Источник

Изъяснение псалма 82-го.

Пс.82:1. Песнь. Псалом Асафа.

«Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которыми предводительствует Зоровавель и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога.

Пс.82:2. Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже.

«Боже, кто уподобится Тебе?» И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою, потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто" Пророк употребил вместо: «никто».

«Не премолчи, ниже укротися, Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: «не оставайся в покое». Потом Пророк показывает причину сего прошения.

Пс.82:3. Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову.

«Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный.

Пс.82:4. Против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою.

«На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: «на утаеннаго Твоего», и Акила, а также и Феодотион: «на сокровеннаго Твоего». Поскольку от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский, то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение Господа есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» (Ис.65:8–9), и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно (Пс. 79, 13–14). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

Пс.82:5. Cказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

«Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Исраилево ктому». Хотят нанести нам конечную гибель и предать забвению пресловутаго Израиля. Потом Пророк перечисляет соседние народы, которыми быв призваны, собрались и другие.

Пс.82:6. Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз.

«Яко совещаща единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша». По общему же согласию предприявшие против Тебя брань суть следующие:

Пс.82:7. селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне.

«Селения идумейска и Измаилите». Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едомом. А Измаилиты – потомки Измаила.

«Моав и Агаряне». Моав – сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же – другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаиловой.

Пс.82:8. Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.

«Гевал и Аммон и Амалик». Амалик сам – потомок Исавов, а от него произошел и народ; Аммон – сын Лотов, занимают же они часть Аравии, а Гевалы живут в соседстве с Идумеею.

«Иноплеменницы с живущими в Тире». Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины, потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.

Пс.82:9. И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.

«Ибо и Ассур прииде с ними». Ассирияне не царствовали в это время. Посему пророческое слово дает разуметь Самарян, поселенцев ассирийских, по пленении десяти колен водворившихся в их городах.

«Быша в заступление сыновом Лотовым». Пророческое слово дает видеть, что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы.

Пс.82:10. Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона.

Пс.82:11. Которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.

«Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове»:

«Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе той же помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.

«Быша яко гной земный», потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.

Пс.82:12. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом.

«Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их». И о сих упоминает история Судей. Умертвил же их Гедеон, водимый благодатию Божиею. Изображаемые в псалме умоляют, чтобы подобно сим сокрушены были и их враги, и представляют на то причину.

Пс.82:13. Которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».

«Иже реша: да наследим себе святилище Божие». Хвалятся своим мужеством и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: «святилище» перевел: «жилище». Из сего явным делается все содержание псалма. Поскольку Иудеи возвратившись создали храм и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно), и по причине, сообразной с законом жизни Иудеев, враждовали на них ближние соседи, то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.

Пс.82:14. Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.

«Боже мой, положи я яко коло», то есть, повели пребывать им в напастях всякаго рода и окружи непрерывными бедствиями.

«Яко трость пред лицем ветра». Разсей их наподобие тростника, разносимаго ветром.

Пс.82:15. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы.

Пс.82:16. Так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение.

«Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы»:

«Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я». – В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте» (Ис.50:11).

Пс.82:17. исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!

«Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего, Господи». Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.

Пс.82:18. Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут.

Пс.82:19. И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.

«Да постыдятся и смятутся в век века; и посрамятся и погибнут»:

«И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли». Просят благ врагам, даже терпя от них нападения, ибо молятся, чтобы они вместо дерзости облеклись стыдом, а в следствие стыда приобрели Богопознание, и освободившись от идольской прелести, познали опытом, что Он единый есть Бог и Владыка, «на высоких живый, и на смиренныя призираяй» (Пс. 112:5–6), управляющий и распоряжающий всею тварию.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle