Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму
Пророк спрашивает и об этом не как о чем-то сомнительном, но как известном всем, и вопросом пристыжает тех, кто не признает этого. Если Бог наказует многие народы, т.е. человечество, то как Он не обличит каждого грешника в частности? А как Он наказует язычников? «Научает, – говорит, – разумению«. Какому разуму? Уменью различать доброе от злого, вредное от полезного. Этому Бог научает нас не чрез каких-нибудь воспитателей или учителей, а знанием врожденным. Чрез это Он и обличит грешников, т.е. будет судить их. Нам нельзя извиняться пред Богом неведением лжи и правды, потому что мы научены различать то и другое естественным законом.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Наказуяй языки, не обличит ли?» Язычников, которые не прияли закона, не пользуются учением пророческим, подвергает Он наказаниям; ужели же не обличит ваше беззаконие?
«Учай человека разуму». Он создал человеческую разумную природу, и тем, что видимо в твари, и что каждый день бывает, сообщает ей еще большее ведение.
Евфимий Зигабен (†1118)
Наказуяй (вразумляющий) языки не обличит ли, учай человека разуму?
Бог, говорит, который вразумляет и наказывает народы своими естественными законами, познание которых Он даровал им, и Бог, который строгостью таковых законов наказывает согрешающих, неужели Он не обличит вышеозначенных делателей неправды, то есть не накажет таковых? И Бог, который дает познание людям, может ли не знать злодеяния и неправды их.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-11 Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли? наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.
Такая надежда - невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел?
Писатель обращается со строгим словом вразумления к таким нечестивцам. Они рассчитывают на безнаказанность в своих действиях потому, что думают, будто Господь не увидит их поступков. Такое рассуждение показывает только их крайнее невежество. Человек обладает зрением, слухом и разумом, которыми он пользуется как средствами и орудиями познания мира и соответственно с добытым знанием располагает свою жизнь и поступки. Если же человек знает, видит и понимает все, его окружающее, то разве можно думать, что Господь, давший ему эти средства познания, не видит и не знает, что делает его творение?
Ириней (Орда), еп. (†1904)
наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму
Наказывающий даже язычников, когда они делают зло, хотя они и не имеют положительного закона, разве не накажет вас, когда вы презираете закон, который Он вам дал и которым Он дает человеку познание (учай разуму), освещает ему различие между добром и злом? Наказуяй языки – вразумляющий народы. Если Бог, как знал это каждый израильтянин из истории своего народа, наказывал беззаконие даже язычников, то не тем ли более Он накажет тех, которые в положительном законе имеют высшее нравственное познание (разум)? Бог, Который чрез совесть вразумляет даже язычников и подает всем людям нравственное познание, не должен ли Он потому самому наказать нечестивцев и таким образом дать значение нравственной идее? Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 8–10 Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли? Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму
Буии здесь значит то же, что и глупые, или безумные, а по переводу с еврейского – «невежды». Пророк, продолжая обличать нечестивых и грешных людей, которые в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право верховного судии вселенной, говорит им как бы так: послушайте, вы, безумные из людей, и вразумитесь (умудритеся), не стыдно ли вам, которым Бог, чрез отцов ваших, дал откровения и познания о Себе? Извинительно ли вам, которые имеете Закон Божий и обетования, данные чрез Моисея и других пророков? Не грешно ли вам высказывать такие мысли, что Бог не увидит ваших дел и не узнает ничего? Послушайте же и рассудите хоть теперь: Тот, Кто сотворил человека с ухом, с глазом и с умом, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, – так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума? Ясного и удовлетворительного ответа на сей вопрос нет и быть не может. Очевидно, нечестивые люди, которых изобличает здесь пророк, были люди знатные, известные между иудеями, и потому должны были знать и помнить, что сказано в книге Иова (Иов. 34:21, 24). «Той (Господь Бог) зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят. Господь бо всех видит, постизаяй неизследная, славная же и изрядная, имже несть числа». «Бог, – говорит блж. Иероним, – весь есть глаз, весь – рука, весь – нога. Он есть весь глаз, потому что все видит; весь есть рука, потому что все делает (Ин. 5:17); весь – нога, потому что везде находится». К слову буии прибавляя слово некогда, пророк вразумляет гордых людей тонкою насмешкою над ними, говоря как бы так: притесняя и обижая бедных, вы разве тем только отличаетесь от них, что превосходите их безумием и невежеством, и если это так, то хоть теперь вразумитесь (умудритеся) и опомнитесь, – признайте, что Господь Бог, научающий человека ведению, вразумляющий народа, обличит и строго взыщет за ваши беззакония, если не раскаетесь пред Ним.