Источник

Изъяснение псалма 128-го.

«Песнь степеней». И сей псалом содержит в себе предречение о народах, воставших на Иудеев по возвращении. Иудеи поучаются говорить так:

Пс.128:1.   Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль.

Пс.128:2.   Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.

«Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль» : «Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя». «Юностию» называет Пророк пребывание в Египте и освобождение оттуда, и песнословя Благодетеля, изчисляет Божии милости: потому что издревле и с самаго начала восстало на меня много неприязненных, и покушались они подавить меня всякаго рода бедствиями, но, при Божией помощи, избежал я козней их. Вернее же приличествует это народу новому, который претерпел многия нападения врагов, но всех преодолел, и врагов соделал поклонниками.

Пс.128:3.   На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.

«На хребте моем делаша грешницы». Акила же и Феодотион перевели: пахали. Разумеет же пророческое слово бичи и язвы, какия злочестивыми наложены на победоносных мучеников. Сие же претерпели и блаженный Даниил, и чудные Анания, Азария и Мисаил, и при Антиохе Маккавеи.

«Продолжиша беззаконие свое». Акила перевел: продлили, а Симмах: не преставали озлоблять, то есть, долго были в войне со мною, приумножали свое беззаконие.

Пс.128:4.   Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.

«Господь праведен ссече выя грешников». Слово: «выя» Акила и Симмах перевели: тенеты, Феодотион: ошейники. Все сие верно, потому что тенета, уготованныя святым, разсек Бог их, и оковы, возложенныя на них, сокрушил, и самыя выи грешников «ссече".

Пс.128:5.   Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!

«Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона». Да не успеют, говорит Пророк, в лукавых предприятиях, а да обратятся в бегство, ополчившиеся против Сиона.

Пс.128:6.   Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает.

Пс.128:7.   Которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей.

«Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше» : «Еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй». В некоторых списках читается: не прежде, нежели засохнет, но прежде восторжения, что и видим всегда при жатвах. Ибо никто не станет жать колоса, в котором есть влажность, но ожидает, чтобы он созрел и высох, и тогда налагает серп. А трава, растущая на крышах, прежде нежели принесет плод, засыхает от приражения солнца. Пророк умоляет, чтобы предприятия врагов уподобились сей траве, и подобно ей имели преждевременный конец.

Пс.128:8.   И проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»

«И не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне». Кто видит обильныя нивы, тот обыкновенно удивляется прилежанию земледельцев, и проходя мимо благословляет пожинающих оныя. А собирающим траву на крышах никто никогда не сказал чего-либо подобнаго.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle