Простая речь о Великих Делах Божиих

Источник

Сначала ничего не было: ни неба, ни земли. Был только один Бог. Всё видимое и невидимое создал Бог и всем Он управляет. Всё создал Бог из ничего: небо, моря и реки, травы и деревья, рыб и птиц, скот и зверей (см.: Быт.1), – всё это Он создал единым словом: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс.148:5). А после Бог создал человека, сперва мужа, а потом жену. Имя мужу было Адам, а жене имя Ева. Господь создал человека по образу и по подобию Своему (см.: Быт.1:27). Он, бессмертный Бог, дал и человеку душу бессмертную; вложил в него разум, чтобы он мог уразумевать Бога и всё созданное Им; дал человеку сердце, чтобы он мог любить всякое создание Божие и за всё благодарить Бога. Бог дал человеку совесть, чтобы она показывала ему, что он должен делать и чего не должен. Вседержитель Бог поставил человека царем и всей земли, всё подчинил ему: и рыб, и птиц, весь скот и всех зверей (см.: Быт.1:28). И поселил Бог человека в раю, т. е. в прекрасном саду; а в этом раю было дерево жизни, плодами которого Бог повелел человеку питаться, чтобы тело его никогда не болело и не умирало. Человек мог бы есть плоды и с других райских деревьев, только плоды одного дерева есть Бог запретил человеку. Это было дерево познания добра и зла. И сказал Бог человеку об этом дереве: в день, в который вкусишь от него, смертию умрешь (Быт.2:17). Но человек не послушался Бога: он вкусил от запрещенного дерева, а научил его этому диавол (см.: Быт.3). И постигло человека то, чем Бог угрожал ему. Бог изгнал человека из рая, повелел ему работать и в поте лица добывать свой хлеб (см.: Быт.3:19). Мужу сказал: проклята земля в делах твоих (Быт.3:17), а жене сказал: в болезни будешь рождать детей (Быт.3:16). И пришли на человека печали, болезни, а потом и смерть. Праведен Господь, но и милостив. Во гневе Своем наказал он грешника, а по милости Своей обещал ему послать Спасителя.

от Адама и Евы родились дети, подобные им, склонные ко греху. Стал умножаться род человеческий, стали множиться и грехи человеческие; и дошли люди до такого развращения, что Бог во гневе Своем определил наказать всех их потопом (см.: Быт.6). Пришла вода и истребила людей и всё живое на земле. От потопа остался только один праведный Ной и семья его, – всего восемь человек. Ной спасся в ковчеге, или корабле, который устроить ему велел Бог. Бог не погубил людей тогда, когда их было только двое, Адам с Евой, и когда они нарушили заповедь Его; не истребил совершенно и тогда, когда они и беззакония их умножились. Бог потому явил такую милость к людям, что он, по милосердию Своему, определил спасти их от грехов и от наказаний, определенных за грех.

 

После потопа люди опять развратились и забыли Бога. Тогда Бог избрал из всех людей одного праведника Авраама, являлся ему, беседовал с ним и обещал ему, что из его потомства произойдет обещанный Адаму Спаситель (см.: Быт.12). От Авраама произошел народ еврейский. Бог дал этому народу свой закон, посылал к нему пророков. Пророки учили народ знать и почитать истинного Бога, предсказывали о том, что придет на землю Спаситель, учили, кто будет этот Спаситель, как родится и как спасет людей. А как Бог совершил спасение людей – об этом сейчас будет наше слово.

 

Бог наш есть Святая Троица: Отец, Сын и Св. Дух, но не три Бога, а один Бог; един по естеству, но троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. У сей Святой Троицы – едино естество, едина воля, едина сила. Никто из них не больший и никто не меньший. Отец не рожден. Сын рожден от Отца, Дух Святый исходит от того же Отца. Тайна сия непостижима. Мы знаем о ней и проповедуем столько, сколько Сам Бог открыл нам о том в Святых писаниях и научил чрез богодухновенных мужей. Сия Святая Троица – Отец, Сын и Св. Дух, создала человека, Она определила и спасти грешных людей. Для спасения людей от грехов и от наказаний, определенных за грех, в совете Божием определено было послать к ним Спасителя. Таковым Спасителем людей сделался не ангел, не архангел, а Сам Господь, второе лицо Святой Троицы – Единородный Сын Божий. Он благоволил прийти в мир для избавления человека. Но так как Бог есть Дух, тела у Него нет, то Сын Божий изволил воплотиться, сделаться человеком, пожить на земле и спасти человека следующим образом.

