Источник

Глава 5

После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына.

Евр.5:1. Ибо всякий, – говорит, – первосвященник, который из людей берется,

то есть избирается и помазуется,

за людей поставляется пред Богом,

чтобы чрез него передавались им дары Божии и

чтобы он приносил

пред Богом

дары и жертвы,

кои

за грехи

их приносились.

И умеренно (немного), по своей "немощи», он сострадал грехам, поскольку и сам облечен был плотью греха (Евр.5:2).

И имел нужду,

Евр.5:3. как за народ, так и себя самого и за грехи свои, приносить жертву.

И не чрез похищение какое-либо принимал он священство, но

Евр.5:4. как... Аарон,

коего избрал Бог посредством расцветшего жезла (Числ.17:5).

Евр.5:5. Так и Христос не Сам

совершил избрание Себя, но Давид уже наперед предсказал о сем в словах:

Сын мой (еси) Ты,.. Я ныне родил Тебя (Пс.2:7).

Евр.5:6. И еще говорит: Ты [еси] священник вовек по подобию Мелхиседека (Пс.109:4).

И когда «Он» облечен был плотью,

Евр.5:7–8. во дни плоти Своей,

по наступлении ночи, в которую предавался (Иудою врагам),

молитвы и прошения со слезами... и... воплем... сильным... принес Тому, Кто мог Его... спасти... от смерти. И услышан был

в молитвах Своих. Каким же образом был Он услышан, когда молил об освобождении Себя от смерти (Мф.26:39, Мк.14:35, Лк.22:44, Ин.12:27), – а между тем Он не был освобожден от нее? Он желал, чтобы в Нем Самом совершилась воля Отца. И из этого открывалось ясно, что Он был Сын Божий, так как душу Свою полагал за тварей для исполнения благоизволения Пославшего Его. Ясно открывалось и "послушание» Его посредством тех, кои распяли Его. Посему, если сами распинатели оказываются свидетелями того, что был Он услышан, – если, говорю, так, то следовательно Он желал умереть и просил о том, чтобы совершилась воля Отца Его. Также и прошения с сильным молением (воплем) приносил Он Тому, Кто мог

спасти Его от смерти:

не об освобождении от смерти молил Тот, Кто пришел для того, чтобы умереть, – и не о воскресении после смерти просил Он, если это уже ранее было обещано Ему, – но за распинавших Его молился, чтобы они не подверглись за то смерти. И он услышан был в молитвах Своих, поскольку отверст был доступ к тому, чтобы распявшие Его могли получить жизнь. И тот, Кто совершил это, то есть Кто до такого унижения и страдания смирил Себя ради убийц Своих, Тот есть Сын Божий, – откуда и открылось, что услышан был, именно из того, что "пострадал», – так как некоторые из убийц Его обратились и своим покаянием сделались проповедниками воскресения Его. А может быть также и себя самого имел в виду Апостол, когда говорил это о ближних своих.

Евр.5:9. Итак, – говорит, – усовершившись,

то есть все это совершив чрез послушание, Он

сделался для нас виновником спасения вечнаго

– вместо Адама, который непослушанием своим был для нас виновником смерти. Но не так, как воцарилась смерть Адама и над не согрешившими, так и жизнь царит и над не оправданными (Рим.5:13); ибо, хотя Он и есть Податель жизни, но Он дарует ее только тем, кои

повинуются,

а не тем, кои отвращаются от Него.

Евр.5:10. А назван Он Первосвященником

не от людей, но

от Бога,

– и не по подобию Аарона назван, но

по подобию Мелхиседека.

Евр.5:11. Многия у нас речи должны быть сказаны вам

о лице и свойствах этого самого Мелхиседека, – не потому, что это трудно для раскрытия и непонятно, но

по немощи слуха вашего,

– и потому, что хотя

вы должны быть [бы уже] учителями... по давности времени,

однако во время совершенства вашего оказалась необходимость, чтобы мы как детей

Евр.5:12. снова... вас... учили

тому, какое (есть)

начало слова Божия,

и вы сделались младенцами,

нуждающимися уже в молоке, а не в твердой пище.

Евр.5:13. Всякий, кто в молоке

имеет нужду для пищи, то есть у кого надежда спасения его и прибежища полагается в земных обетованиях закона, – тот

неопытен в слове правды,

то есть в распинании плоти нашей, посредством коего возвещается правда Божия.

Евр.5:14. Совершенным...же... свойственна [есть] твердая... пища,

то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), – о коих (совершенных) сказано: «приготовьте... Господу народ совершенный» (Лк.1:17, Мк.1:3, Ис.40:3),

у которых чувства,

благодаря мерилу веры,

приучены,

– то есть ими самими, а не законом,

к различению добра и зла.


Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Послание к Евреям. 222-276 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Комментарии для сайта Cackle