Скрыть
Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым

Все эти народы происходили от Авраама и, следовательно, были родственны с израильтянами. Отцом измаильтян был Из­маил, сын Авраама, агаряне же происходили не от Авраама, а от Агари, которую на некоторое время дала Аврааму Сара, но потом из ревности изгнала вместе с Измаилом; соединившись следовательно с чужим мужем, она сообщила своим потомкам название агарян. Подобным же образом Амалик был потомком Исава, а Моав с Аммоном были сыновьями Лота от его дочерей, родившимися после сожжения Содома; их соседом был Гевал, а может быть и род­ственником, почему и сопричисляется к ним. Что же здесь имелось в виду показать? Почему именно указаны родственные народы?

Что­бы ты знал, что первыми врагами бывают, как говорит Христос, домашние, т.е. родственники. Вот почему иноплеменников пророк поставил на последнем месте, сказав в заключение: «иноплеменники вместе с жителями Тира, и Ассур пристал к ним». Не с жителями Тира, а с моавитянами и аммонитянами и прочими указан­ными родственными иудеям народами; они начали войну, следовательно, не по собственному почину, а по подстреканию родственников, почему пророк и присовокупил: «они стали заступлением для сынов Лота», т.е. явились на помощь к ним. Итак, берегись внутрен­них врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не пола­гайся на родственников, так как они часто превращаются во врагов, но обрати внимание на высказанное им пророком проклятие.

Беседы на псалмы. На псалом 82

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Гевал и Аммон и Амалик». Амалик сам – потомок Исавов; а от него произошел и народ; Аммон – сын Лотов; занимают же они часть Аравии; а Гевалы живут в соседстве с Идумеею.

«Иноплеменницы с живущими в Тире». Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины; потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова, и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.

Евфимий Зигабен (†1118)

Гевал и Аммон и Амалик.

Геваляне были народ, живший около Идумеи; Аммонитяне—народ, происходивший от Амона (или Аммана)—сына Лотова; а Амаликитяне—народ, происходивший от Амалика—потомка Исавова, обитавшаго в Аравии, отдельной от страны Иудейской.

Другой учитель говорит: Что в Божественном Писании определяются две горы близкие и соответствующие одна другой—Гаризим—гора благословения и Гевал—гора проклятия: и произнесешь благословение на горе Гаризим и проклятие на гopе Гевал (Вт. 11,29). На горе Гаризим устрашены более избранные колена, от которых, по словам Иринея, был предизображен и родился Христос, колена, родившиеся от свободных жен Иакова, как то: священническое, левитское, царское Иудово, Симеоново, Иссахарово, Иосифово и Вениаминово. На гоpе Гевал, по словам Феодорита, смущены, другие колена, родившиеся от полурабынь— жен Иакова. Что ж из такого следует? Что благословляющие других избранны, священны и царственны; напротив того проклинающие других и во всяком самом малейшем случае часто произносящие слово: чтоб ты пропал (из миpy), будь ты анафема, будь ты проклят (Богом) и подобное, суть люди не свободные, худородные, полурабы и по справедливости должны быть названы Гевалянами.

И иноплеменницы с живущими в Тире.

Иноплеменниками назывались филистимляне, называемые ныне палестинянами. Ибо, по словам Феодорита, оставшись из рода хананеян и обитая в близости к иудеям, они преимущественно именовались иноплеменниками. А обитавших в Тире называет Тирян.

Или иноплеменники были жители Газы и Аскалона, из коих было 5 сатрапств: Газяне, Аскалоняне, Гетфеяне, Аккаронитяне и Азотяне. Он дает понять, что 5 сатрапств сих приняли к себе и Тирян.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 6-9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Здесь исчисляются те народы, которые между собою согласились истребить Божиих людей от земли. И во-первых, полагаются селения Идумейска, то есть, целые полки Идумеев с селениями их. Сей народ происходил от Исава, который иным именем Едом нарицался, и был единоплеменен Иудеем. Исмаилите были народы, происходящие от Исмаила, сына Авраамова, родившагося ему от Агари рабыни. Моав был народ, происходивший от сына Лотова, который нарицался Моавом. Агаряне суть народы, происходящие от Агари, рабыни Авраамовой, но от другаго мужа, за котораго она вышла, когда отпущена была от Авраама, – ныне называемые Оттоманы, или Турки. Гевал есть народ, происходящий от Гевала, но кто был сей Гевал, неизвестно: понеже имени его, кроме сего места, в Писаниях не обретается. Может быть, Гевал одно и то же есть с Гевелемом, о коем упоминается во второй книге Царств (2Цар. 8:13), или то же с именем града Гаваи, о котором повествуется в первой книге Ездры (1Езд. 2:26). Феодорит и Евфимий мнят, что Гевал был народ соседственный Идумеям. Аммон есть народ, происходивший от Аммона, сына Лотова, брата Моавля: сих бо двух родил Лот от дщерей своих (Быт. 19). Амалик есть народ, происходивший от Амалика, который был внук Исавов, как читаем в Быт. 36. Иноплеменницы то же, что Филистимляне, о которых весьма часто упоминается в книгах Царств. Живущии в Тире то же, что Тиряне, кои суть народ, живущий при мори, так названный от града Тира, и от славной пристани купеческой. Ассур есть народ Ассирийский, который помогал Моавитам и Аммонитам против Иудеев. Под именем сих Ассириан Феодорит разумеет Самарян, то есть тех Ассириан, коих поселил Салманассар, царь Ассирийский, в Самарии, когда отвел десять колен во Ассирию, как повествуется в 4Цар. 17. Ибо нигде не читаем в Писании, чтоб когда-нибудь приходили некоторые из Ассирии на помощь сынам Лотовым, то есть Моавитам и Аммонитам: но в 1Мак. 5, находим, что народы, жившие в Галилеи и Самарии, соединили оружие свое с Моавитами и Аммонитами противу Иудеев.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