Когда настало время Спасителю прийти в мир, то прислан был от Бога великий пророк Иоанн Предтеча. Предтечей он назван потому, что послан был приготовить Спасителю путь и возвестить людям о пришествии Его. О рождении Иоанна Предтечи возвестил отцу его, священнику Захарии, архангел Гавриил (см.: Лк.1:11–17). После сего тот же Гавриил архангел был послан от Бога и к Пресвятой Деве Марии возвестить Ей, что от Нее родится Спаситель мира Христос (Лк.1:26–33). А когда Пресвятая Дева сказала: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?; то архангел возвестил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Святая Дева приняла эту Архангельскую весть со смирением и радостию (см.: Лк.1:38). В память этого события установлен праздник Благовещения, который совершается 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Когда пришло время рождения Сына Божия, зачатого от Духа Божия в утробе Пречистой Девы, то Она родила Его не так как прочие жёны; но, зачавши бессеменно, родила Его безболезненно. Как до рождения Сына Божия Пречистая Матерь Его была Девою, так и в рождении пребыла Девою и по рождении осталась Девою: Она – Приснодева. Сын Божий как до рождения по плоти от Пресвятой Богородицы был Богом, так и по рождении остался Богом: он – Бог и человек: Пречистая Дева родила Богочеловека, Иисуса Христа.

Когда родился на земле Спаситель – Сын Божий, Иисус Христос, тогда Ангелы явились на небе и воспели: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! А один Ангел сошел на землю и возвестил пастухам, что в городе Вифлееме родился Христос Господь и положен в пещере, в яслях (см.: Лк.2:8–12). Пастухи пошли и нашли Христа Спасителя, поклонились Ему и возвестили людям, чтó они видели и слышали (см.: Лк.2:15–18; Мф.2:11). Рождество Христово празднуется 7 января (25-го декабря по старому стилю).

В сороковой день по рождении младенца Христа, Пресвятая Богородица принесла Его по закону в храм. По устроению Божию туда же пришел в это время праведный старец Симеон. Духом Божиим Симеону было открыто, что он не умрет дотоле, пока не увидит Христа Господня. Симеон узнал Христа, взял Его из рук Пречистой Богородицы на руки свои, назвал Его Владыкою и возвестил, что он устроит спасение людей, будет светом для язычников и славой для Израильского народа (Лк.2:22–34). Это Сретение Господне празднуется 15 февраля (2-го февраля по старому стилю).

Иисус Христос, будучи двенадцатилетним отроком, приходил в Иерусалим и там, в храме, сидя среди учителей и старцев, слушал их, спрашивал и отвечал им, и все слышавшие удивлялись его разуму и ответам Его (Лк.2:42–47); ибо, хотя он был по летам своим и отроком, но мудрость Божия действовала в Нём и показывала, что в этом отроке от самого рождения был разум не человеческий, а божественный.

Когда Иисус Христос был тридцати лет, то пришел к Иоанну Предтече креститься от него. Иоанн Предтеча в это время учил и крестил людей (Мк.1:4). Узнавши в пришедшем к нему Иисуса Христа, обещанного всем Спасителя, Иоанн Предтеча отказывался крестить Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3:14). Но Иисус Христос сказал, чтобы Иоанн не противился, а крестил бы Его; Иоанн послушал Сына Божия, как раб Владыку, и крестил Его (Мф.3:15). Когда Иисус Христос выходил из воды, то разверзлись небеса и послышался голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:15–17). А Дух Святой, в виде голубя, сходил на пречистую главу Господа. Христос крестился не ради очищения скверны, как прочие люди, ибо в Нём не было скверны никакой, но чтобы нас очистить от скверны греховной, освятить Своею пречистою плотию водное естество для нашего крещения. Крещение Христово празднуется 19 января (6 января по старому стилю).

После крещения Иисус Христос пошел в пустыню и там сорок дней и сорок ночей ничего не ел и был искушаем сатаною; три раза приступал сатана ко Христу с искушением, и три раза Христос препобедил искушение и отразил искусителя (см.: Мф.4:1–11). Ради нас Христос постился, ради нас испытывал сатанинское искушение. Наш прародитель Адам согрешил невоздержанием, вкусивши запрещенного плода; а Христос искупил грех его сорокадневным постом. Адам был искушаем сатаною и не устоял против искушения; за него Христос, Сын Божий, подвергся искушению чрез того же сатану и победил искусителя. И нам Христос показал на Себе образ того, что кто хочет работать Господу, тот также будет подвергаться искушению. Но как Христос победил искусителя, так и мы, подражая Ему, когда постигнут нас искушения, будем побеждать их при помощи Божией, Божественною силою, Словом Божиим и молитвою. В память сорокадневного поста Христова установлен великий пост пред Пасхою, называемый четыредесятницей.

Возвратившись из пустыни, Господь Иисус Христос начал проповедовать Евангелие о том, что приблизилось Царство Божие (Мф.4:17). И ходил Господь из града в град по всем селениям, всех учил, всем добро творил. И стал приходить к Нему народ и повсюду ходить за ним. Одни приходили к Нему, чтобы слышать Его учение, другие, чтобы исцелиться от болезней своих. Иисус Христос учил, что путь на небо тесен (см.: Мф.7:14): многими скорбями нужно входить в царство небесное (ср.: Деян.14:22); а широкий путь ведет в погибель (Мф.7:13). В царство небесное войдут те, кто кается и плачет о грехах, – смиренные духом, кроткие, милостивые (см.: Мф.5:3–10), кто желает угождения Богу, как голодный – хлеба, кто прощает обиды, кто не желает другому того, чего себе не желает. – Но трудно войти в Царствие Божие богатым (Мф.19:23), немилостивым; горе пресыщенным – они взалчут и возжаждут; горе смеющимся ныне, они восплачут и возрыдают (Лк.6:25). Лучше потерять глаз, лишиться руки или ноги, чтобы не согрешить и войти в царство небесное, чем согрешившему с глазами, с руками и ногами быть вверженну в геенну огненную, где червь... не умирает и огонь не угасает (Мк.9:43–48), Иисус Христос учил, что больше всех заповедей есть та, чтобы любить Бога больше всего и любить всякого человека, как себя самого (Мф.22:37–39).

Утешительно и вразумительно было учение Христово для всех слушающих Его с верою, сладостно оно было для всех печальных и отрадно для грешников. Учение Христово называется Евангелием, т. е. благовествованием. Поистине, это было благовестие, т. е. благая весть, принесенная с неба на грешную землю Сыном Божиим. Это была и радостная и страшная весть о том, что Бог ради примирения с Собою мира отдает Своего Сына; что он послал Единого Сына Своего для того, чтобы он, Невинный, принял на себя вину всех людей, чтобы он, Праведный, пострадал за грешников, Своею кровию омыл и очистил грехи мира; чтобы он страданиями своими искупил людей от вечныхъ страданий, смертию Своею заплатил за смерть всех людей и воскресением даровал бы воскресение всем людям. Это была радостная весть о том, что Бог пришел на землю, как свет к людям, во тьме сидящим (см.: Мф.4:16); пришел для того, чтобы просветить их учением Своим, открыть им то, чего они не знали, сделать ясным то, чего не понимали. Жизнию Своею Иисус Христос показал пример людям, как они должны жить: показал им путь, ведущий на небо, в царство небесное. Иисус Христос говорил о Себе, что он – Сын Божий, Единородный; что он и Отец – одно (Ин.10:30), что он пришел от Отца не судить мир, а спасти его (Ин.12:47); что для спасения мира он положил душу свою; что он есть хлеб жизни, сшедший с небес и дающий жизнь миру (Ин.6:51); кто будет есть хлеб сей, жить будет во веки: а хлеб, который он даст, есть плоть Его, которую он дает за жизнь мира; кто ест Его тело, пьет Его кровь, тот будет жить во веки: если умрет оживет: он воскресит его в последний день мира (Ин.6:53–54).

Учение Христово было столь сладостно, убедительно, что слышавшие Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46). А чтобы люди могли верить тому, чему учил Христос, чтобы не сомневались в том, что он есть истинный Христос, Сын Божий, пришел от Отца, чтобы спасти людей учением, страданиями, смертию Своею, Иисус Христос творил великие чудеса: одним словом или прикосновением рук он исцелял всякие болезни; слепым давал зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, прокаженным очищение от проказы (см.: Мф.11:5; 15:31), словом Своим изгонял бесов (см.: Мф.17:28), от Него исходила сила и исцеляла всех: кто касался к Нему с верою, тот исцелялся от болезни (см.: Мк.5:28–30). Он ходил по водам, как по суху (Мк.6:48). Слову Его повиновались и ветры, и море (Мк.4:39,41); в пустынном месте он напитал однажды более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф.14:15–21); а в другой раз – четыре тысячи семью хлебами (Мф.15:32–38); Иисус Христос воскрешал мертвых. Он воскресил сына вдовы Наинской (Лк.7:11–15), воскресил дочь начальника Иаира (Мк.5:22–23) и других (см.: Ин.11). Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы Ему кто-либо свидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что есть в человеке (Ин.2:25). Он предвозвещал об этом. Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, он избрал двенадцать учеников, чтобы послать их на проповедь, и назвал их Апостолами (Мф.10:1–5); с ними он ходил, с ними часто беседовал, им открывал свое учение особо от народа (см.: Мк.4:10–11). Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что он учил их, как власть имеющий, а не как другие народные учители–книжники и фарисеи (Мф.7:29). Первосвященники иудейские книжники и фарисеи, видя что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; и за то что он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, они возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его (см.: Мф.12:14), но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова (см.: Ин.7:30). Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую, и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как снег; и явились два пророка Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть (см.: Мф.17:1–9). И слышан был голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте»! Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что он страдает добровольно и чтобы проповедовать миру, что Иисус Христос есть свет от света, сияние Бога Отца. Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, и чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, охотно переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю).

После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что он в третий день воскреснет (см.: Мк.8:31). Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе (Ин.11:43–44). Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мф.21:9) Царь Израилев!» Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи услышавши о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собою, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин.11:47–48). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа (см.: Лк.22:1–2).

Тогда пришел к ним один из учеников Христовых – Иуда, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали Иуде тридцать сребренников (см.: Мф.26:14–15). Иисус Христос, зная всё это, в последний вечер пред страданиями имел с учениками прощальную беседу (см.: Мф.26:20). Здесь он ясно указал им, что время Его страдания приблизилось, что Его предаст один из них – Иуда (см.: Мф.26:23–25), а другой Петр – отречется от Него (см.: Мф.26:34), и что он пострадает, воскреснет и явится им. Здесь Господь преподавал ученикам Своим пречистое тело и пречистую кровь Свою и заповедал им, а через них и всем верующим, творить сие всегда в память о Нём, т. е. приобщаться тела и крови Его (см.: Мф.26:26–28). Как прорёк Господь, так всё и исполнилось. Иуда, взявши от иудейских начальников, служителей и воинов, провел их туда, где находится Иисус Христос с учениками, и выдал Его им льстивым целованием Своим (см.: Лк.22:47–48). Когда же служители боялись приступить к Иисусу Христу и, услышавши голос Его, пали на землю (см.: Ин.18:6), тогда Господь Сам предал Себя в руки их, ибо знал, что настало время пострадать Ему. Служители первосвященнические взяли Иисуса Христа, связали Его и привели к архиереям Анне и Каиафе (см.: Мф.26:57), куда собрались все старейшины народа. Они сотворили неправедный суд над Иисусом Христом и признали Его повинным смерти (см.: Мф.26:59–66). Тогда начали издеваться над ним, плевать на Него, закрывши лицо, бить по голове и говорить: «прореки.., кто ударил Тебя?» (Мф.26:68) Надругавшись над ним, связаннаго привели Его к правителю Пилату и принудили его осудить Христа на распятие (см.: Мф.27:22–25). И так, по перенесении многих страданий, оплеванный, заушенный и израненный, Иисус Христос был наг повешен на кресте между двумя разбойниками (см.: Мф.27:26–38). Это было в пятницу. Когда был распят Иисус Христос, померкло солнце и была тьма по всей земле три часа (см.: Мф.27:45). После этого Иисус Христос возгласил громким голосом: «совершилось, Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух (Ин.19:30; Лк.23:46). И сделалось великое землетрясение, завеса в храме разорвалась, камни растрескались, гробы открылись и многие тела усопших святых восстали и явились многим (Мф.27:51–53). К вечеру умерший был снят с креста и погребен в новом гробе (Мф.27:60); а в третий день Христос воскрес из мертвых (см.: Лк.24:1–7), смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (см.: тропарь Пасхи). По воскресении своем, он неоднократно являлся ученикам Своим и беседовал с ними о царствии Божием (см.: Лк.24:36–48). В сороковой день по воскресении Своем, когда пришло время вознестись на небо, Иисус Христос повелел им идти во весь мир проповедовать Евангелие всем народам, крестить людей, учить их всему, что Он заповедал, он обещал пребывать с ними до скончания века (см.: 28:18–20); но прежде этого повелел им ожидать пришествия Св. Духа (см.: Лк.24:49), который научит их всему и напомнит о том, что он говорил им (см.: Деян.1:4–5,8). После сего, Иисус Христос благословил учеников Своих, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца (см.: Мк.16:19), чтобы царствовать со Отцем и Св. Духом и на небе, и на земле. В пятидесятый день по воскресении Христовом, сошел на Св. Апостолов Дух Святой в виде огненных языков. Исполнившиеся Святого Духа Апостолы стали говорить разными языками (см.: Деян.2:3–4), и творить чудеса и проповедовать народу о Христе (см.: Деян.2). Затем Апостолы пошли ко всем народам, учили, творили чудеса и крестили веровавших, устроили церкви, поставляли пастырей церковных: епископов, священников, а также диаконов. Они написали четыре евангелия, в которых изображено то, чему учил и что творил Иисус Христос. Они написали и другие богодуховенные книги, в которых изложено отчасти то, что творили и чему учили Св. Апостолы. Все эти книги называются Новым заветом.

в последний век Иисус Христос опять придет на землю со славою, судить живых и мертвых (см.: символ веры). Тогда все мертвые воскреснут, живые изменятся. После страшного и праведного суда Христова праведники войдут в жизнь вечную (см.: Мф.25:46), а грешники в вечные мучения.

Вот сколько милостей показал нам Господь! Не было нас, он создал нас; согрешили мы пред ним, но он не оставил нас до конца. Мы были врагами Ему, а он возлюбил нас; и так возлюбил, что послал Своего Сына для спасения нашего (Ин.3:16). Сын Божий послушал Отца и Сам возлюбил людей – создание свое: ради спасения людей он сошел с неба, воплотился от Пресвятой Девы Марии и Духа Святрго, сделался человеком, жил на земле, открыл нам Своего Отца и всё, что нам надлежит знать об Отце и Сыне и Св. Духе, научил словом и показал примером на Себе, как следует нам жить; претерпел за нас унижение, оплевание, раны, страдания на кресте и смерть. Он сошел на землю, чтобы нас на небо возвести: принял всё наше человеческое, кроме греха, чтобы обожить это и дать нам божественное Свое Тело и Кровь. Он пострадал за нас, чтобы нас от страданий спасти; умер за нас, чтобы смертию Своею оплатить за нашу смерть и воскрес, чтобы, победивши смерть, даровать всем нам воскресение; восшел на небеса, чтобы послать нам от Отца Духа Святого, освящающего нас, утешающего работающих Богу, и уготовить нам место на небесах; воссел одесную Бога Отца, царствуя над ангелами, чтобы посылать их на спасение людей, и пребывая неотлучно с людьми перешедшими на небеса и пребывающими на земле в церкви Своей, которою управляет чрез пастырей церковных. Он царствует над вселенной невидимо чрез Архангелов, Власти и Господства, а видимо чрез благочестивых царей; а в последний век он придет судить всех, воскресивши мертвых и всех очищенных Его кровию; праведников призовет в жизнь вечную, а грешники преданы будут на мучения вечные.

Что воздадим Господу за всё, что Он дал нам? Чем отблагодарим Его? У нас нет ничего своего, кроме греха. Будем ли уплачивать опять грехами, которыми оскорбляли Его? Будем ли опять грешить, чтобы опять оскорблять Его, другой раз распинать Его? Да не будет!

Что же принесем Ему? Одно нужно Ему от нас – благодарное сердце (ср.: Притч.23:26), покаяние и исправление от грехов. Он хочет чтобы мы заботились о своем спасении, ради которого он пострадал за нас; он хочет, чтобы мы исполнили то, что он заповедал нам, а заповедал он: любить Бога больше всего и помогать друг другу (см.: Мф.22:37–40). То добро, какое мы сделаем для других Христос принимает, как сделанное для него Самого: кто принимает служителей Христовых, священников, и диаконов, принимает Христа, кто слушает их, слушает Христа. Кто посетит больного, оденет нагого, напоит, накормит беднаго, тот сделает это Самому Христу (см.: Мф.25:31–46). Господь Иисус Христос заповедал также, чтобы мы часто, непрестанно молились, чтобы грешники каялись во грехах, исповедовали грехи свои пред священниками как пред Самим Христом, и приобщались Его пречистого тела и пречистой крови во оставление грехов и для жизни вечной. Сим воздадим Господу нашему, сим возблагодарим Его!

Вопросы для простой речи

Откуда всё произошло: небо, земля, люди?

Во сколько дней Бог сотворил мир?

В седьмой день что было сотворено?

Как Бог создал человека?

Как звали первых людей?

Где Бог поселил человека?

Какие замечательные деревья были в раю?

Какую заповедь дал Бог человеку?

Послушал ли человек Бога?

Кто научил его нарушить заповедь Божию?

Как Господь наказал человека за непослушание?

Какую милость обещал Господь человеку?

Каково было потомство первых людей?

Когда люди умножились на земле, что появилось между ними?

Как Господь наказал грешных людей?

Кто спасся от потопа?

После потопа исправились ли люди?

Кого Господь обещал послать людям?

Какого праведника избрал Господь?

Какое обещание дано Аврааму?

Какой народ произошел от Авраама?

Кого Бог послал к народу Еврейскому?

Что возвещали людям пророки?

Кто наш Бог?

Кто пришел на землю для спасения людей?

Кто соделался нашим Спасителем?

Что сделал Сын Божий для нашего спасения?

Какой пророк был послан перед самым пришествием Христовым?

Кто был послан благовествовать Св. Деве о рождении от нее Спасителя?

Как приняла Св. Дева эту весть?

Когда воспоминается это событие?

Как родила Пресв. Дева Сына Божия?

Что воспели ангелы, когда родился Иисус Христос?

Куда принесен был Иисус Христос в 40-й день?

Кто Его встретил в храме Иерусалимском?

Что случилось в храме Иерусалимском, когда Иисус Христос приходил туда на двенадцатом году?

Как проявил тогда Иисус Христос Свой божественный разум?

Когда и от кого крестился Иисус Христос?

Что произошло во время Его крещения?

Для чего он крестился?

Куда Господь пошел после крещения?

Как препобедил Иисус Христос искушение сатаны?

Что установлено в память 40-дневного пребывания Иисуса Христа в пустыне?

Возвратившись из пустыни, что делал Иисус Христос?

Как учил Иисус Христос народ?

Как Господь говорил о прощении обид, о милостыне, молитве?

Что говорил Иисус Христос о Себе?

Почему учение Иисуса Христа называется евангелием?

Какие Господь творил чудеса?

Кого Господь избрал, чтобы посылать на проповедь?

Кто не любил Иисуса Христа?

За что книжники не любили Его?

Что хотели сделать они с Иисусом Христом?

Почему Господь уклонялся от них?

Перед страданиями как и где Господь показал апостолам божественную Славу свою?

Что услышали апостолы во время преображения?

Для чего показал Иисус Христос такую славу ученикам?

После этого куда пошел Иисус Христос?

Дорогою что он говорил ученикам?

Идя в Иерусалим какое чудо сотворил Господь?

Как встретил Его народ?

Как отнеслись враги Христа к такой встрече?

Когда они решили убить Иисуса Христа?

Кто к ним пришел и что обещал?

Что они дали предателю?

Как и в чьи руки предал Иуда Иисуса Христа?

Куда повели воины сначала Иисуса Христа?

Что сделали начальники над Иисусом Христом?

Потом куда повели Его?

На что Пилат осудил Иисуса Христа?

В какой день это было?

Что случилось когда Иисус Христос предал Свой Дух?

Когда был снят Иисус Христос со креста?

Что произошло в третий день?

Кому являлся Господь по воскресении?

Что он обещал Апостолам пред вознесением?

В который день сошел на Апостолов Дух Святой?

Как сошел Дух Святой?

Исполнившись Св. Духа что стали делать Апостолы?

Кого они послали?

Когда и для чего придет еще Иисус Христос?

Что будет после суда?


Источник: Простая речь о великих делах Божиих / Высокопреосвященный Макарий (Невский), архиепископ Томский. - Изд. 8-е. - Томск : Типография дома трудолюбия, 1909. - 35, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle