Скрыть
Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 12-13 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его: укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи. Жалки, говорить Псалмопевец, и низки те, которые не приемлют Твоего вразумления; блаженны же вразумленные Тобою и наученные от Закона Твоего. Ибо они, смиренные скорбями, облегчены будут в печали, когда узнают, что скорби послужат наконец во благо. Днями же лютыми называет дни суда.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его

Поелику Пророк, взывая к ним, не был услышан; то обращает он слово к Господу, и говорит: «блажен человек; его же аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его»; как будто закон сам по себе не приносит никакой пользы, если заключающегося в нем таинства не уяснить какое Божественное наставление, как сказал это сей самый Пророк: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118:18). Или, может быть, он ублажает уверовавшего в закон духовный язычника, который, будучи до того времени человеком плотским и уподобляясь скотам, по обучении закону Божию, когда клятва пременилась на благословение, делается блаженным, потому что для него «укрощается» гнев от «дней лютых», а для неуверовавшего «изрыется яма» (Пс. 93:12).

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его

Во многих отношениях блажен тот, кто наказывается Бо­гом. Прежде всего, он становится лучше и благоразумнее, перестает жить скотоподобною жизнью и, будучи разумным, не становится в ряду бессловесных. Затем, наказываемый Богом наказывается как бы Отцом, почему и говорится, что он подвергается не казни, а нака­занию (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать учителям. Поэтому пророк и сказал: «от закона Твоего научишь», желая показать, что Бог наказывает не по гневу, но чтобы научить наказываемого закону.

Беседы на псалмы. На псалом 93

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Блажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его

Ибо многие обыкли называть несчастными возлюбивших благочестие и приобретающих пользу от закона Божия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его

Блажен, говорит, или счастлив тот, которого Ты, Господи, вразумишь своим учением и научишь своим законом естественным, или писанным, или и тем и другим , по Феодориту, так как естественный и писанный закон суть источники разумея и мудрости.

Блажен, по словам божественного Кирилла, тот, которого Ты, Господи, научишь законам Твоим, так как закон нисколько не полезен, если Божественное учение не изъяснит скрывающегося в нем таинства, как сказал тот же пророк: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Ибо хотя и вразумлял Моисей древнейших, преподал им уроки законного служения, но они не были блаженны; ибо не имели оправдания верою. А истинно те блаженны, которые совершаются во Христе. Слова Оригена: Или, быть может, ублажает того, который из язычников верует в духовный закон, и который, будучи человеком, притом во все прежнее время плотским и уподоблявшимся скотам, по изменении чрез вразумления от Бога клятвы в благословение, делается блаженным. Мы имеем нужду в наставлении от Бога, чтоб узнать истинное намерение закона, и научаемся из того, когда печальные приключения с праведниками обращаются им на пользу; почему и не должно негодовать на оные, но лучше почитать их счастливыми за то, что они наказываются Богом, как Отцем; почему они и не называются наказываемыми, но вразумляемыми. Ибо наказывание свойственно судьям, а вразумление—учителям.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его: укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет

Вера в то, что Господь все видит и знает, вселяет в писателя уверенность, что преобладание на земле нечестивых - временно, как временно и страдание праведников, что настанут на земле бедствия, как выражение гнева и суда Божия, и тогда нечестивый погибнет, а праведник будет в покое, т. е. награжден Богом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его

Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник должен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам и не доставляла ему утешения. Бог учил, когда давал закон, содержащий такие обетования, и продолжает внутренне учить, способствуя сообщением внутреннего к уразумению его верою. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его: укротити его от дний лютых, Дóндеже изрыется грешному яма

В этих двух стихах, после того, как призвал на суд Бога, судию и отмстителя нечестивых и грешников, после того, как укорил и обличил последних за их неправды и беззакония и показал, что и самые помышления их, клонящиеся к самооправданию и причинению большего вреда праведным, суть тщетные и суетные помышления, пророк обращается с утешением к угнетенному праведнику, говоря ему как бы так: благо тому, кто даже среди страданий, во время торжества над ним нечестивцев, смотрит на свои страдания как на Божественные наказания (блажен человек, егоже аще накажеши, Господи), посылаемые для его блага, и почерпает мужество и надежду в законе Божием (и от закона Твоего научиши его). Закон Божий, смягчая наши скорби и страдания, воспитывает и укрепляет в нас надежду, что Господь Бог печется о нашем спасении, хотя на время и попускает бедствовать; что верные и благочестивые хотя нередко и претерпевают беды и напасти, но только на краткое время и для того, чтобы поскорее, окончив подвиг свой, улучили блаженный и вечный покой; для чего пророк и присовокупляет слова: укротити его от дний лютых, а по переводу с еврейского – «чтобы дать ему покой во дни злые, пока изроется яма нечестивому». Таким образом, истинный смысл обоих стихов будет следующий: блажен человек, которого Сам Господь наказывает и законом своим вразумляет его с тою целью, дабы утолить его скорби, какие он терпит от дней злых, или в годину несчастий, пока не постигнет нечестивого гибель. «Смиренные скорбями облегчены будут в печали, вразумленные Тобою благодушно будут переносить скорби, дондеже изрыется грешному яма, т.е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника пророк разумеет сатану, или всякую сопротивную силу», – говорит св. Афанасий Александрийский [3, с. 310]. «Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, – тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми пророк назвал вечное мучение». Так говорит блж. Феодорит [6, с. 452]. В словах последнего стиха блаженная участь праведника противопоставляется погибельной участи грешника.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible