Источник

Глава XXV

Мф.25:1–4. Тогда царство небесное подобно будет десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху невесте (sponso et sponsae). Но пять из них были неразумны, а пять благоразумны. И пять неразумных, взявши светильники, не взяли масла с собою; а благоразумные вместе со светильниками взяли в сосудах своих и масло.576

Эту притчу, т.е. подобие десяти девам, неразумным и благоразумным, некоторые просто изъясняют в отношении к девам, из которых одни, по словам апостола, девственны и телом, и духом (mente), а другие, сохраняя только телесное девство, не имеют остальных дел, соответствующих их [телесному] состоянию, или [сохраняя девство] вследствие тщательного наблюдения родителей, в мысли [своей] однако вступили в брак (1Кор. 7, 36). Но мне кажется, что на основании вышесказанного в этом месте кроется другой смысл и сравнение в притче относится не к девственным телам, а ко всему роду человеческому. Действительно, подобно тому, как два работающих на поле и две мелющие жерновами обозначают два рода людей: христиан и иудеев или святых и грешников, которые, вступив в церковь, по видимости действительно и пашут, и мелют, а на самом деле все делают лицемерно; так и в настоящем случае десять дев относятся ко всем людям, которые, по-видимому, веруют в Бога и подтверждают свою веру Священным Писанием, будут ли то принадлежащие к Церкви (ecclesiastici), иудеи или еретики. Они все называются девами потому, что похваляются познанием о едином Боге и тем, что будто мысль их не оскверняется бесстыдством идолослужения. Масло имеют те девы, которые соответственно вере своей украшаются и делами; а не имеют масла те, которые, по-видимому, как будто и исповедуют Господа соответственной верой, но не заботятся577 о доброделании. Под пятью девами, неразумными и разумными, мы можем понимать пять чувств, которые у одних устремляются к небесному и желают высшего, а у других жаждут земной нечистоты и не имеют теплоты истины, которой они могли бы просветить свои сердца. О зрении, слухе и осязании в духовном смысле сказано: «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши» (1Ин. 1, 1). О вкусе говорится: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33, 9); об обонянии – «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро»578, и: «Мы Христово благоухание» (2Кор. 2, 15).

Мф.25:5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули

Так как не малое время должно пройти между первым и вторым пришествием Господа.  «Задремали все», т.е. умерли, потому что смерть святых именуется сном. А вслед затем говорится: «уснули», потому что после того они должны быть пробуждены.

Мф.25:6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

Внезапно, ведь, как бы среди спокойной ночи, когда все бывают в беззаботном состоянии, когда сон бывает самый тяжелый (глубокий), провозглашено будет пришествие Христово возгласами ангелов и громом труб предшествующих Ему сил. Скажем нечто такое, что, может быть, будет полезно читателю. По иудейскому преданию, Христос придет579среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших (Исх. 12,23). Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать [из храма] народ, ожидающий пришествия Христова. А после того, как минует это время и безопасность сделается несомненной, все проводят день как праздник. Потому и псалмопевец говорил: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118, 62).

Мф.25:7. Тогда встали все те девы и украсили светильники свои.580

Встали все девы, и каждая украсила светильник свой, т.е. мысли, которыми они воспринимали елей познания, чтобы иметь дела добродетелей, которые могли бы блистать перед Истинным Судией.

Мф.25:8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного581 света, ни непрестанных [добрых] дел. Итак, если кто-нибудь имеет девственную душу и любит скромность, то он не должен довольствоваться посредственностью, которая скоро иссякает и, – когда поднимется жар, – высыхает, но должен следовать совершенной добродетели, чтобы иметь свет вечный.

Мф.25:9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас.

Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: «Не проси за этот народ» (Иер. 7, 16) так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом.

Пойдите лучше к продающим и купите себе.

Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, – под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей.

Мф.25:10. Когда же пошли они покупать, пришел жених.

Правда, как благоразумные они дают совет, что нельзя582 встречать жениха без масла для светильников; но так как время для покупки уже истекло и, – с приближением дня судного, – уже не осталось места для покаяния, – как говорит псалмопевец: «Во гробе кто будет славить Тебя» (Пс.6, 6),583 то они вынуждены не новые дела совершать, а дать отчет в своих прежних делах.

И готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.

После дня судного не остается (или: не останется) средств к совершению добрых дел и к тому, чтобы оправдаться.

Мф.25:11. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

Правда, превосходно исповедание их, обнаружившееся в обращении584 «Господь», а повторение его служит признаком веры. Но какая польза в том, что призываешь устами Того, Которого отрицаешь делами.

Мф.25:12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Знает Господь тех, которые принадлежат Ему, а кто не знает [Его], тот не будет познан (2Тим. 2, 19);585 не знает Господь делателей неправды; и хотя они девственны, и хотя в двояком отношении, т. е. и по чистоте тела и исповедованию истинной веры они могут быть прославлены (1Кор. 14, 38), 586 однако так как они не имеют елея познания, то достаточным наказанием для них является то, что они неведомы Жениху.

Мф.25:13. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа.

Я всегда убеждаю благоразумного читателя, чтобы он не успокаивался на суеверных толкованиях и [на том] что с решительностью высказывается вследствие желания измышляющих их; но чтобы он понимал587 предыдущее, среднее и последующее и связно представлял себе все, что написано. Итак, из того, что Он говорит: «Бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа», объясняется все, что Он сказал, т. е. и о двух, которые были на поле, и о двух мелющих, и о домохозяине, который доверил рабу своему свое имущество, и о десяти девах, и что притчи эти предпосланы для того, чтобы, так как мы все не знаем дня судного, то заботливо приготовили себе свет добрых дел и чтобы судья не пришел, пока мы находимся в беспечном состоянии.

Мф.25:14–15. Ибо [это произойдет подобно тому], как человек, отправляющийся в далекую страну, призвал рабов своих и передал им благосостояние свое. И одному дал пять талантов, а другому – два, а третьему – один, каждому по силам его, и вслед за тем отправился.588

Человек этот домохозяин есть, несомненно, Христос, Который по Воскресении, восходя к Отцу как Победитель, призвав апостолов Своих, передал им учение евангельское, не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего; таким же образом и апостол говорит, что не могущих принимать твердой пищи он поит589 молоком (1Кор. 3, 2)590. Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре. Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию чувства, во втором – разум и дела, в третьем – разум, которым люди отличаются от животных.

Мф.25:16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов

Получив земные чувства он усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное, – через кратковременное.

Мф.25:17. Точно также и получивший два таланта приобрел другие два

И этот соответственно силам своим все, что ни изучил в законе, удвоил в Евангелии, т. е. (sive) познание и дела настоящей жизни понимал в значении образов будущего блаженства.

Мф.25:18. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Негодный раб вследствие земных дел и похоти века сего не радел о Заповедях Божиих и осквернил их, хотя у другого евангелиста написано, что он завязал его в куске полотна (Лк. 19, 20),591 т. е. обессилил учение Домохозяина, проводя жизнь в неге и роскоши.

Мф.25:19–20. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

Велико время между Вознесением Спасителя на небо и Его Вторым Пришествием. И если даже апостолы должны592 дать отчет и 593 воскреснуть под страхом за исход суда, то что же нам должно делать?

Мф.25:21–23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

К тому и другому рабу, как я уже сказал, т. е. и к тому, который из пяти талантов сделал десять талантов, и к тому, который из двух сделал другие два таланта, обращено одно и то же хвалебное слово. При этом необходимо заметить, что то, что мы имеем в настоящей жизни, хотя и кажется великим и многочисленным, однако в сравнении с будущим мало и немногочисленно. «Войди, – говорит, – в радость Господина твоего» и получи то, чего око не видело и ухо не слышало и что не входило в сердце человека (1Кор. 2, 9).594 Но что большее может быть дано верному рабу, если не быть с Господом и видеть радость Господа Своего?

