Нагорная проповедь: 1

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Нагорная проповедь: 1

Священные горы... Сколько их в Библии!.. Здесь ступали Спаситель и Моисей, эти камни слышали слова проповеди Апостолов.
В сегодняшней подборке фотографий я предлагаю вам несколько фотографий гор, сделанных мною в недавнем паломничестве на Святую Землю. Ну, а дальше – рассказ о Нагорной проповеди Христа.

120.JPG
Мы с дочерью на горе Арбель. Внизу видны поселки, огороды. Среди них – Капернаум, Магдала (родина св. Марии Магдалины)...

126.JPG
...и великолепная чаша Галилейского озера. На этой горе проповедовал Спаситель неоднократно.
Чуть приближенная фотография, сделанная с той же точки, что и предыдущая.Об этой горе я пишу подробно: https://azbyka.org/forum/blog.php?tag=%E0%F0%E1%E5%EB%FC&u=727

318.JPG
Фотография, сделанная с горы Фавор. Внизу – галилейские городки.
От Фавора в нескольких часах пешей ходьбы расположен родной город Спасителя – Назарет.

721.JPG
Фото с горы Искушения. Внизу – самый древний город на планете: Иерихон. Ему 10 тысяч лет.

747.JPG
Иерихон с горы Искушения поздним вечером. На вершине этой горы стоял Спаситель, когда Его искушал сатана: «...Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня,сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 8-10).

1093.JPG
Масличная, или Елеонская, гора. Это, пожалуй, любимая гора Спасителя. С нее открывается замечательный вид на Иерусалим. Здесь любил молиться Христос, отсюда он шел в Вербное воскресенье, отсюда Он вознесся на Небеса.

1230.JPG
Я стою в самом Иерусалиме и гляжу вниз, на подножие горы Сион. Здесь, на склонах горы, начинался Иерусалим во времена царя Давида, за тысячу лет до Рождества Христова. Там, где мы видим сегодня дома, – возник великий город.

1372.JPG
В русском Горненском монастыре. Внизу – поселок, в котором жили Захария и Елисавета и в котором родился Иоанн Креститель. Сюда поспешила Богоматерь после Благовещения: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошлав дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лк. 1. 39-40)

1553.JPG
Еще одна, не менее прославленная, гора – Синай. На этой горе Моисей получил от Господа скрижали с десятью заповедями.

Мы с группой паломников спускаемся с Синая после тяжелого ночного восхождения.
1564.JPG
Рассвет в районе горы Синай.

1607.JPG
Внизу – маленький монастырь. Это прославленный монастырь Святой Екатерины, что близ Синая.Хотя кажется, что до монастыря подать рукой, идти до него, спускаясь
по головокружительно крутой тропинке, – около часа. Всего спуск с горы Синай к монастырю занимает от 4 до 5 часов.

А теперь проведем с вами, читателями блога, маленький урок, поговорим о нашем Господе.

Нагорная проповедь: 1

В тридцать лет Христос вышел на проповедь.

Начинается новый, примерно трехлетний, этап Его служения – проповедь, поучение народа, чудеса… Христос знает, что впереди Его ждут предательство и смерть. Как Человек Он хотел бы избежать мучений, смерти; Он любит этот мир, людей, этот воздух, горы, любит саму жизнь. Однако Иисус доверяет Отцу. Мы помним эту страшную тоску, мучение Спасителя, когда Он молился и пот Его сделался, словно капли крови… «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», – говорит Христос и тут же прибавляет: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Меня всегда поражало вот это осознание Христом неотвратимости Своей мучительной смерти. Что бы Он ни делал – ел, пил, засыпал, общался с людьми… – Он знал, что приближается конец.

Иногда, теплым вечером, после длинного и трудного дня, Спаситель с учениками оставался ночевать где-нибудь в поле, в роще. Ученики разжигали костер, из ближайшего селения приносили сыр, хлеб, вино. В такие минуты между возлежащими за ужином Иисусом и учениками устанавливались особенно теплые, можно даже сказать, нежные отношения. Над головой – бездонное черное небо, усыпанное звездами, пряный запах трав и цветов.
Однажды Он сказал ученикам Своим, что они стали Ему матерью и братьями... Ученики то же самое могли сказать и о Нем Самом. И Христос, и Двенадцать оставили дома, в которых выросли, свои семьи и пошли в мир, начав совершенно новую жизнь. Христос любил Своих учеников, однако Он всегда знал, что среди них есть и предатель. Тот, кто, в конце концов, продаст Учителя, за цену здорового раба.

Однако осознание неотвратимости смерти не лежало темным фоном на проповеди Христовой. Спаситель, несомненно спешил, чтобы успеть сделать то, что нужно сделать, сказать все то, что нужно сказать… Но в Его проповеди нет грусти, трагичности, нет тоски. Если можно так выразиться, проповедь Христа светлая и радостная.

Иисус говорил лаконично и ярко. Когда современные специалисты перевели дошедшие до нас на греческом языке Его речения, фразы на Его родной, арамейский язык, они были поражены: оказалось, что Иисус говорил почти стихами:

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить,
ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных:
они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их.
Вы не гораздо ли лучше их?

…И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут:
ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей
не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 25-29).

Русский перевод не может показать нам всей красоты того, как это прозвучало тогда, на горячем склоне галилейской горы, две тысячи лет назад. Меткие сравнения, богатый образами язык.
Иисус – внимательный Человек. Он размышляет о тайнах природы, о скрытых процессах которые происходят, например, с зерном, брошенным в землю, с ветром, приходящим с края земли. Он обращает внимание на то, мимо чего проходят другие. В каждом Его слове, каждом жесте – большая любовь к миру, в котором живет Иисус, к людям, которые Его окружают: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26-28). И сразу перед мысленным взором встает образ труженика, иудейского крестьянина, доверяющего Богу, установившему незыблемые законы природы. Эти законы действуют вне зависимости от нас. Спим мы или бодрствуем, Божий мир живет своею жизнью.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 8). Здесь Дух можно перевести как ветер. Вероятно, Спаситель беседовал с гостем на плоской крыше глинобитного домика. Иудеи того времени любили спасаться на крышах своих домов от духоты и жары нагретого за день жилища. И вот Господь сравнивает действие Святого Духа с неуловимым веянием прохладного вечернего ветра. Он внезапно появляется и так же внезапно исчезает, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.

«О чем бы Иисус ни говорил, Он предпочитает язык конкретных представлений и образов общим или отвлеченным суждениям. Так, вместо того чтобы сказать: “Милостыню не подают напоказ”, Он говорит: “когда творишь милостыню, не труби перед собою” (Мф. 6, 2). Желая сказать, что человеческие отношения гораздо важнее религиозных обрядов, Он прибегает к образу: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5, 23-24) (Ч. Додд).

Речь Христа полна мягкого юмора, гипербол, сравнений. Он говорит так, что от Него невозможно отвести глаз. Его хочется слушать и слушать. «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13, 20-21). Слушатели улыбаются: зачем женщина замесила сразу пятьдесят килограммов теста?
Или это: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3)
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Соль в жарком восточном климате – это консервант. Ее вкладывали в продукты, чтобы они не прокисали и не протухали. Спаситель говорит, что ученики – это соль всего мира (так следует понять слово земли), христиане показывают этому миру пример чистой и праведной жизни, предохраняют мир от нравственной порчи и гибели. Все это – образы, совершенно понятные для слушателей Христовых. Однако весьма интересны слова: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» В оригинале: «если соль станет глупой, чем ее осолить?» Такую соль нужно выбросить вон, на улицу, под ноги прохожим…

Множество метких зарисовок, подмеченных жестов, таких привычных… «Вы – свет мира», – говорит Христос ученикам. И дальше совершенно очевидная мысль: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». В то время дом состоял из одной комнаты, и с наступлением сумерек зажигали светильник и помещали его в подсвечник, подвешенный к потолку. Когда хотели погасить лампаду или свечу, просто накрывали светильник горшком. Это так понятно и так привычно слушателям. Вот и вы, говорит Христос, Богом зажжены. Не гасите свет, который Бог в вас зажег, не накрывайте его горшком. Светите перед людьми, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14сл.).

Рисуя отношения человека с Богом, Спаситель говорит о том, что мы дети Божии и Господь относится к нам с той же ласкою и заботой, как отец к любимому чаду
«Есть ли между вами такой человек, – говорит Спаситель, – который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7, 9-10).
Возникает образ: отец, который обманывает ребенка. Малыш просит хлеба, а отец протягивает ему каменную лепешку, которых немало в Палестине и которую можно легко принять за хлеб. Или совсем уж страшное: отец протягивает ребенку ядовитую рыбу-змею…
Лука добавляет: «или, если попросит (сын) яйца, подаст ему скорпиона?» И снова возникает яркий образ: разве обманет отец ребенка, протянув малышу вместо яйца – свернувшегося и похожего на яйцо скорпиона?..
Это невозможно? Страшно даже подумать о таком отце. И в гораздо большей степени этого невозможно помыслить о Небесном Отце. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11).

...Чтобы представить себе типичный образец проповеди Христовой, откроем пятую главу Евангелия от Матфея.
С пятой по седьмую главы мы видим Иисуса, взошедшего на некую гору и учащего народ. Три главы лаконичных советов, вернее даже, заветов. Нетрудно представить себе знойный палестинский день, утопающий в зелени холм, ряды людей, лежащих на траве. И посреди них – Учитель.

Спаситель часто поднимался на горы. С древнейших времен гора была местом общения с Богом (вспомним Моисея), поэтому иудеи предпочитали молиться, размышлять о судьбах мира и своего народа именно на горах. На гору, за собой звали людей и проповедники.

Здесь, на горах и холмах, Спаситель научил народ молитве Отче наш, произнес знаменитое Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды…

Можно представить Спасителя, который поднимается на какую-нибудь из иудейских гор и, опершись на посох, смотрит на городки, поселки, огороды, раскинувшиеся в долине внизу. Душистый ветер, напоенный ароматом трав, освежает лицо, стрекочут кузнечики. Лишь изредка порыв теплого ветра доносит из города какой-то звук – плач младенца, звуки пастушеского рожка, крик петуха.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…».
Христос садится, как подобало учителю того времени, и звучат слова, которые стали бессмертными:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Блаженны (то есть счастливы) нищие духом!
В этой фразе мы встречаемся с глубоким библейским понятием – нищета. Сразу отметим, что здесь речь идет не о финансовой бедности, и Ветхий Завет никогда не поощряет бедность как таковую, нищету кармана. Если ты работаешь, ты не умрешь с голоду. Если ты богобоязнен и трудолюбив, Бог будет с тобой, экономически ты не будешь испытывать нужды.
Вспомним слова 111-го псалма: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек”.
Для Библии твое безденежье часто – знак твоей лени и безнравственности. Все встают до зари. Все работают, не покладая рук. Все сеют, жнут, пасут скот, стригут овец, продают товар на рынках... Все работают, и никто не голодает.
Откроем книгу Притч Соломоновых: «Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство" (11.16); «душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (13.4); или более конкретное: «кто любит веселье, обеднеет; ...кто любит вино и тук, не разбогатеет». Но: «Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их (21. 17,20)».
Ветхий Завет знает и бедняков, ставших таковыми из-за неправедного притеснения богатыми, но об этом речь ниже.

Нищие духом – нищие иного рода. Это бедняки духа, бедняки благодати. Люди, которые просят Бога сойти к ним, спасти их. Для таковых бедняков выход из их бедственного положения – не несколько запотевших в руке серебряных монет, не кусок лепешки или кувшин вина... Бог – их надежда и их радость. Бог, который изменит мир, Который придет в мир и уничтожит нечестивцев и злодеев. Бог слушает не материально бедных, но бедных духовно, чающих Божией милости и помощи. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ, – восклицает псалмопевец. – Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс. 85. 1-4)». Нам важно, что здесь как раз нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека.

Итак, понятие нищета в Библии – достаточно специфический термин, который означает род людей, ждущих Спасителя. Бедность, прекрасно известная древнему миру, в ветхозаветном богословии переосмысляется как категория нравственная, душевная.

В третьем столетии до Рождества Христова, когда делается перевод Библии на греческий язык, древнееврейское «анавим» переводится и как бедняки, и как неимущие, нуждающиеся, и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения.
Пророк Исаия вослицает: «Радуйтеся, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. (Ис. 49. 13)». Здесь страдальцев (анавим) правильно перевести как нищих.

И как раз об этих нищих и говорит Христос в Нагорной проповеди. Они ждали Мессию Спасителя – и дождались. И могут приобщиться к новой жизни, которую сообщает Своим последователям Христос. Их есть Царствие Небесное!
Практически вся Нагорная Проповедь продолжает мысль, что чаяния этих нищих, кротких, смиренных наконец вознаграждены. Пришел Мессия, и они должны утешиться и не плакать о Нем. Они должны быть кроткими и милостивыми, потому что будущее принадлежит им, они «наследуют землю». И, несомненно, эти алчущие и жаждущие правды насытятся.

С темой возвещения нищим (анавим) мы встречаемся и в других местах Нового Завета. Вспомним тот драматичный момент, когда посаженный в тюрьму и ожидающий смерти Иоанн Креститель, надеющийся, что Мессия освободит его, расплавит одним взглядом решетки темницы, и недоумевающий, почему Мессия медлит, посылает своих учеников к Иисусу. Ученики Иоанна спрашивают Христа: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?» Спаситель прямо не отвечает: «Я Мессия», он говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!».
(Здесь правильнее было бы перевести не «нищие благовествуют», а «нищим благовествуется».)

Какие они, эти «анавим», «бедняки Господни» или, как перевели на русский: «нищие духом»?.. Они как дети. Это люди, которые всю свою жизнь ставят в тесную зависимость от Бога. Это те, кто без Бога не может жить и дышать. Согласно Нагорной проповеди (5-я глава Евангелия от Матфея), нищие духом – это люди:
– открывающие Богу свою израненную душу (4 стих);
– алчущие и жаждующие добра и справедливости (алчущие и жаждущие правды) (6-й стих);
– доверяющие Богу в испытаниях и преследованиях (10-й стих);
– кроткие (5-й стих);
– милосердные (7-й стих);
– простые и искренние (8-й стих);
– приносящие мир, или миротворцы (9-й стих).

Таким образом, «нищие духом» – это те, кто старается походить на Христа. Им, этим искренним людям, принадлежит «Царство Небесное», с ними Бог.

И как это резко контрастирует с элитой иудаизма того времени… с самодовольными фарисеями. Фарисеи не чувствовали себя «нищими духом», они не плакали в сознании своих нужд; они не были кротки и смиренны, но горды и грубы; они считали себя уже достигшими, то есть достаточно праведными, и не имели желания стать еще праведнее. Их больше заботило соблюдение буквы как в Божием, так и в собственных законах, нежели проявление милости и любви; чистота их была только внешней и проявлялась лишь в строгом исполнении обрядов.
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», – говорит Христос Своим ученикам, больше того, всем нам. В параллельном рассказе Евангелиста Луки, в греческом оригинале, слова Христа переданы еще ярче – «обрадуйтесь, запрыгайте (затанцуйте), ибо велика ваша награда»…
Перейти к следующей записи Нагорная проповедь: 3
Перейти к предыдущей записи Храм Преображения Господня

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
6.801
Последнее обновление
Сверху