетелям: «Самые незначительные дары он принимал лично, тут же благословляя приносящих, благодарил их и усердно о них молился», его синодик был испещрен именами живых и умерших, которых он поминал за ежедневной Божественной литургией и в частной молитве (Арсений (Жадановский). 1995. С. 214).
Живя в Николо-Угрешском монастыре, Святитель 3 октября 1918 г. подвергся нападению вооруженных бандитов. Подробности об этом мы узнаем из письма Владыки от 11 октября на имя Святого Патриарха Тихона:
«В 6 часов вечера сказанного числа, когда началось вечернее богослужение в моей домовой церкви, вошли несколько вооруженных револьверами лиц, через парадную лестницу прямо в алтарь, а оттуда в смежный молитвенный зал, где по обычаю, я нахожусь во время богослужения… Старший, бывший во главе пришедших, предложил мне сесть и начал делать допрос в грубой форме о хранении денежных капиталов и моей ризницы… Не найдя там искомого, он дерзко стал требовать указать место хранения денег, при этом начал угрожать расстрелом. Услышав в ответ, что я запасных капиталов не имею, содержусь на средства пенсии и при помощи монастыря, он направил на меня револьвер, который держал в руке. На это я ответил, что смерть нам, христианам, не страшна, я готов, и, перекрестившись, обратился к нему грудью, ожидая выстрела, но такового не последовало. Разгневанный неудачей своей, он подошел и сделал мне оскорбление рукой» (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 156).
22 авг. 1920 г. по предложению патриарха во внимание к 50-летним трудам на Алтае митрополиту Макарию был пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского. Святитель Тихон уведомил Владыку Макария письмом:
«Высокопреосвященнейший Владыко! Приношу Вашему Высокопреосвященству благодарность за Ваш привет. Скорблю о Вашем недомогании. Господь да подкрепит Вас! Предлагаю Священному Синоду, во внимание к Вашим 50-летним трудам на Алтае, сохранить за Вами пожизненно титул Митрополита Алтайского. Поправляйтесь здравием, дабы возможно было и проезжать на Алтай. Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник Патриарх Тихон. 19 августа 1920 г. Москва» (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 167).
Оставаясь в Николо-Угрешском монастыре, митрополит Макарий вел аскетичную монашескую жизнь, проводя дни в трудах и молитве. Вставал он рано и до обедни работал. Никогда не пропускал службы в домовой церкви, в которой ежедневно служили всенощную и обедню. Парализованный, он сидел в кресле, которое завозили в алтарь. 16 мая 1924 г. состоялась первая после освобождения из-под ареста поездка патриарха Тихона в Николо-Угрешский монастырьрь. 21 авг. 1924 г. он прибыл в обитель для совершения всенощного бдения под праздник явления иконы свт. Николая.
В 1925 г., после закрытия Николо-Угрешского монастыря старец-митрополит жил в доме М. П. Трагейм в близлежащем с. Котельники (ныне город) рядом с Люберцами, где и скончался от воспаления легких на 91-м году жизни. 19 февр. 1926 г. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) возглавил в Казанском храме с. Котельники литургию и отпевание. Похоронен митрополит Макарий был в ограде церкви с. Котельники.
В 1957 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил перенести честные останки митрополита Макария в Троице-Сергиеву лавру. В апр. 1957 г. они были освидетельствованы представителями Московской Патриархии: гроб истлел, а тело и облачение остались целыми. Святые останки были перенесены в лавру и захоронены в крипте Успенского собора.
В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.
31 августа 2016 состоялось перенесение мощей свт. Макария на Алтай.
Тропарь святителю Макарию (Невскому), глас 4
Божественный веры проповеданием, землю Сибирскую озарил еси, теплоту и свет Христов источая, ко Христу многия люди привел еси, первопрестольному граду Москве и всея России преславное украшение явился еси, апостольским деянием ревнуя, созидал еси Церковь Христову, пастырю наш добрый святителю Макарие, моли Христа Бога спастися всем нам.