Мф.25:24–25. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Поистине известное слово: «Непщевати вины о грехах» (т. е. для измышления оправдания грехов) (Пс. 140, 4),595, относится также и к этому рабу, так что [у него] к лености и небрежности присоединяется еще преступление гордости. Действительно, тот, который просто должен был бы сознаться в своей бездеятельности и умолять домохозяина, – тот, напротив, злословит (на н)его и говорит, что он последовал благоразумному решению, – именно: не подвергать опасности целость [вверенных ему] денег, пока он будет обращать их в выгодных предприятиях.

Мф.25:26–28. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов.

То, в чем он видел оправдание для себя, обращается в вину для него. Но он называется еще рабом злым, лукавым, потому что он произнес хулу против Господа. Он ленивый, потому что не захотел удвоить таланта, так что за первое обвиняется в гордости, а за второе – в нерадивости. «Если, – говорит Он, – ты признаешь, что Я суров и жесток и гоняюсь за чужим, и пожинаю там, где не сеял, то почему мысль об этом не внушила тебе страха, чтобы ты мог знать, что Я буду искать своего гораздо заботливее, и отдать деньги мои, или серебро, торговцам; ведь на греческом и то, и другое значение заключается в слове άργύριον. «Слова Господни, – говорит псалмопевец, – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11, 7). Итак, деньги и серебро это есть проповедование Евангелия и слово Божие, которое должно быть вручено торгующим и меновщикам, что значит: или остальным учителям (это делали и апостолы, поставляя по отдельным странам пресвитеров и епископов), или всем тем верующим, которые могут удвоить сокровище и возвратить с прибылью, т. е. через исполнение делом того, что они изучили словесно. А отнимается талант и дается тому, кто создал десять талантов, с той целью, чтобы мы понимали, что хотя и в том, и другом труде, – т. е. и в труде того, кто пять обратил в десять, и того, кто два – в четыре, одинакова радость Господа, однако тому, который более потрудился над сокровищем от Господа, должна быть дана большая награда. Потому апостол и говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5, 17). Из того, что дерзнул сказать злой раб: "Жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не разбросал»,596 мы понимаем, что Господь принимает добрую жизнь и язычников и философов, и иначе относится к тем, которые проводят жизнь праведно, а иначе к тем, которые живут неправедно и по сравнению с тем, который служит естественному закону, осуждает тех, которые не радеют597 о законе писанном.

Мф.25:29. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.

Хотя многие люди от природы мудры и имеют остроту ума, однако, если они будут нерадивы и вследствие праздности погубят благо природы, – по сравнению с тем, который немного медлительнее, но трудами и заботливостью увеличит меньшее, принадлежащее ему, – [такие] утрачивают благо природы и увидят, что награда, обещанная им, переходит к другим. Можно это место понимать и так: тому, который имеет веру и благое произволение о Боге, если бы он, по человеческой немощи (ut homo), имел даже менее других в делах, [такому] от благого Судии будет дано. А тот, кто не имел веры, утратит даже и те блага и прочие добродетели, которые от природы он, по-видимому, имел. И даже весьма искусно (eleganter) говорится: «Отнимется у него и то, что имел». В самом деле, то, что бывает без веры во Христа, не должно быть вменяемо тому, кто сделал из этого злоупотребление, а только тому, кто присоединил благо природы даже к злому рабу.

Мф.25:30. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Господь свет есть; и кто изгоняется от Него вон, тот лишается света. А что такое плач и скрежет зубов, об этом мы сказали выше.

Мф.25:31–34. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.

Имея в виду598, два дня спустя совершить Пасху и быть преданным на крестную смерть: на поругание от людей, на питье желчи и уксуса, Он прямо провозглашает о будущей славе победителя, чтобы могущий599 возникнуть соблазн устранить обещанием награды. При этом должно заметить, что Тот, который будет созерцаем в величии, будет Сын Человеческий. А следующие слова: «И поставит овец по правую сторону от Себя, а козлищ по левую"600 понимай в соответствии с тем, что читаешь в другом месте: «Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую» (Еккл. 10,2) и выше в этом же Евангелии: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Овцам в качестве праведных повелевается стать с правой стороны; козлища, т. е. грешники, с левой: они по закону всегда приносятся в жертву за грех (Исх. 12, 3)601. Он не сказал: «козлицы», которые могут иметь плод и остриженными выходят из купальни с двойным плодом, и бесплодной между ними нет ни одной (Песн. 4, 2); но сказал: «козлов», животное ленивое, легкомысленное, всегда пылающее плотской похотью (fervens ad coitum).

Мф.25:34–40. [окончание 34-го] [начало 40-го]:  Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ.

Это нужно принимать в соответствии с предведением Божьим, у которого должное602 совершиться, уже совершилось.

Мф.25:40–45. [окончание 40-го]:  Истинно говорю вам: когда [или:«как скоро»] вы делали это одному из братии Моих меньших, вы делали это Мне. Тогда скажет и тем, которые находятся по левую сторону от Него: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дияволу и его ангелам. Ибо, если Я чувствовал голод, то вы не дали Мне пищи; когда же Я жаждал, то вы не дали Мне пития; когда Я был странником, то вы не приняли Меня; [или] нагим, то вы не покрыли Меня; если был Я болен, или в темнице, то вы не посетили Меня. Тогда отвечают Ему и они, говоря: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?». Тогда Он ответил им, говоря: Истинно говорю вам, коль скоро вы не сделали этого одному из меньших сих, то не сделали и Мне».603

Для нас легко понять (libera est intelligentia), что во всяком бедном Христос, алчущий насыщается, жаждущий – напояется, странствующий – вводится под кровлю, нагой – одевается, больной – посещается и заключенный в темницу получает утешение в собеседовании. Но из следующих слов: «Коль скоро вы сделали это одному из этих братии Моих меньших, то сделали и Мне», мне кажется, следует, что это сказано не о бедных вообще, а о тех, которые – нищи духом, и простирая руку к которым Он сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Мк. 3, 34–35; Лк.8, 21).

Мф.25:46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца.

* * *

10

У пер.: Евангелие Матфея – ред.

576

По новому Синодальному русскому переводу: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, выйти навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах» своих» – ред.

577

У пер: небрегут – ред.

578

В тексте указано: (Песн. 1, 3). По новому Синодальному русскому переводу: (Песн 1, 2)

579

У пер.: имеет – ред.

580

По новому Синодальному русскому переводу: «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои -ред.

581

У пер.: непрестающего – ред.

582

У пер.: должно – ред.

583

В тексте по старому Синодальному русскому переводу: «Но кто исповедует Тебя в аде» – ред.

584

У пер.: наименовании – ред.

585

По новому Синодальному русскому переводу: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий», «исповедующий имя Господа» – ред.

586

По новому Синодальному русскому переводу: «А кто не разумеет, пусть не разумеет» – ред.

587

У пер.: соображал ред.

588

По новому Синодальному русскому переводу: «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» – ред.

589

У пер.: напаяет – ред.

590

По новому Синодальному русскому переводу: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» – ред.

591

По новому Синодальному русскому переводу: «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил», «завернув в платок» – ред.

592

У пер.: имеют – ред.

593

У пер.: имеют – ред.

594

По новому Синодальному русскому переводу: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» – ред.

595

По новому Синодальному русскому переводу: «Для извинения дел греховных» – ред.

596

По новому Синодальному русскому переводу: рассыпал – ред.

597

У пер.: радят – ред.

598

У пер.: Имея – ред.

599

У пер.: имеющий – ред.

600

По новому Синодальному русскому переводу: «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» – ред.

601

По новому Синодальному русскому переводу: «Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство» – ред.

602

У пер.: имеющее – ред.

603

По новому Синодальному русскому переводу: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» – ред.


Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...) / Ч. 16: Толкование на Евангелие по Матфею. 113-316 с.

Комментарии для сайта Cackle