Скрыть
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И рече Ангел Господень к диаволу: да запретит тебе Господь избравый Иерусалима. Поелику ты пришел искушать священника иерусалимского и погубить Иерусалим в то самое время, когда Господь избрал их, и обетовал сохранить невредимыми, то за сие да запретит тебе Господь, Которого верность хотел ты уничижить, думая, что можешь расстроить советы Его. Сие главня исторжена из огня; то есть народ сей есть головня, после семидесяти лет исторженная из огня вавилонского. Обожженною же головнею называет Пророк народ израильский и священника; потому что они как из огня исторгнуты из плена. А ты, говорит Пророк диаволу, пришел снова вовлечь их в грехи, чтобы, избавившись от огня халдейского, попалены они были огнем племени Гогова.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–5 И показал мне Иисуса, священника великого, стоящего пред лицем ангела Господня. И сатана стоял с правой стороны его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: «Да запретит Господь тебе, о сатана, и да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим. Разве не есть он головня, выброшенная из огня?» А Иисус стоял одетым в одежды запятнанные и стоял пред лицем ангела, который отвечал и сказал стоявшим пред лицем его так: «Снимите с него одежды грязные». И сказал к нему: «Вот Я снял с тебя неправду твою и облек тебя в [одежды] переменные (mutatoria)». И сказал: «Возложите на голову его кидар чистый», и возложили на голову его кидар чистый и облекли его в одежды

Прежде чем перейти к духовному пониманию этого места, должно сказать в кратких, но точных словах о том, как иудеи разсуждают о нем. Под Иисусом, священником великим, которого Греки называют ἀρχιερεύς, а Латиняне – pontifex, Евреи хотят разуметь Иисуса, сына Иоседекова, который вместе с Зоровавелем начальствовал над народом. С правой стороны его стоял враг (ибо это и значит слово satan), чтобы противиться ему. И по праву стоял он с правой стороны, а не с левой, так как обвинение против Иисуса было не ложным: он вместе с прочими женился на чужестранке, что весьма подробно описано в книге Эздры и у пророка Малахии, которые следует за пророком Захариею (1Езд. 10:18, Мал. 2:11). И сказал Господь сатане, обвинителю и врагу его, ибо он есть и враг и мститель и обвинитель братьев своих: Да запретит Господь тебе, Сатана и, подобно тому, как сказано: Пролил Господь дождь от Господа (Быт. 19:24), говорит: И да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим. Итак, если из всех городов Иуды ныне избран Иерусалим, и Господь не вменяет ему грехов, которые он совершил, почему ты стараешься выбросить, как головню, или как горящий кусок дерева, Иисуса, который удалился из Вавилонского плена, как бы полусожженным? А слова: Иисус был одет во одежды грязные понимаются трояко: или в значении недозволенного брака, или в смысле грехов народа, или же в отношении к нечистоте от плена. А ангел, перед лицом которого стоял Иисус, повелел другим ангелам от лица Господа снять с него одежды грязные, о чем мы уже сказали выше. Когда они самым делом исполнили повеление, тот же ангел снова говорит Иисусу: Вот я снял с тебя неправду твою – его грязные одежды, и надел на тебя одежды переменные, т. е. дал тебе супругу Израильтянку; Семьдесят вместо этого перевели ποδήρη, что мы можем перевести словом: одежду спускающуюся до пят и ступней. А в следующих затем словах: Возложите на главу его кидар чистый в Еврейском вместо кидар читаем saniph (עניף), что многими называется повязкою (mitra); и в этом хотят видеть достоинство священства, именно: по снятии грязных одежд он будет иметь непорочное священство. Так обясняют это место Иудеи. – А наши рассуждают так, что священник великий есть Тот, Которому говорится: Ты священник во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4). А так как Его невозможно видеть пророку самому собою, то Господь и показывает Его ему стоящим пред лицом ангела Господня, в котором хотят видеть Ангела Великаго Совета, не потому, что Он есть и тот и другой, или что в Сыне мы признаем два лица, но потому что Он один и тот же, в Котором, с одной стороны, показывается как бы человек нечистый, а с другой, как бы Ангел – Ходатай людей, явившийся пред Богом. А что это не Иисус, сын Иоседека, это стараются усмотреть в отсутствии в настоящем месте прибавки: сын Иоседека, в то время, как в других местах, где говорится несомненно об Иисусе, сыне Иоседека, имя его всегда отмечается прибавлением имени отца. Итак, Иисуса созерцает пророк стоящим и стоящим твердо в неизменном положении, и Сатана стоял с правой его стороны, чтобы противодействовать ему. Действительно, Он был искушен всячески кроме греха (Евр. 4:15) и в Евангелии к Нему приступает искуситель, всячески пытаясь идти против праваго пути и добродетелей. Относительно же следующих за тем слов: Да запретит Господь тебе, Сатана, и да запретит тебе Господь, избравший Иерусалима, разсуждают так: Так как и Отец и Сын есть Господь, о чем мы читаем и в сто девятом псалме: Сказал Господь Господу Моему: «седи одесную Мене», то [и здесь] один Господь говорито другом не потому, что Сам Господь, Который говорит, не мог запретить, но потому, что вследствие единства природы пусть последует запрещение и от Того, – Который говорит, когда Другой запретил. Ибо кто видит Сына, видит и Отца (Ин. 14:9); и Он есть Тот, Который избрал Иерусалим [т.е.] Церковь, созерцающую мир Господень. Под головнею же, выброшенною из огня весьма правильно будет понимать Того, Кто хотя и был в Вавилоне, однако не был уничтожен огнем Вавилона и не подвергся действию пламени века сего. Посему и Моисей видит в пустыне великое видение: горел куст и не сгорал (Исх. 3:2). Сей Иисус был одет в запятнанные одежды; Он хотя и не сотворил греха, но ради нас соделался грехом, носит наши немощи, и болезнует за нас, и мы думали, что [это] Он страдает, терпит удары и переносит тяготу. А Он ранен был за наши грехи (Ис. 53:4–5). И у Апостола читаем: Христос искупил нас от проклятия Закона, быв ради нас проклятием (Гал. 3:13). Сей и в двадцать первом Псалме говорит: Далеко от спасения Моего слова грехопадений Моих (Пс. 21:2); и в шестьдесят восьмом Псалме: Боже, Ты знаешь безумие Мое и грехопадения мои не сокрыты от Тебя (Пс. 68:6). Они и называются вообще одеждами запятнанными и будут сняты с Него, когда Он изгладит наши грехи, так что вследствие того, что Он был одет в одежды запятнанные, мы снова возставая в Нем после крещения, услышим слова: Одежды мои да будут всегда чисты (Еккл. 9:8) и вся Церковь верующих слышит сказанное чрез Исаию: Омойтесь, будьте чисты (Ис. 1:16). О ней пророчествуется и в книге Песнь Песней: Кто это та убеленная, которая восходит? (Песн. 3:6). А над подиром (ποδήρην) понимай воплощение Его, которое как земное и обозначено понятием нога (πούς). Кидар чистый на голове Его рассматривай, как сияние Божественнаго величества. Таким образом один и тот же созерцается и как человек, украшенный достигающею до стоп одеждою (ποδήρη), и как Бог – кидаром.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 И показа ми Господь Иисуса иереа великаго, стояща пред лицем Аггела Господня, и диавол стояше одесную его, еже противитися ему. И рече к диаволу: да запретит Господь тебе, диаволе, и да запретит тебе избравый Иерусалима: не се ли сие яко главня исторжена из огня

Хотя этот рассказ есть видение; но он имеет и исторический смысл, вводимый сюда прикровенно и изображаемый как бы под образом Иисуса. Надобно знать, что Пророк произносит свои речи не после того, как пришло в исполнение содержание его видений, отнюдь не пустословит он, не уклоняется от законосообразности и не нагромождает множества не нужных для нас рассказов: но как я сказал, он созерцает эти события еще прежде их совершения и, желая сделать Израиля мудрым и непоколебимым, старается возвестить о них, дабы, впадши в такие же грехи он в другой раз не подвергся плену, зная, что он спасен был с трудом и что освобождение его и благоволение к нему служило как бы предметом заботы и для небесных ангелов. Посему и сказал, что он видел стоящего Ангела и пред лицом его Иисуса, сына Иоседекова, «иереа великаго». Ангел служил образом и типом Христа; а первосвященник служил представителем всего народа; ибо так он понимается в божественном Писании. Посему Бог негде сказал Моисею: и «се аз взял. Левиты вместо всех сынов Израилевых, в дар даны сии мне» (Чис.3:9, 12). Итак, не без основания можем под первосвященником разуметь целый народ. После того как Израиль удалился от лица Божия, служа идолам и пренебрегая самым законом Моисеевым, потом когда совершился над ним праведный гнев Божий, – Бог умилосердился над ним и опять призван был пред лице Его. На это именно, думаю, и указывает прикровенно стояние иерея пред лицом Ангела Господня; ибо во гневе Он отвращает взоры Свои от тех, которые привыкли пренебрегать Его; но по милосердию Своему Он обращается к ним и призирает на них. По сему и божественный Псалмопевец молился, говоря: «не отврати лица твоего от мене, и не уклонися гневом от раба твоего» (Пс.26:9), и опять: «призри на мя и помилуй мя» (Пс.24:16). Но будучи по природе благ и милосерд, Бог простил Израилю грех. А сатана, вовлекший Израиля в грех, снова противился и противоречил Ему и еще обвинял Его и, насколько можно говорить это о его воле, не позволял оказать милость Израилю, как сущему во грехах и пребывающему в пороках нечестия и не имеющему в себе ничего приятного: «стояше, говорит, одесную его», некоторым образом ослабляя приятное; ибо он враждует не против наших неразумных дел, но против правых и похвальных. Нечто подобное испытавшим представляет кого-то из нечествовавших на Христа и блаженный Давид, говоря: «и диавол да станет одесную его» (Пс.108:6). Итак, диавол противился, но был порицаем устами ангела, ибо услышал следующие слова, «да запретит Господь тебе, диаволе, и да запретит Господь тебе избравый Иерусалима». Смотри, как он тотчас показал себя противником Бога и нечестиво противодействующим высшим определениям: между тем как Бог изъявляет милосердие к Израилю и уже прощает ему грех, приемлет и делает избранным Иерусалим, он не перестает обвинять его и дерзает осуждать помилованных. Посему обличает его за ненасытность гнева, говоря: «не се ли сие яко главня исторжена из огня?» Как бы так говорит: несомненно, Израиль согрешил и оказывается подлежащим твоим порицаниям; но он немало был наказан и подвергся бедствиям и едва исторгнут был, как из огня наполовину обожженная головня; (так он изобразил страдания плена); только теперь и с трудом избавился он от нестерпимого пламени бедствия: перестань же обвинять помилованных; ибо «Бог оправдаяй, кто осуждаяй?» (Рим.8:33)

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1-2. И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня?

      И сие служит образом того, что у нас. Как тому, Иисусу, когда он стал архиереем и ходатайствовал пред Богом за народ, крайне противился губительный и лукавый диавол, так сей же самый враг противоборствовал опять Иисусу, Архиерею великому, по чину Мельхиседекову, вземлющему грех мира, намереваясь запнуть Его. Но тогда запретил ему не Иисус, сын Иоседеков, а Владыка Иисусов. Когда же приступил он к Иисусу Спасителю вселенной; от Него Самого, как от Бога и Владыки, приемлет запрещение и слышит: "отойди от Меня, сатана" (Мф.4:10).
      Поэтому, избавив от диавола Иисуса, сына Иоседекова, Владыка, как Бог, присовокупил: "не головня ли он, исторгнутая из огня?" Поскольку Иудеи, недавно возвратившись из плена, имели еще на себе знаки плена, нищету, скудость; то справедливо именует их «головнею», головня же есть полуобожженное, изъятое из огня дерево.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня

Грехи израильского народа, правда, были велики, но он и потерпел за них достаточное возмездие в бедствиях плена; бедствия эти были так велики, что среди них Израиль едва не погиб; теперь он - как бы головня, исторгнутая из огня: дальнейшее наказание было бы бесцельною жестокостью.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. 

В Ветхом Завете в первосвященнике сосредоточивался, в его лице, как центре, отображался характер всего священного сословия Израилева народа, а в этом сословии в свою очередь, тоже как в центре, сосредоточивался, концентрировался характер целого народа, как народа святого (Исх.19:6), по его идее, как царства священников. Поэтому первосвященник, и как именно первосвященник, и как левит и потомок Аарона, и вместе с тем, как в свое время верховный представитель, глава дома Ааронова, один мог представлять и действительно представлял в своем лице усвоенный всему народу по благодатной милости Божией характер святости и священства. Но народ своим грехами и своим противлением велениям Божиим, – отчего и попал в плен, – совершенно освернил этот характер святости. Для того чтобы восстановить Израиль в его прежнем достоинстве и через то самое сделать его способным к усвоению тех Божественных обетований и милостей, которые открыты были пророку в первых трех видениях, для этого требовалось очистить народ от тех скверн, которые лишили его данного ему Богом характера святости и священства и которые навлекли на него плен. Правда, Господь очистил в плену народ, по Своей милости сохранил его от окончательной его гибели, освободил его из плена и ввел в отечественную землю, но при всем том грехи народа не были совсем искоренены. У народа, возвратившегося из плена, на месте грубого идолопоклонства явилось идолопоклонство более утонченное, духовное, на месте грубых идолов народ поставил себе идолов духовных, – ввел боготворение своего самооправдания, самолюбия и хождения по путям мира сего. Грязью этих грехов был замаран, как представитель народа перед Господом, и первосвященник. И вот пророк видит такого рода картину: Иисус как первосвященник, как лицо, представляющее собою в то время весь народ Израилев, стоит, одетый «в запятнанные одежды»  (образ нечистоты и вины греховной ср. Ис.64:6; Апок.3:4-5) пред Ангелом Иеговы, по правую руку его стоит сатана, «чтобы противодействовать ему», чтобы обвинить Иисуса, как лицо, обремененное и своими грехами (потому что нет ни одного человека без греха) и главным образом грехами народа. Но Иегова, или, точнее, Ангел Иеговы не принимает обвинения сатаны. «И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он  (первосвященник, а в лице его и весь народ), исторгнутая из огня?» Иегова отвергает как самого сатану, так и его обвинение, потому что Иегова избрал Иерусалим и твердо держится Своего избрания, – сатана же,  обвиняя в лице первосвященника весь богоизбранный народ, хочет в ничто поставить это избрание. Иегова и потому еще отвергает сатану с его обвинением, что первосвященник, или собственно народ, в лице первосвященника представляемый, есть «головня, исторгнутая из огня», есть только небольшой остаток от многочисленного народа, много вытерпевший в тяжком плену и чудесно спасенный уже в то время, когда находился он на краю погибели. По отвержении обвинителя первосвященник Иисус очищается от грязнившей его вины. Ангел Иеговы приказывает присутствующим тут ангелам снять с первосвященника «запятнанные одежды» и тут же объясняет первосвященнику, что, снимая с него одежды, он с тем вместе снимает с него «вину» его, а снимая с него вину, снимает с тем вместе вину и со всего народа.Но Ангел Иеговы не только очищает и оправдывает первосвященника, но еще и освящает и прославляет его. Он приказывает облечь его вместо измаранных одежд, «в одежды торжественные», в одежды славы прославления: «смотри, – говорит он ему, – Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные»

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible