Священномученик Матфи́й Вознесенский, пресвитер
Житие
Краткое житие священномученика Матфия Вознесенского
Священник Матфий[1] Вознесенский, отец мученика Михаила Вознесенского, был убит безбожниками в 1919 году.
Полное житие священномученика Матфия Вознесенского
Матфий Михайлович Вознесенский родился 9 августа 1860 года, в день памяти апостола Матфия, в семье дьячка Николаевской церкви села Речицы Льговского уезда Курской губернии Михаила Тимофеевича Вознесенского и его жены Евдокии Павловны и крещён 12 августа.
Восприемниками будущего мученика за веру стали того же села отставной солдат Леонтий Лукианович Скрыпкин и умершего священника Владимира Тугаринова дочь девица Мария. Таинство Крещения совершал священник Пётр Троицкий с дьячком Михаилом Вознесенским, отцом новорождённого.
Сохранившиеся с 1855 года метрические книги Николаевской церкви Речицы свидетельствуют о многосемейности Вознесенских. В семье Вознесенских было 11 детей: Пётр, Мария, Матфий, Наталья, Михаил, Стефан, Семён, Владимир, двойняшки Анна и Ксения и Елена.
Старший брат Матфия, Пётр Вознесенский — воспитанник Духовной семинарии, в 1882 году рукоположен во священника и в 1908 году служил в Николаевской церкви села Грузского Путивльского уезда.
В документах Духовной семинарии в Белгороде, где Матвей Вознесенский обучался в 1877—1883 гг., он по вполне понятным причинам значится в числе «детей бедных дьячков» — семинаристов, «хотя имеющих родителей, но по крайней бедности их особенно нуждающихся в казённом содержании».
По окончании семинарии по первому разряду со званием студента Матвей Михайлович был определён псаломщиком к соборной Успенской церкви города Нового Оскола. Согласно метрической записи, 7 апреля 1885 года в Богоявленской церкви Нового Оскола состоялось венчание псаломщика соборной Успенской церкви, студента семинарии Матвея Михайлова Вознесенского и дочери псаломщика Богоявленской церкви, учительницы женской прогимназии Анны Яковлевой Богоявленской, 23 лет. Её братья Димитрий и Иоанн, впоследствии архиереи — митрополит Литовский и Виленский Елевферий и епископ Таллинский и Эстонский Исидор (Богоявленские). Добавим только, что в 1911 году братья Богоявленские, в то время епископ и иерей, служившие вдали от родной епархии, участвовали в белгородских торжествах канонизации святителя Иоасафа. Впоследствии родственные связи Вознесенских с митрополитом Елевферием нашли отражение в следственном деле мученика Михаила.
10 июня 1885 года последовала резолюция правящего архиерея о предоставлении Матфию Вознесенскому священнического места при Вознесенской церкви слободы Фощеватой Корочанского уезда. Рукоположение во иерея состоялось 6 августа того же года. Отец Матфий принял приход после умершего 1 апреля 1885 года отца Василия Благовещенского. Подписи его руки, удостоверяющие совершение крещения, венчания и погребения в Фощеватом, появляются с сентября 1885 года. Одновременно отец Матфий совершал таинства и требы в соседнем Клиновце (Димитриевская церковь в Клиновце была в то время приписной к Вознесенской в Фощеватом), до того как там приступил к своим обязанностям новый священник Авенир Нестеров, назначенный в марте 1886 года.
Иерейское служение отца Матфия, длившееся почти 35 лет на одном приходе, было весьма плодотворным. С ноября 1886 года он состоял заведующим и законоучителем в Фощеватовской церковной школе грамоты. В 1896 году «тщанием прихожан и на доброхотные пожертвования» в Фощеватом возведена новая однопрестольная Вознесенская церковь, «зданием деревянная на каменном фундаменте без колокольни прочная». С 1908 года там же велось строительство громадного каменного храма и к началу Первой мировой войны выросли кирпичные стены… По воспоминаниям А.Д. Четвериковой, сделали и «огромный крест из цемента на полу».
В 1911 году жители Фощеватого внесли свою лепту во всенародное Божие дело. В опубликованных списках доброхотных пожертвований на сооружение раки для мощей святителя Иоасафа Белгородского они упоминаются дважды: в январе вознесенские прихожане во главе со своим настоятелем отдали в Свято-Троицкий монастырь 3 рубля, в июле — 25 рублей.
В 1891 году иерей Матфий Вознесенский был награждён набедренником, в 1903-м — скуфей, в 1912-м — камилавкой. 20 сентября 1911 года он назначен благочинным 5-го округа Корочанского уезда — руководителем местного духовенства четырнадцати приходов. В «Курских епархиальных ведомостях» отражена прежде всего его деятельность по сбору взносов и пожертвований в пользу Курского комитета Православного миссионерского общества (с 1912 года), на ремонт Знаменского собора Курского Знаменского монастыря (1913), на оборудование и содержание Курского Знаменского госпиталя-санатория в Знаменской Архиерейской роще (1914).
В 1915 году Корочу посетил епископ Белгородский Никодим (Кононов). 11−18 июня он обозрел 30 церквей, в Фощеватом не был, но в 5-м округе посетил 9 храмов и служил в шести из них. 14 июня провёл пастырское собрание, где присутствовало всё духовенство 1-го округа и два благочинных с некоторыми священниками 2-го и 5-го округов. В те дни многократно происходили земные встречи священномучеников Никодима и Матфия, злодейски убитых в один год и канонизированных в один день.
«Благочинные исполняют свои обязанности примерно — рачительно», — говорится в архиерейском отчёте о той поездке.
Подробности трагедии 1919 года в Фощеватом стали известны нам из писем-воспоминаний младшей современницы отца Матфия — Антонины Дмитриевны Четвериковой (1910−2006), дочери священника слободы Клиновец: «…Убили ночью, вызвав из дома, о. Матвея в его саду и зарыли неглубоко, согнув в коленях. Семья слышала выстрелы и дрожала от страха, а утром нашли его… <…> А сколько их было убито…»; «Яма была неглубокой, он в ней был на коленях, согнут и слегка присыпан землёй. Какое страшное воспоминание! Когда наша семья узнала, пришла в ужас. А каково было детям? (Матери уже давно не было.) Дрожали до утра и ночью слыхали выстрел, но выйти боялись. Страшно… „Мороз по коже“. Мы, дети, потом нашли яму. Она была мала и не глубока».
По воспоминаниям односельчан, отец Матфий Вознесенский был убит будённовцами. Похоронили его на кладбище за селом, причём местные власти долго не разрешали предать тело земле.
В памяти тех, кто когда-то мог свидетельствовать об этом злодеянии и кто поведал о нём миру, осталось разговорное именование батюшки — отец Матвей, и только специальное изучение документов, собственноручные подписи убиенного пастыря позволили уже после канонизации установить его правильное святое имя — Матфий. Ошибочное Матфей ныне исправлено и в официальном настольном «Православном церковном календаре на 2010 год» Издательства Московской Патриархии.
Из «Справочного листка священнослужителя» Вознесенского Матфия Михайлова (1902) известно, что у него было (на то время) 8 детей: Ольга (1888), Александр (1889), Василий (1890), Николай (1893), Нина (1896), Иоанн (1897), Михаил (1900) и Мария (1902). Ниже приводим немногие биографические детали, которые удалось установить.
А.Д. Четверикова упоминает трёх сыновей и двух дочерей отца Матфия, поимённо — Иоанна, Михаила, Нину, Марию. Старшие дети ко времени, которое она помнит, очевидно, уже покинули Фощеватое. Василий и Николай Вознесенские окончили Курскую духовную семинарию соответственно в 1911 и 1914 году, оба со званием студента. В числе лучших учеников неизменно был также Иван Вознесенский, поступивший после 4-го класса Духовной семинарии в Белгороде в 1916 году в Харьковский университет. Весьма успешно учился и их младший брат Михаил. В 1915 году он окончил Белгородское духовное училище, в 1917-м — 2-й класс Духовной семинарии в Белгороде и до её закрытия числился в 3-м.
Репрессии новой власти коснулись Вознесенских уже в 1918 году. В «Списках жертв», по данным Книги памяти Белгородской области (электронный ресурс), значится: «Вознесенский Иван Матвеевич. <…> Студент-медик Харьковского университета. Проживал: с. Фощеватое Корочанского р-на Белгородской обл. Арестован 12 ноября 1918 г. Корочанской уездной ЧК. Приговорён: 18 ноября 1918 г., обв.: по обвинению в сношениях с украинскими белогвардейцами. Приговор: освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Реабилитирован 29 января 2003 г. прокуратурой Белгородской обл.» Тот же источник свидетельствует: «Вознесенский Михаил Матвеевич. Родился в 1900 г., с. Фощеватое Корочанского р-на Курской обл.; псаломщик. Проживал: г. Короча. Арестован 14 февраля 1935 г. Приговорён: Курский облсуд 11 сентября 1935 г., обв: по ст.ст. 58−10, 58−11 УК. Приговор: к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован 7 декабря 1996 г.».
Михаил Вознесенский служил псаломщиком, как оба его деда, и окончил земную жизнь мучеником за веру, как отец. Крестный путь его и других исповедников Православия, пострадавших вместе с архиепископом Онуфрием (Гагалюком) и епископом Антонием (Панкеевым), описан в трудах игумена Дамаскина (Орловского).
В заключение отметим ряд важных фактов из истории села после гибели отца Матфия. «Дом для священника, построенный на церковной усадьбе тщанием прихожан», на некоторое время принял нового священника; дети убиенного пастыря остались в половине дома окнами в тот самый сад… В 1919 году в Фощеватовский приход был назначен студент семинарии (1912), иерей Пётр Вячеславович Васильчиков, вскоре перешедший в Новооскольский уезд.
С 20 июля 1920 года до середины 1920-х в селе Фощеватом служил отец Николай Дмитриевич Четвериков, студент семинарии выпуска 1917 года.
В 1928 году группа членов Вознесеновского религиозного общества в ответ на незаконное постановление Губфинотдела о зачислении недостроенного каменного фощеватовского храма в Госфонд (1927) ходатайствовала перед местными властями о его достройке. В официальных документах отмечалось, что «попытка Волисполкома заинтересовать и вовлечь местное население с целью использования этого здания путём его разборки и постройки из полученного материала школы и амбулатории последним была отвергнута».
И.М. Колесников помнит службы в деревянной церкви, сгоревшей в 1930-е, и дом для священника, приспособленный под сельсовет, и постепенное разорение с довоенных времён каменных церковных стен руками односельчан. При посещении Фощеватого (2004) старожилы рассказали, что церковь разрушили окончательно в 1957 году.
Примечание
[1] Необходимо исправить допущенную по неведению фактическую ошибку, уточнив имя одного из новопрославленных святых – священномученика Белгородского Матфи́я Вознесенского († 1919). Как свидетельствуют печатные источники, ошибочное Матфей сопутствовало священномученику Матфию Вознесенскому и при жизни.
Метрическое свидетельство о рождении и Крещении батюшки, к сожалению, нам недоступно, но сохранились его собственноручные подписи периода после принятия священного сана. В Государственном архиве Белгородской области нами были обнаружены многочисленные автографы священника Вознесенской церкви слободы Фощеватой в метрических книгах соседней слободы Клиновец, где он тоже совершал Таинства и требы. Аккуратный, четкий почерк пастыря не оставляет никаких сомнений – Матѳiй Вознесенскiй. Записи его руки по-старинному обстоятельны: «Молитвовалъ, имя нарекъ и крещенiе совершалъ священникъ Матѳiй Вознесенскiй» (Метрическая книга 1885 года о родившихся Димитриевской церкви слободы Клиновец, л. 239 об. и след.). - Из статьи "Об одном святом имени". Корнилаева И.А., канд. филол. наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?