Нагорная проповедь: 3

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Нагорная проповедь: 2

Самым большим потрясением для меня, когда я посетил Святую Землю, была встреча с… Генисаретским озером (оно же – Галилейское море). Я как-нибудь напишу об этом подробней, просто хочу сказать, что знакомство с этой великолепной чашей, наполненной теплой и мягкой, кажется, бархатной водой, дало мне очень много понять и почувствовать в Евангельских реалиях.

441.JPG


474.JPG

Я стоял на берегу этого озера и вспоминал Новозаветную историю. Мне казалось, что я слышу скрип уключин и плеск весел о воду – это рыбаки Петр и Андрей вышли в море;
Я глядел на отблески огней прибрежных городков и представлял, что так же эти золотые точки светились и качались на воде во времена Христа;
Мне казалось, что я вижу, как тихо плывет по озеру лодка, в которой стоит и учит собравшихся на берегу Спаситель.

Трава у моих ног была наполнена жизнью. Что-то прошуршало по ногам, стрекотали цикады. На душе был покой и радость. Это то, что Церковь называет словом умиление.

476.JPG


Мы продолжаем говорить о Нагорной проповеди.
Какими должны быть ученики Христовы? Они соль земли, они свет миру. Свет их веры и чистой жизни должен сиять перед всеми людьми: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного».

Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Слово исполнить здесь можно перевести как восполнить, дополнить. Христос не отменяет Ветхий Завет. Однако Его учение больше, нежели прежнее учение.
Ветхий Завет требовал от человека, прежде всего, некоего стандарта поведения – «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради».
Но Христос требует не только внешней благопристойности. Он призывает людей обновиться и измениться даже на уровне ума и чувств.
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака [пустоголовый и тупой человекарам.], подлежит синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной».

Или другой пример: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Мало не убивать. Необходимо научиться не убивать и не причинять боль ближнему, даже в душе, в мыслях. Мало не изменять супругу или супруге. Необходимо ревновать о такой цельности и чистоте души, чтобы даже в мыслях не допускать блуда.

Христос – не расслабленный и юродивый мыслитель, чудаковатый пророк Иешуа из романа М. Булгакова. Христос – пламенный пророк скорого Суда. И каждый из людей будет приведен на Суд и получит воздаяние по делам своим. Промедления здесь быть не должно. Вслушайтесь в эти грозные максимы: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Основная мысль Нагорной проповеди блестяще выражена Христом в 20-м стихе 5-й главы Евангелия от Матфея: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Шесть раз в одной главе Спаситель говорит: «Вы слышали, что сказано древним (то есть Моисеем)… а Я говорю вам…»
Он противопоставляет праведность фарисеев подлинной праведности и чистоте.
Праведность иудейских мудрецов состояла в соответствии их жизни стандартам ветхозаветного Закона. Но христианам этого мало, это минимальный уровень нравственности. Ученики Христовы, христиане призваны уподобиться Сыну. И в мыслях, и в чувствах, и в каждом жесте быть иными, такими, как Он, как Божий Сын.

И Ветхий Завет учил любви к ближнему, но христианство, сообщая человеку сверхъестественную силу, благодать Божию, дает нам совершенно уникальную возможность по-новому возлюбить человека. Ветхий Завет знал: возлюби ближнего твоего, то есть единоплеменника, Новый Завет простирается дальше: возлюби всякого человека, и врага в том числе. Как написал современный старец и богослов архимандрит Софроний (Сахаров): «Любовь Христова по природе своей есть животворящий Огонь, брошенный с небес на Землю пришествием Сына Божия (ср. Лк. 12, 49)». И далее отец Софроний пишет: «Любовь сия есть нетварная жизнь Самого Бога. В пределах нашего земного существования она пожигает в нас все чуждое ей и вместе наполняет нас энергией иного бытия, дотоле немыслимого».

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Христос недвусмысленно говорит, что молиться, находясь в озлоблении, в ссоре с ближним, – невозможно. Как Бог может услышать человека, умножающего раздоры?..

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Фарисеи были известны тем, что клялись много и вдохновенно по поводу и без повода. Однако при этом они оправдывали себя тем, что клянутся небом, землею, Иерусалимом, своею головой, но ни в коем случае не Богом. А раз так, то такую клятву можно нарушить…
Но Спаситель обличает такое двоедушие и лукавство. Христианин должен быть цельным человеком. Каждое его слово должно иметь вес и значение. Если да, пусть будет да, если нет, пусть так и будет. Даже если вы, говорит Христос, клянетесь небом, землею, Иерусалимом и т.д., помните, что все это Божие. И вы – лжецы.

Христос посягает на самое священное для иудеев. На заповеди Божии, данные Моисею. Это там возвещается принцип равного воздаяния – глаз за глаз, зуб за зуб.
Христианин же, не должен озлобляться против гонящих его.
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Ударить в правую щеку возможно только левой рукой. Но вряд ли Христос говорит о задирах-левшах. Речи идет не просто об ударе, а об ударе тыльной стороной ладони по щеке собеседника. Это удар-оскорбление. Но Спаситель заповедует прощать обидчика. Если тебя оскорбили – не позволяй себе ожесточиться и озлобиться. Никогда не веди себя как человек, не знающий подлинных, Христовых, стандартов поведения.

Схожий смысл имеют и другие примеры Христа. Евреи того времени очень любили судиться. Тащили виновного (например, должника) к судье, и тот арестовывал имущество бедняка. У задолжавшего человека могли отобрать все… кроме верхнего плаща, которым он мог бы прикрыть свою наготу. Но Спаситель радикален – отдай судящемуся с тобою и плащ, все отдай, но сам не будь таким!

«Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два...» Здесь мы встречаемся и еще с одним обычаем. Это право римского солдата взвалить все свое обмундирование и оружие (вес достигал 60-80 килограммов) на любого прохожего на оккупированной территории.
Евреи того времени также были обязаны подчиняться унизительному праву солдата. Невольник должен был пронести груз одно поприще (в греческом – одну милю), то есть около полутора километров. Ученики Христовы должны быть абсолютны в своей любви. Если их остановят, они должны нести груз не одну милю, а две!

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!»

Тут формулируется очень важный новозаветный принцип. Только любовью можно изменить злодея и подлеца. Лишь любовь и милосердие, доброта и терпение помогут сделать человека другим.
И эта задача – помогать миру становиться добрее – лежит на плечах учеников Христовых. Как Бог посылает дождь на праведных и на неправедных, как солнце всех греет одинаково, так же и мы должны с любовью относиться даже к врагам нашим, к гонящим и преследующим нас.

В одном из недавно открытых учеными папирусов с древним евангельским текстом содержатся примечательные слова Христа: «И молитесь за ваших врагов, ибо тот, кто не против вас, тот за вас. Тот, кто в отдалении сегодня, будет завтра близок к вам». Если первые фразы напоминают нам Евангельские тексты (см. Мф. 5, 44; Лк. 9, 50), то последние слова ставят нас перед совершенно новым для Евангелий свидетельством: тот, кто сегодня враг вере, уже завтра может стать христианином. Может… если не помешаем мы, не оттолкнем своим хамством и грубостью. Все мы в процессе нравственного роста, мы еще не закончены в своем внутреннем становлении… Ни мы, ни враги наши.

Итак, пятая глава Евангелия от Матфея говорит нам о том, что христианин должен своею жизнью перерасти ветхозаветную мораль. Христианину мало просто не совершать какие-то поступки, христианин должен стремиться к чистоте даже чувств и мыслей.
Наша любовь должна быть абсолютна. Мы не должны думать – наш ли это соплеменник (ближний), или это иноплеменник. Мы не должны делать различия даже в том, хороший это человек или это наш враг. Христос призывает любить всякого. Однако наша любовь требовательна. Мы, как говорили святые отцы, любим грешника, но ненавидим грех. И если мы видим согрешающего брата, то должны вразумить его. Мягко, любя, но вразумить.
Перейти к следующей записи Иерихон: 1
Перейти к предыдущей записи Нагорная проповедь: 1

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
4.853
Последнее обновление
Сверху