Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).
Почему совет Святой Троицы назван предвечным?
Бог-Троица от вечности созерцал образы «будущего» мира, как мира в целом, так и в мельчайших его деталях, созерцал в форме простого, вневременного, предвечного акта созерцания. Поэтому и совет Пресвятой Троицы, именуется предвечным. В свою очередь предвечный совет назван советом, так как замысел Божий о мире есть единый замысел Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога-Троицы. Этот совет нельзя осмысливать как некое обсуждение или беседу обособленных друг от друга Божественных Лиц: Бог абсолютно прост и един.
По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». О предвечном совете упоминается, например, в следующих словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Божественный замысел о спасении человеческого рода есть предвечный замысел, как и все замыслы Бога. Воплощение Сына Божия ради спасения человека, Его Крестные Страдания, смерть и Воскресение также созерцались Богом от вечности: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Пет.1:18-20).
Цитаты о предвечном совете Святой Троицы
«В христианском откровении такие понятия, как Бог-творец и Бог-промыслитель, неразрывно связаны между собой, потому что само решение Бога о творении мира принималось неразрывно вместе с Его решением о спасении этого мира. Вот это двуединое решение Бога о спасении и о творении мира получило название «Предвечный совет Святой Троицы». Предвечный – значит до времени, до века сего, до творения мира. И этот предвечный совет совершенно гениально изобразил преподобный Андрей Рублев на своей иконе, которая так и называется – «Троица». Поскольку Бога в Его троичности невозможно не только изобразить, но и даже как-то представить, то в православной традиции Святая Троица изображается в виде трёх Ангелов, которые были явлены Аврааму у дуба Мамврийского.
Но рублевская Троица описывает не этот исторический эпизод, когда три Ангела пришли к Аврааму и возвестили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет единственный возможный упоминаемый в Библии образ Святой Троицы и наполняет его не историческим содержанием, а доисторическим, предвечным, он как бы изображает вот этот совет предвечной Святой Троицы. Три Ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше виднеется голова жертвенного животного и Ангелы смотрят друг на друга, как бы советуясь, совещаясь между Собой, кто из Них станет вот этой жертвой – Агнцем Божиим. И когда принимается решение, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жертвой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого принимается решение о творении самого мира, то есть промысл Божий как бы первичен, а акт творения – вторичен».
протоиерей Александр Глебов
Литература по теме
- Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого прот. Олег Давыденков
- Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Павел Матвеевский
- Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Николай Малиновский
- Предвечный Совет Божий о спасении людей преп. Иустин (Попович), Челийский
- Что такое Предвечный Совет Святой Троицы? прот. Олег Стеняев
- Совет Божий о спасении людей свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)
Комментировать