Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом;
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Исидор Севильский, свт. (†636)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом
Руфь вошла в Церковь и стала израильтянкой - заслужила, чтобы считаться одной из самых великих служительниц Господа. Она избрана по родству души, а не плоти. И нам надлежит восхвалять её, ибо, как она заслужила избранности своими делами, и нам нужно [заслужить] считаться возлюбленными избранниками Церкви Господней, чтобы мы, подражая её примеру, смогли сказать тому, кто, подобно Павлу или иному епископу, призывает нас чтить Бога: народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом.
Изъяснение Евангелия от Луки
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом
Руфь, чужестранка, не оставляла Ноеминь. Смотри, как велика заслуга в том, чтобы не оставлять в одиночестве. От её семени родился Христос.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом
[И посмотри на] горячую привязанность Руфи к свекрови, которая по мысленному благочестию и памяти о супруге предпочла своим родственникам старую и больную женщину.
Исидор Севильский, свт. (†636)
Ст. 16-17 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою
Теперь давайте взглянем на Руфь, ибо она - образ Церкви. Во-первых, потому что она чужестранка из язычников, оставившая родную землю и всё, что к ней относилось. Она ушла в землю израильтян. Когда её свекровь отговаривала идти с ней, она настаивала, говоря: но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду (Руф 1:16-17).
Эта речь не оставляет сомнения в том, что она есть образ Церкви. Ведь Церковь призвана к Богу из язычников таким же образом: через оставление своей земли (то есть идолослужения) и отказ от всего земного Она исповедовала веру в то, что Тот, в Кого верят святые, есть Господь Бог. И она пойдёт туда, куда тело Христово вознеслось после страдания; и она ради имени Его будет страдать в этом мире до самой смерти; и она соединит себя с сообществом святых - патриархов и пророков. Об этом сообществе, к которому Руфь может быть причислена по линии Авраама, свидетельствовал Моисей, говоря: Возвеселитесь, язычники, с народом Его (Рим 15:10).
Комментарии на Книгу Руфь
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом
История Руфи составляет предмет особенной книги Священного Писания, которая имеет целью не только объяснить нам родословие Давида (Руф. 4:17) , и следовательно, и Самого Иисуса Христа, но также показать нам удивительное попечение Божие о добродетельных. В ней видны благие последствия твердой привязанности к истинной религии, утешение, которое благочестие приносит в скорбях, благотворные последствия скромности и доброй славы. Благоразумие Ноэммини, приверженность к ней, покорность и кротость Руфи, великодушие Вооза прекрасны, трогательны и поучительны.
Избранные места из Священного Писания
Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: «идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой»: при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.
Беседа в день совершившегося пятидесятилетия от учреждения Екатерининского Училища благородных девиц
Разсматривание отношения между верою и чeлoвекoлюбиeм, как между началом и последствием, откроет нам путь к разрешению и того вопроса: может ли быть чистое человеколюбие без чистой веры? Если спросят о человеке верующем: откуда в нем чистое человеколюбие? ответ, по учению Апостольскому, прост: от чистой веры. Ища истины непреложной, выдерживающей всякое испытание, обратим внимание на особенные случаи, в которых является чистое человеколюбие, по видимому, вне пределов чистой веры.
Руфь Моавитянка, следственно, природная язычница, из сострадательной любви к бездетной и безпомощной Ноеммини, оставляет и свой род и отечество, и решается следовать за нею в землю Израилеву, без всякой надежды для себя, а только для того, чтобы утешать и упокоивать возлюбленную свекровь. Не есть ли это чистое человеколюбие вне пределов чистой веры? – Нет. Любовь к благочестивой Ноеммини привила ея веру душе Руфи, и вера сделала ее способною к человеколюбию, чистому до самозабвения и самопожертвования. «Бог твой, Бог мой», – говорила Руфь Ноеммини, совершая прекрасный подвиг человеколюбия.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-18 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою. Ноеминь, видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее. Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею. Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею
Но совершенно обратное действие слова Ноемини произвели на Руфь. В ней заговорила теперь «крепкая, как смерть, любовь» (Песн VIII:6): из любви к Ноемини она не только обещает неотлучно сопутствовать ей во всяком месте и при всяких обстоятельствах, но и со всей силой убеждения признает народ ее - Израиля - своим народом. Бога ее (Иегову) - своим Богом, т. е., по толкованию Мидраша (s. 24), объявляет себя прозелиткой, присоединяясь и к вере, и к народности Израиля (ср. Bertholet, Stellung der Isr. u Iuden zu den Fremden, s. 28). Только смерть может разлучить ее с Ноеминью, но все же прах обеих должен лежать в одной гробнице. Все это Руфь утвердила клятвенным выражением (обычным в книгах Царств, напр., 1Цар III:17; XIV:44; XX:13; 2Цар III:35), по славянскому тексту (более точно, чем русский перевод, передающему подлинный текст): «тако да сотворит мне Господь, и сия да приложит…» Тогда Ноеминь оставила свои увещания, молчаливо согласившись с нею.