Источник

Глава 12

Евр.12:1. Посему и мы, кои такое... имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей... бремени

нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него,

сложим с себя все,

чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление,

и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу,

(приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола.

Евр.12:2. Да взираем

не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но

да взираем на виновника веры,.. Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем

веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф.4:1), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поскольку радость имел о нас и

претерпел муки креста

от распинателей,

пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную престола Божия.

Евр.12:3. Итак, поразмыслите

о Том, Кто ради Своей любви к нам

столько претерпел от грешников,

– не от тех, коим Сам Он был противником, но от тех, кои по неверию своему стали противниками для душ своих (себе самим),

чтобы вам не изнемочь

в скорбях ваших

и не ослабеть душами вашими

во время искушений ваших.

Ибо, хотя вы доселе и имели преследования, однако «еще не» подверглись убиению, – и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы

Евр.12:4. еще не до подвига крови... против греха... подвизались.

Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона.

Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря:

Евр.12:5–6. Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай,.. ибо... кого любит... Господь, и наказывает (Притч.3:11–12).

Итак, когда вы подвергаетесь наказанию,

Евр.12:7. терпите, поскольку как сынов

принимает вас Бог после покаяния, которое вызывается в вас этим наказанием.

Ибо... какой... есть сын такой, коего не наказует отец его?

Евр.12:8. Если же... без наказания Его остаетесь, коего причастниками сделались все

и стали благоугодны Ему, то, следовательно, по делам своим

вы незаконныя дети [есте], а не сыны.

Евр.12:9. Но [если]

благодаря наказанию отцов наших

мы... боялись их: то сколь более должны

мы пребывать в повиновении благодаря научению

отцев духовных, чтобы жить?

Это потому, говорит, что отцы наши на малое время,

Евр.12:10. по своему произволению, наказывали нас,

поскольку они укрепляли нас и увещевали касательно того, что было для нас вредно. Бог же действует в нас на пользу будущих времен, чтобы соделать нас причастниками Его богатств.

Евр.12:11. Ведь всякое наказание на время кажется не радостию, но печалию, после же плод благ доставляет наученным,

и пользу получают от него. И вознаграждением их служит "правда»: сказал это для доказательства того, что хотя они и чрез научение его преуспевают, однако не иначе, как при праведном мздовоздаянии им и благодати.

Евр.12:12–13. А опустившияся руки и разслабевшия колена расправьте (Ис.35:3);

то есть "стези ног» ваших, во время гонений на вас со стороны преследователей, да не будут кривы,

дабы хромое,

то есть кто погрешает вследствие отрицания (веры),

не падало (Притч.4:26)

и не радовало грех,

но... исцелялось,

так чтобы чрез исцеление его грех подвергся бы болезни.

Евр.12:14. Мира достигайте со всеми в святости

души вашей,

без которой,

как я выше написал вам,

никто не может узреть Господа.

Евр.12:15. Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией,

которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего.

И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши,

то есть какая-либо (еретическая) секта,

не причинил вам вреда, и чтобы... многие не

погибли чрез него.

Евр.12:16. Да не будет кто из вас блудным и скверным, как Исав,.. который... за одну снедь продал первородство свое (Быт.25:31).

Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта.

Евр.12:17. Знаете, что хотя и желал он унаследовать благословение, [но] был отвержен; ибо не обрел ме́ста... покаянию.

Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Посему, "хотя со многими слезами домогался» (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как я сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в царстве небесном, то конечно ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его; то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей (Быт.27:30).

Евр.12:18. Не приступили , – говорит, – вы... к... осязаемой... горе, которая огнем... пылала,

– не к той, на которой был дым, "мрак и буря» и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх.19:16, Втор.4:41).

А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово (Евр.12:19–20, Исх.20:18–19, Втор.18:16).

Евр.12:21. И столь страшно было... видение, [что] даже Моисей,

названный богом для них (Исх.4:16, 7:1),

так сказал: «я в страхе и трепете» (Втор.9:19).

Евр.12:22. Но вы приступили... к... Иерусалиму... небесному, и к собранию многих тысяч ангелов.

Евр.12:23. И к церкви, которая на небесах, где вы написаны:

в ней находятся «первенцы», то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших,

достигших совершенства.

Евр.12:24. И к... Завету

не Моисееву, но тому «Новому», коего Посредник есть »Иисус", соделавшийся Ходатаем между нами и Богом.

И к окроплению крови Его, лучше... говорящему, нежели Авель:

ставит им на вид превосходство крестной смерти Христовой пред столь прославленною у них кончиною Авеля.

Евр.12:25. Смотрите,

не соблазняйтесь еретическими сектами

и не отрекитесь от Сего Говорящаго. Ибо если те не могли избежать Того, Кто на земле

давал закон, но отказались и просили, чтобы Он говорил чрез Моисея:

то много более... мы

будем повинны осуждению,

если отвратимся от Говорящего с небес.

Разумеет или глас с неба, бывший на реке Иордане: «сей... Сын... возлюбленный» (Мф.3:17), – или же Того, Кто говорил с ним (Апостолом) на пути в Дамаск (Деян.9:4).

Евр.12:26. Кого глас , – говорит, – поколебал землю... тогда

горы Синайской,

ныне же... обещал, говоря: еще во второй раз поколеблю не только землю, но и небо (Агг.2:7).

Это же самое высказывается в изречении Господа Нашего, Говорящего: "силы небесныя поколеблются» (Мф.24:29).

Евр.12:27. А выражение: «еще во второй раз», означает изменение колеблемаго,

поскольку оно преложится и прейдет. Изменятся же и прейдут не они (небо и земля), но движения тех светил, кои чрез отклонение производят зиму, а чрез поднятие рождают лето.

Евр.12:28. Непоколебимое , – говорит, – царство... приемлем.

Если рай, который не преходит, обетован был праведникам, то следовательно не преходит и земля, дабы с уничтожением земли не уничтожился и рай, который не преходящ. А если земля не преходит, хотя и подвергнется уничтожению все, что произвела земля после преступления заповеди, – если так это будет: то следовательно и небеса не прейдут, хотя и не останутся течение дня и ночи и времена лета и зимы. Посему твердо

да содержим благодать, чрез которую служим,

– да содержим именно Евангелие благодати, чтобы чрез него служить нам для

благоугождения Богу.

Евр.12:29. Ибо и Бог... есть

в огне пылающий и истребляющий силы огня, разумей, страшные угрозы ваших гонителей.


Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Послание к Евреям. 222-276 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Комментарии для сайта Cackle