 
Селе́ния Идуме́йска, и Исма́илите, Моа́в и Ага́ряне:  Гева́л и Аммо́н и Амали́к, иноплеме́нницы с живу́щими в Ти́ре,  и́бо и Ассу́р прии́де с ни́ми, бы́ша в заступле́ние сыново́м Ло́товым.


Перечисляются народы, вместе нападавшие на Иудею: 1, Селения Идумейска, т.е. Идумеи, живущие в шалашах, ведущие род свой от Исава, иначе называемого Едомом; 2, Измаильтяне – потомки Измаила; 3, Моав или Моавитяне – от сына Лотова Моава; 4, Агаряне – от Агари, матери Измаиловой, после сами себя назвавшие Сарацинами; 5, Гевал, Гевалы или Голевиты – народ, по бл. Феод., живший в соседстве с Идумеею; 6, Аммон или Аммонитяне – от Аммона, сына Лотова; 6, Амалик или Амаликитяне – потомки Исава; 7, Иноплеменницы или Филистимляне, жители Палестины – останки рода Ханаанова; 8, живущие в Тире, т.е. Финикияне; 9, Ассур или Ассирияне, под которыми бл. Феод. разумеет «Самарян, Ассирийских поселенцев, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах», относя нашествие показанных народов ко временам Зоровавеля.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым:

См. введение к псалму.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым

Затем перечисляются эти враги; зачинщиками были идумеяне, моавитяне, и аммонитяне; измаильтяне, агаряне, гевал, амаликитяне, филистимляне, тиряне и ассириане – союзниками. Известны места жительства идумеев или эдомлян (на юге Палестины), моавитян (на востоке Мертвого моря) и аммонитян (на восток и юго-восток от колен Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина). Измаильтяне жили в каменистой Аравии, агаряне также в Аравии (несколько восточнее); Гевалом мог быть какой-либо идумейский округ; Ассур – ассирийское, тогда, конечно, не очень распространенное государство. Под сынами Лотовыми можно разуметь только моавитян и аммонитян, главных виновников войны.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Перечисляя поименно всех союзников враждебного иудеям нападения, псалмопевец говорит здесь, что все они, на общем собрании (вкупе) единодушно совещались и составили заговор против Бога (на Тя завет завещаша), как верховного Правителя и Судии иудейского народа. Это были: идумеяне (селения Идумейска), т.е. жители Идумеи, или народ идумейский, происходивший от Исава (сына Исаака), прозванного Едомом («красный», слав. – «чермен», см. Быт. 25:25, 30, 36:1, 19). Идумея лежала к юго-востоку от Иудеи. Исмаилите, т.е. измаильтяне, происходившие от Измаила, сына Авраамова, рожденного от рабыни его Агари. Они жили в каменистой Аравии, на юг от Палестины, потомки их – нынешние бедуины. Моав и агаряне. Моавом названы здесь моавитяне, народ, происходивший от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова, и обитавший к востоку от Палестины. Агаряне – это потомки Агари, рабыни Авраамовой, которая, по изгнании из дома Авраама, вышла за другого мужа, от семени которого и произошли агаряне, названные впоследствии сарацинами, потомки их нынешние турки, живущие в Малой Азии, отчасти на Балканском полуострове Европы и по Аравийскому полуострову Азии, и частию в Египте. Гевалом, по всей вероятности, названы гевалиты, по блж. Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. Амманом названы здесь аммонитяне – народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика (1Пар. 1:35–36) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах (Пс. 35:1, 59:10, 86:4), и в других местах Писания (1Цар. 17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир – это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире – значит то же, что финикияне. Ассур – так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых – потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян (Быт. 19:36–38). Сговорились единодушно, взывает псалмопевец в жалобной песни своей к Богу, и заключили против Тебя, Господи, союз: жители Идумеи и измаилтяне, или аравитяне с своими соседями – моавитянами, аммонитянами и амаликитянами, с ними же и агаряне с гевалитянами, филистимлянами с финикиянами и, наконец, ассириане как помощники или заступники за моавитян и аммонитян.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible