Источник

Глава 10

Евр.10:1. Сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити.

Порядок слов должен быть такой: «сень бо имый закон грядущих благ, не самый образ вещей, теми же жертвами, который приносят в течение года постоянно, никогда не может приступающих совершити». Образом здесь называет Апостол истинное подобие вещей: ибо изображение есть ничто иное как тень, отделанная в совершенное подобие посредством красок. Откуда же явствует, что закон имеет сень грядущих благ? откуда? «Теми же жертвами», т.е. (это явствует) от одних и тех же жертв, от постоянного их совершения в продолжение года; ибо они приносились за весь народ ежедневно и вечером и днем; следовательно, как имеющий сень, а не самую истину, закон «никогда же может приступающих совершити», именно потому, что (вместе с телесною нечистотою) не очищал прегрешений духовных, как сказано выше.

Евр.10:2. Понеже престали бы быти приносимы,

Потому что, если бы они могли (приносящих) привести к совершенству, то прекратились бы, т.е. перестали бы приноситься.

ни едину ктому имущим совесть о гресех служащими

Они прекратились бы по причине отсутствия сознания каких-либо грехов у служащих, т.е. у приносящих дары и жертвы, раз они очистились уже предыдущей жертвой.

Евр.10:3. Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает,

Но ежегодные жертвы, говорит Апостол, не прекращались: посредством их ежегодно совершается напоминание о грехах, так как первосвященник пред Богом воспоминает грехи народа. А частое воспоминание о них указывает на то, что они никогда не очищаются. Ибо то лекарство сильно, которое, будучи раз употреблено, достигает своей цели; напротив, частое употребление лекарства изобличает его слабость. Так и жертвоприношение с одной стороны обличает в грехах, а с другой – постоянным своим совершением доказывает свое бессилие. Потому-то закон и повелевал постоянно совершать жертвы, чтобы люди, твердо памятуя о грехах своих, желали совершенного освобождения от них, и когда оно настанет, с охотой прибегли бы к нему. A разве мы христиане не совершаем ежедневного жертвоприношения? Ведь иудеи, наприм., приносили же сегодня овцу, завтра быка, а там козла и другое какое-либо животное. Но мы всегда приносим одну и ту же жертву, и притом некогда уже принесенную Христом. Наша жертва служит в воспоминание той (принесенной Христом): «сие, – говорит Господь, – творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). И если Христос многократно приносит Себя в бескровной жертве, то это не значит, что у нас приношений много, напротив, оно одно и то же. Правда, и иудеи приносят одно и то же; но это приносимое одно и то же, не составляет одного и того же приношения. Одно и то же у них значит только то, что в течение года они вращаются около одних и тех же жертвенных предметов, принося овец, быка, козла и иное что-либо в этом роде, по предписанию закона, и ничего другого, кроме предписанного. Но не всегда они одно и то же приносили в жертву, а – ныне то, там другое, а иной раз и иное из предписанного законом.

Евр.10:4. Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи.

Невозможно, как предмету, служащему прообразом: ибо сила очищения от греха блюлась истине, т.е. Крови Христовой.

М) Свидетельство о едином очищении и приведении к Богу, в чем заключается и побуждено приступать к Нему с верою.

Евр.10:5. Темже входя в мир глаголет:

Т.е. Христос, «входя в мир» чрез Свое вочеловечение, «глаголет» Отцу через пророка Давида.

«Жертвы и приношения не восхотел ecи, тело же совершил Ми ecи» (Пс.39:7).

Жертву законную (ветхоз.) и тогдашнее приношение Ты отверг, а сотворил Мне тело из девической крови, для принесения его в жертву за спасение людей. Употребив сначала общее выражение, Апостол далее употребляет и частное.

Евр.10:6. Всесожжений и о гресе не благоволил еси.

И не требовал, и не искал. Правда, в книге Левит и Второзакония подробно указано, какие должны быть всесожжения, какие жертвы о грехе, и вообще какова должна быть всякая жертва и всякое приношение3. Но, говорит Христос, с того времени, как Я воплотился и стал словесной и истинной жертвой, взявши на Себя грех мира, Ты уже не стал требовать жертвы законной.

Евр. 10:7. Тогда рех: се иду.

«Тогда», т.е. когда? – Когда Ты отверг жертвы законные; ибо тогда Я сказал: «Отче, прииде час, прослави Сына Твоего» (Ин.17:1) (Ин.15:1: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь»). Выражение: «Се иду» употреблено вместо: «как видишь, Я готов».

В главизне книжней написася о Мне,

Евреи книгами называют самые сочинения, а главизнами свитки, как, напр.: «Сыне человечь, снеждь свиток4 сей» (Иез.3:1). Тогда писали на свитках (на узких и длинных листах) а не на четырехугольных тетрадях, как теперь мы. И так, Спаситель говорит: обо Мне написано в свитке книги, очевидно, книги пророческой, т.е. о том, что относится до Моего вочеловечения, предвозвестили пророки. То же самое Он после сказал и иудеям: «Аще веровали бысте Моисеови, веровали бысте и Мне» (Ин.5:46), и многое другое.

еже сотворити волю Твою, Боже.

Чтобы Мне исполнить волю Твою. А волей Отца было по плоти заклание Сына Его ради спасения людей. Об этом в свое время сказал и Сам Христос: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя» (Ин.6:38).

Евр.10:8. Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся.

Евр.10:9. Тогда рече: се, иду сотворити волю твою, Боже. Отъемлет первое, да второе поставит.

Отъемлет (отменяет) то, что касалось жертв, приношений, и всесожжений, и о грехе, потому что сказал (Сын Отцу), «яко жертвы и приношения не восхотел еси и всесожжений и о гресех не благоволил еси, да утвердит второе», что относится до принесения тела Его в жертву. В самом деле, так как те были только прообразами и тенью, а это истиной, то, когда явилась истина, те прекратились, как излишняя и уже бесполезная. Об этом Он еще чрез пр. Исаию изрек, говоря иудеям: «Кто бо изыска сия от рук ваших?» (Ис.1:12). Правда, в книге Левит, Второзакония и в других местах (Писания) Он заповедывает о жертвах; но Он не почему-нибудь особенно их желал, а только – чтобы воспрепятствовать (людям) приносить жертвы демонам, предусмотрительно направил их к Себе. Вместе с тем Он дал им значение прообразов и предначертаний жертвы Христа и Его заклания за спасение наше, и по сему Он допустил то, чего не желал, чтобы исполнить то, чего желал. Он снизошел к меньшему злу, чтобы изъять (из среды людей) большее (т.е. идолослужение), а по изъятии сего последнего, Он устранил и меньшее, как уже бесполезное.

Евр.10:10. О ней же воле освящени есмы

«По сей-то воле» Отца, как сказано выше, мы освятились и очистились от грехов наших, совершенных нами до крещения.

принесением тела Иисус Христова единою.

Мы освятились единым принесением в жертву Тела Христова.

Евр.10:11. И всяк убо священник стоит на всяк день служя и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могут отъяти грехов.

Здесь снова Апостол делает сравнение и показывает, как велико различие между еврейскими священниками и Христом: те, совершая ежедневно богослужения, стояли как рабы, а Он (Христос), однажды совершив жертвоприношение, воссел, как Владыка, и жертвы тех были многочисленны, но бессильны для очищения грехов души, как уже объяснено это в разных местах, а жертва Христа едина, но могущественна и гораздо сильнее тех многих. Ибо далее Апостол говорит:

Евр.10:12. Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога.

«Всегда, седит»: об этом седении одесную уже подробно сказано выше, – в том месте, где изъяснены слова: «седи одесную Мене» (Евр.1:13)

Евр.10:13. Прочее ожидая, дóндеже положатся врази его подножие ног Его:

Там подробно сказано и о врагах Его. Но ради чего Он ожидает? Не ради ли добрых сынов, происшедших от лукавых родителей, от неверующих иудеев и эллинов, когда они уверуют?

Евр.10:14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Очищаемых впоследствии Он сделал совершенными. А усовершил Он их, освободив их от прежних грехов, как уже часто говорено об этом.

Евр.10:15. Свидетельствует же нам и Дух Святый

Очевидно – о том, что Он освободил их (от грехов) в сделал совершенными.

Евр.10:16. По реченному бо прежде сей завет, егоже завещаю к ним по днех онех, глаголет Господь

После того, как Дух Святый сказал чрез пророка Иеремию. Все это изъяснено выше – там, где истолкованы слова: «се дние грядут, глаголет Господь» и проч. (Евр.8:8).

Дая законы Моя на сердца их и в помышлениих их напишу их.

И это в порядке речений (Апостола) объяснено там же. Далее говорит:

Евр.10:17. И грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

После того, как сказал, «сей завет» и проч., далее прибавляет и это. А когда сказал, что «не имам помянути ктому», то этим самым показал, что очистил их от грехов.

Евр.10:18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Жертва уже не бывает после отпущения греха. Для чего же ей и быть, когда грех отпущен? И так, по отпущении прежних грехов верующим чрез единую жертву Христа, уже не совершается за них жертва.

Евр.10:19. Имуще бо дерзновение, братие, входити во святая.

Показав, что у нас (христиан) все выше: и архиерей, и скиния, и завет, и жертва, и обетования (ибо у евреев все было подобно тени, временно, несовершенно и бессильно, а у нас истинно, вечно, совершенно и мощно), Апостол говорит, что так как у нас все таково, то мы имеем смелость и дерзновение для входа на небо: ибо его Апостол назвал «святая». Слова: «имея дерзновение« и весь нижеследующий ряд речений, находят свое разрешение в слове: «да приступаем» (См. Евр.10:22).

Кровию Иисус Христовою.

«Имуще дерзновение» по какой причине? Очевидно, по причине Крови Христовой, пролитой для отпущения наших грехов. Ибо как грехи возбуждают (в человеке) чувство стыда, так напротив (иное чувство возбуждает) освобождение от них и очищение их.

Его же обновил есть нам5.

Каковой вход (на небо) вновь проложил нам Христос и теперь уготовал для нас: Он первый с плотью Своей восшел на небо и сделал вход в него для нас доступным.

Путем новым и живым.

Путем для последующаго времени «новым», как вновь проложенным человеческим Его естеством, а живым, так как он вечен и вводит в жизнь истинную

Завесою, сиречь плотию Своею.

Он обновил для нас этот путь и в нас проложил этот новый путь Плотью Своею, после того как она вознеслась на небо, по нераздельности ее единения (с божеством). Плоть Апостол называет теперь «завесою» – потому, что она служила прикровением божества Его, a вместе с тем и потому, что когда она вознеслась на высоту, тогда на земле сделалось видимым небесное.

Евр.10:21. И иереа велика над домом Божиим.

И имея Иерея великого, не только как человека, но и как Бога, ибо Он сугуб (естеством). «Дом же Божий», это – верные, ибо сказано: «вселюся в них» (2Кор.6:16). И выше (посл., к Евр.3:6) Павел, говоря о Христе, сказал: «Его же дом мы есмы».

Евр.10:22. Да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою:

«Да приступаем» же к небу с истинным сердцем, т.е. без лицемерия, не так, как обыкновенно – думают одно, а говорят другое.

Во извещение веры.

И это будет, если только уверуем, что мы действительно взойдем на небо, и если в этой вере получим твердое убеждение. А с убеждением веровать необходимо, потому что у нас нет ничего видимого: ни иерея, ни жертвенника, ни жертвы.

Окроплени сердцы от совести лукавыя.

Будучи чисты душею и помыслом, так чтобы в нашей совести не было чего-либо лукавого.

И измовени телесы водою чистою,

водою св. крещения. Ведь и иудеи кропили, но только тело, и омывались, но не той чистой водой, которая есть кровь (Христова). Что может быть чище очистительного крещения, омывающего не только тело, но еще больше душу?

Евр.10:23. Да держим исповедание упования неуклонное,

Исповедание твердое: этим опять дает совет не колебаться в надежде. Он употребил «исповедание упования» именно потому, что в самом начале веры нашей мы высказали надежду, что взойдем на небо.

верен бо есть обещавый.

Совершенно верен Христос, через Евангелие давший обетование верным, что они войдут в царство небесное.

И) Побуждение к усердию страхом приближающегося суда.

Евр.10:24. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

Мы должны учиться друг у друга деланию добрых дел, чтобы возбуждать в себе любовь к делающим добрые дела и подражание добрым делам.

Евр.10:25. Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе.

Не удаляясь друг от друга: ибо насколько удаление ослабляет любовь, настолько усиливает ее единение. «Собранием» называет соединение и сближение. Ибо как железо острит железо, так и добродетельный поощряет делающего добро, и таким образом совершенствует его в усердии. И как камень, трущийся о камень, испускает огонь, так и человек, соревнующий человеку, делается от сего самого горячее. А подвизают в единомыслию не только те, которые не поселяют раздора между братьями, но еще более те, которые сближают желающих разделиться.

И толико паче, елико видите приближающийся день.

День будущего суда и воздаяния. Это было впрочем и утешением для них, падающих духом в виду постоянных искушений.

Евр.10:26. Волею бо согрешающым нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва.

Поощрив их к усердию изображением того, что для них отрадно, он теперь побуждает их к тому же указанием на нечто для них страшное. В самом деле, если мы грешим «по приятии разума истины», т.е. после уразумения истинных догматов, которые мы усвояем себе чрез проповедь, через веру и крещение; то для нас в данном случае не обретается жертвы о грехах, т.е. (вторичной) смерти Христа и (вторичного) очищения через крещение. Ибо смерть Христа едина и очистительное крещение едино. Словом «волею» показал, что люди грешат по своему произволению, а вовсе не по принуждению со стороны злых духов поползаются на грех и на произвольные грехи. Этим он не лишил людей покаяния, как учат последователи Новата, а только отринул вторичную смерть Христа и вторую баню пакибытия.

Евр.10:27. Страшно же некое чаяние суда.

Да, он (суд) будет для совершающих грехи по произволению своему и не кающихся в них, а во грехах умирающих. A «чаяние», это – самое предание суду или принятие суда.

И огня ревность поясти хотящаго сопротивныя.

Изображая силу огня, он как бы одушевляет его, говоря о ревности огня, т.е. о его остроте и горячности: ибо подобно разъяренному и озлобленному зверю он бросается на противников Христа и пожирает их, т.е. будет беспощадно их мучить. Сопротивными теперь он называет не неверных, a тех, которые по принятии веры не повинуются учению Христа: теперь его речь именно о тех, кои по уразумении истины грешат по произволению. Далее он приводит и основание в подтверждение того, что они справедливо будут нести наказание.

Евр.10:28. Отверглся кто закона моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает: (Втор.17:6).

Если кто отвергся закона Моисеева при двух или трех свидетелях, свидетельством своим утверждающих, что он действительно отвергся закона, и доказавших виновность отвергшегося, то тот подвергается смерти без всякой милости. А если отвергающий закон, начертанный рабом (ибо Моисей многое узаконил и сам от себя), так наказывается без снисхождения и пощады, то сколь же сильнее будет наказан презревший закон Владыки?

Евр.10:29. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый,

т.е. обесчестивший своим презрением. Ибо одинаковое бесчестье в попрании, как и в презрении; и всякий, кто согрешает в ведении, грешит презрением заповедей Христа, и таким образом бесчестит Его.

и кровь заветную скверну возмнив,

и кровь Христа, утвердившую Новый Завет Его (ибо смерть завещателей дает силу завещаниям их, как сказано выше, в изъясн. Евр. 9:15), «скверну возмнив», т.е. считая ее нечистой, как кровь грешника, или же ничем не отличающеюся от крови других людей, как кровь обыкновенного человека. Таковою считают ее люди презирающие Его,

еюже освятися.

Чрез каковую кровь сам очистился от прежних грехов. О, великая неблагодарность!

И Духа благодати укоривый.

Оскорбив и дарованного ему Духа введением (в душу) нечистых помыслов и лукавых деяний. Или же: «Духа, дарующего блага, добродеющего, руководящего и сохраняющего. Послушаем согрешающие, и устрашимся; послушайте, на что мы осмеливаемся, и что нам придется потерпеть. Далее, удостоверяя, что таковые подвергнутся тягчайшему суду, говорит:

Евр.10:30. Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Втор.32:35).

«Вемы», что Бог, изрекший сие чрез пророка, не лжив. «Мне отмщение» значит: Мне принадлежит мщение.

И паки.

т.е. написано, или сказано.

Судити имать Господь людем Своим.

Это сказано в книге Давида (Пс.134:14). А чтобы еще большим страхом объять души слушателей, он прибавил:

Евр.10:31. Страшно впасть в руки Бога живаго!

Т.е. в наказующую силу Божию. Ибо как неизмеримо велики будущие почести (людям) от Бога, настолько же велико будет и наказание: мщение смертных скоропреходяще, a вечно Живущего вечно. Потрясши души их страхом геенны, он далее ободряет их похвалою им.

О) О том, что доброе начало приводит к доброму концу.

Евр.10:32. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

«В нихже просветившеся» св. крещением, или светом боговедения чрез Христа, вы выдержали великий подвиг страданий и вытерпели великую их жестокость.

Евр.10:33. Ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако:

Вменяя им (христианам из иудеев) в преступление измену закону и обычаям отеческим, неверующие иудеи всячески притесняли даже родственников своих и выставляли их на позор для усиления оскорбления. А эти (страждущие) не только с мужеством переносили все, но и были в тесном общении с теми, которые переносили подобные страдания и в других местах. Общение же свое они выражали возможною с своей стороны помощью: поощрением к терпению, словами утешения и ободрения и даже посылкой им чего-либо из необходимого.

Евр.10:34. Ибо узам моим спострадасте,

Соболезновали (мне) ради Христа, общего Владыки, что послужило доказательством любви их к Нему и расположения к самому Апостолу, вообще сказать – послужило признаком их чистосердечной веры.

и разграбление имений ваших с радостию приясте,

Разграбляли их имущества неуверовавшие во Христа их единоплеменники.

ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее.

Это – причина их терпения, исполненного радости. А этого они не ведали бы, если бы несомненно не верили Евангельским обетованиям, что и доказывает их твердую веру.

Евр.10:35. Не отлагайте убо дерзновения вашего.

какое вы имели доселе. Не только не стыдитесь того, за что подвергаетесь поношению, но напротив с дерзновением проповедуйте благочестие.

еже имат мздовоздаяние велико.

Т.е. во время воздаяния (последнего суда). Или и иначе: «дерзновение» пред Христом, каковое они стяжали себе перенесением всего ради Него. А так как Апостол видел, что они унывают в виду продолжающихся искушений, то и прибавил:

Евр.10:36. Терпения бо имате потребу,

терпения на предстоящие подвиги.

да волю Божию сотворше.

терпением до конца.

приимете обетование.

Которое Христос обетовал в Евангелии.

Евр.10:37. Еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит (Авв.2:3)

Слова «мало елико елико», выражающие остаток времени, употреблены вместо: очень мало. Грядущим называет Христа, который приидет по втором Своем явлении с тем, чтобы воздать каждому по делам его. Словами: «еще мало елико елико» он мудро утешает слабодушных, которые сильно желают скорее получить воздаяние за труды. И он сказал эти слова неложно, ибо совершенно незначительно расстояние (времени) до скончания (мира) пред Богом, в очах котораго и тысяча лет, как день вчерашний и как «стража нощная», которая составляет одну четвертую часть ночи (Пс.89:5). А чтобы еще сильнее побудить их верить обетованиям Христа, он подтверждает справедливость – своих слов словами Аввакума.

Евр.10:38. А праведный от веры жив будет.

По силе веры в будущее жить будет жизнью блаженной: ибо не малый подвиг верит в будущее.

И аще обинется, не благоволит душа моя о нем.

И это сказано Аввакумом (Авв.2:4) от лица Божия. Если, говорит, отступить, если он уклонится от долга своего, т.е. от веры, не благоволит к нему душа Моя, не угоден он Мне. Под «обиновением» некоторые разумеют двоедушие (в исповедании веры).

Евр.10:39. Мы же (братие) несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души.

Мы не повинны в отступлении от веры, чтобы чрез него погибнуть: ибо если праведный от веры жив будет, то неверующий уже неправеден и жить не будет. А кто не будет жить, тот, значит, совершенно погибнет. Но мы держимся веры, чтобы сохранить для себя душу, т.е. жизнь: ибо, как сказано, праведный от веры жив будет. Далее он делает определение веры и дает понятие о том, что такое она, чтобы этим определением убедить их еще тверже веровать.

* * *

3

Различны были названия жертв сообразно с целью их назначения: жертва о грехе (Лев.4:3, если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе,), жертва о преступлении (Лев.6:5, или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности), о спасении (Лев.6:14 Вот закон о приношении хлебном: [священники] сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику;), об умилостивлении (Лев.5:8, пусть принесет их к священнику, и [священник] представит прежде ту из сих птиц, которая за грех, и надломит голову ее от шеи ее, но не отделит;), о молитве (Лев.27:2, объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей,), об очищении (Лев.14:32, Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.).

4

По гречески: «главизну сию». Примеч. Перевод.

5

В Славянском тексте слова эти читаются после слов: «путем новым и живым».


Источник: Толкование Послания апостола Павла к Евреям / Евфимия Зигабена ; пер. с греческого смотрителя Тульского духовного училища Валериана Любимова. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова, 1897. - 123, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle