Скрыть
и со́нмъ люді́й обы́детъ Тя́: и о то́мъ на высоту́ обрати́ся.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися

И сонм людей обыдет Тя. А этим ясно показывает веру в Него Церкви. И о том на высоту обратися, — о том, то есть, о сонме. А словом: на высоту — дает разуметь или честный крест, на который Христос вознес грехи наши, или восхождение на небо. Ибо вниде, да явится лицу Отчему о нас (Евр. 9, 24).

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

И сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися

«И сонм людей обыдет Тя». Известно, что по вразумлении одного неправедного обращаются многие. Посему накажи его преступление, да великий «сонм людей обыдет Тя».

«И о том на высоту обратися». За окружающий Тебя сонм, который приобрел Ты благодатным снисхождением и домостроительством, возвратись на высоту той славы, «юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин. 17,5).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 7-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися

«Сонм людей станет вокруг Тебя». Другой (Симмах): да обыдет (χυχλώσατω) тя. «Над ним поднимись на высоту». Другой переводчик (Феодотион) говорить: и над (έπάγω) тем на высоту обратися. Третий, Акила: и на (έπί) тот на высоту обратися ; в еврейском: о том (уалеа). Что значит: «который Ты заповедал»? Так, говорит, чтобы оказать помощь оби­жаемым и не оставить без внимания подвергающихся козням. То, что Ты заповедал нам, Сам покажи нам делами. Дру­гие разумеют здесь и нечто другое, именно то, что пророк обещает противиться врагам Его. «Сонм людей станет вокруг Тебя». И здесь не представляй ничего человеческого; хотя выражения таковы, но мысли – достойны Бога. Что же значит: «вокруг Тебя»? Иначе сказать: будет петь Тебе, будет воспевать Тебя, будет воссылать Тебе великую хвалу. Так как евреи совершали это хорами, становясь кругом в храме и святилище, и таким образом возносили благодарственные песнопения, то он и вы­ражает хвалу образом их стояния. А смысл слов его сле­дующий: отмсти, помоги; это и пред врагами возвысит Тебя, и народ твой будет воссылать Тебе великие хвалы. Смотри, как он имеет в виду не себя, а Бога. Везде он выражает же­лание, чтобы Бог был прославляем и врагами и своими.

«Над ним поднимись на высоту». Над кем – над ними? Сонмом. Для него, го­ворит, взойди на высоту; возвысь нас, возвеличь нас, со­верши дела высокие, сделай этот сонм славным и знаме­нитым, возврати ему прежнее благосостояние. Посмотри, как он везде с молитвами соединяет и наставление. Сказав выше: «когда я взываю, услышь меня и помилуй меня», он переменяет речь на увещание и говорит: «сыны мужей! доколе будете любить суету и искать лжи» (Пс. 4:2,3)?

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И сонм людей обыдет Тя: и о том на высоту обратися

Когда явлен будет сей Промысл Твой, все вознесут Тебе песнопение, и наименуют Тебя Богом Вышним, потому что над всем надзираешь, и достойное наказание налагаешь на делающих обиды. Ибо сказанное: «на высоту обратися», значит: Ты, высочайший по естеству, но многими неведомый, попечительностию об обижаемых покажи, Кто Ты. Потом пророчественно изрекает Давид:

Евфимий Зигабен (†1118)

И сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися

И сонм людей обыдет (окружит) Тя.

Если только явишь Ты мне свою помощь, то многие увидев это, устрашатся и обратятся к Господу. Выражение обыдет Тя значит здесь тоже, что обыдут, т.е. будут обращаться вокруг твоих повелений, никогда не отпадая от них; так как Бог есть Бог бесконечного. Но это выражение равным образом может быть отнесено и к воскресению Иисуса Христа. Ибо в то время около Христа было собрание народов со всех концов земли, образуя собою как бы своего рода круг около Него. Или также: обыдет Тя, иначе сказать: прославит и воспоет Тебя в гимнах, гимны же Богу действительно воспеваем мы обыкновенно не поодиночке, но целым хором (сонмами). И таким образом здесь под известною, принадлежащею этому действию, формою будет изображаться самое действие.

И о том на высоту обратися (а над ним, т.е. над сонмом людей, — в высоте укажи на Себя).

По причине, говорю, этого собрания народов, взойди Ты, о примиритель наш, к Отцу Твоему и возвратись на высоту той славы, которую Ты имел прежде бытия мира, взойди, когда совершишь Ты наконец неизглаголанную тайну спасения нашего.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Ст. 7-8 воскресени, Господи, гневом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Пророк молится о защите от врагов, просит Господа призреть на его невинность и вооружиться праведным гневом на гонителей его.

В сем чувстве он вопиет: Востани Господи! Сим выражением он как бы пробуждает Господа. В другом месте он выражается так: востани Господи, вскую спиши (Пс. 43:24), то есть: что медлишь явить гнев Свой, востани, побуждаемый собственным Твоим повелением, которым заповедал всем защищать невинных (Феодор. на сие место); ежели людям Ты дал заповедь выходить на защиту притесненных людей, то Ты, как законодатель, Сам исполни закон Твой (Примечание: Вас Вел. разумеет заповедь: чти отца твоего и матерь твою - заповедь, которую явно преступил Авессалом).

Востани! Как скоро Ты двигнешься против врагов, то народы сейчас присоединятся к Тебе и все вооружатся, чтобы защищать меня: и о том на высоту обратися. Яснее: пред ними или над ними взыди на высоту, там воссяди, как судия, на возвышенном судище; то есть пророк хочет сказать: когда Ты восстанешь и явишь силу мою, наказав врагов моих, тогда уже противники не будут восставать противу воли Твоей, и Ты торжественно воссядешь как царь на высоте Твоего престола.

В таинственном смысле в лице Давида молит Господа Церковь праведных, ветхозаветных подвижников. Она просит, чтобы Господь восстал на суд и поборол врагов ее. Понятие восстания в связи с последующими словами: и опять на высоту обратися - предполагает схождение с высоты. Следственно, праведные подвижники просили Господа, чтобы Он ускорил снити с неба - явился на земле в тайне воплощения, явил славу в воскресении и защитил бы праведных от врагов их. Понятие явления в воплощении часто у пророка соединяется с понятием суда (Пс. 14, Пс. 96, Пс. 98). Желание воплощения для смирения языков также нередко встречается у пророков. В другом месте он молит, чтобы Господь поставил правителя языков: да разумеют языцы яко человецы суть (Пс. 9:20). Следствием явления будет то, что язычники соберутся к Нему, а по совершении дела искупления Господь опять обратится на высоту, что и исполнилось в событии вознесения Христа Спасителя (Иерон III. VII. 19. Афан. и Вас.Вел. на сие место).

В сем смысле слова повелением, имже заповедал еси будут иметь такое значение: повеление - προσάγμα, что означает распоряжение, а здесь оно значит обетование Божие о явлении Искупителя. В соединении со словами: имже заповедал еси из сего произойдет такой смысл: явися на земле по твоему обетованию, которым Ты заповедал ожидать грядущего Искупителя (Афан.Вел. на сие место).

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися

Ст.8   сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
 

 И сонм людей обыдет Тя. «Так как Евреи, – говорит св. Злат., – воспевая хвалы Богу, совершали это хорами, становясь кругом во храме и святилище, и таким образом возносили благодарственные песнопения: то он (Давид) и выражает хвалу образом их состояния. А смысл слов его следующий: отомсти, помоги; – это и пред врагами возвысит Тебя, и народ Твой будет воссылать Тебе великие хвалы. И о том на высоту обратися – о сонме или для сего сонма взойди на высоту, сделай этот сонм славным и знаменитым, возврати ему прежнее благосостояние» (Злат.). «Попечительностию Своею об обижаемых покажи, кто Ты» (Бл. Феод.). По Васил. В. – «вознесись на высоту славы, какую имел прежде мира, за окружающий Тебя сонм верующих, коих приобрел благодатным снисхождением и домостроительством». 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 воскресени, Господи, гневом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно

«Подвигнись против неистовства врагов» - точная характеристика отношений к Давиду Саула и его сподвижников. Ненависть Саула не имела за собой никакого оправдания и повода, она была слепою и в слепоте грозной и неразборчивой на средства. - «Пробудись… на суд». Бог как бы оставил Давида, не обращает на него внимания, как бы заснул, предоставил его врагам несправедливо его преследовать, а между тем им же заповедан «суд», т. е. строго справедливая оценка действий каждого, которой (справедливостью) должен руководиться всякий в своих делах и суждениях.

В преобладании нечестивых Давид видит попрание закона Божия, о восстановлении которого он и молит Бога. Если Господь восстанет на защиту попранной в лице Давида справедливости, то «сонм людей станет вокруг Тебя», все народы и, в частности, евреи («сонм» - собрание) будут благоговеть, преклоняться пред Ним, как единым Судиею. Защита невинно гонимого вознесет пред народом Бога «на высоту», вселит и утвердит веру народа, что в Нем одном правда и защита. Господь есть судья не только отдельного человека, но и всех народов. История завоеваний евреями Палестины и борьба с языческими народами ясно показывала, что Господь властно распоряжается всем миром и Его суду, приговору никто не может противостоять. Исповедуя пред Ним «свою правду и непорочность», Давид молит «прекратить злобу нечестивых», т. е. гонения своих врагов.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 8-10 и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно

И в глазах моавитян, филистимлян, эдомлян и других, с таким ожесточением преследуемый Саулом Давид должен был показаться злодеем; поэтому он высказывает желание, чтобы народы, как свидетели, окружили (и сонм людей) престол Божий, где Он будет судить; иначе – пусть Бог так необычайно накажет гонителей его, чтобы и соседние народы, и весь мир могли убедиться, что дело гонимого правое. Ради этих народов (и о том – сонме), т.е. чтобы явиться Ему всемогущим заступником правды, Он должен возвратиться на высоту, т.е. на Свой высокий престол, который Он по-видимому оставил, так как неправда сильно уже распространилась на земле; – Господь есть Судия и язычников (судит людем) и поэтому Он должен теперь явиться пред ними, как Судия. Этим судом невинному псалмопевцу воздано будет по правде (суди ми); злоба врагов истребится и угнетенный праведник будет поставлен прямо (исправиши), т.е. как победитель.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

И сонм люде́й обы́дет Тя, и о том на высоту́ обрати́ся.

Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. В третьей части, (стихи: 7–8) Псалмопевец зовет Господа восстать гневом Своим и, вознесшись победоносно до пределов врагов Его, в окружении людей Своих, тех, кои соблюдают повеления Его, установить на земле строй Свой, к небесной высоте привлекая сердца их.

«И о том на высоту обратися». То есть: если не меня ради, то хотя бы ради сонма людей оных, имеющих прославлять Тебя, на высокий престол правды взойди, и явися в концах врагов, да познают, что Господь судит людем, «сиречь, что это – Ты един верховный Владыка всех. Коего правосудия никто не избегнет» (Ириней).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися

Доказывая свою невинность по отношению к врагам и гонителям своим, Давид просит у Бога праведной защиты, представляя, что грозный суд Божий над нечестивыми послужит к наибольшей славе Божией. Слово воскресни нужно понимать здесь, как и в других местах псалмов, не в буквальном смысле, а в переносном. Воскресни сказано вместо востани, как бы от сна. Вообще у псалмопевцев принято выражение воскресни, когда Господь Бог призывается на помощь; а когда не является помощь Божия, тогда Господь представляется спящим: «Востани, Вскую спиши Господи; воскресни и не отрини до конца. Воскресни, Господи, помози нам…» – говорится в другом псалме (Пс. 43:24, 27). Воскресни, Господи, гневом Твоим – слова эти значат: востань, Господи, во гневе Твоем, пробудись на помощь мне, открой суд. Вознесися в концах враг Твоих, т.е. вознесись, яви свое могущество и славу между сильными из врагов моих. Врагов своих Давид называет врагами Божиими. Таковыми они действительно и были, потому что старались разрушить определение Господа о Давиде (Пс. 10:3), т.е. чтобы он царствовал над Израилем. Слова: вознесися в концах враг, по мнению св. Василия Великого, заключают в себе смысл, подобный следующему: «до какой бы высоты не дошла злоба врагов, Ты, Господи, по множеству силы Своей можешь, как добрый врач, предварительно оградить пределы, остановить болезнь Твоими вразумляющими ударами» (4, с. 30). Так как Господь Сам дал повеление судьям земным и всем вообще защищать безвинно обижаемых и притесняемых, равно как Он же, Верховный Законодатель и Судия, дал заповедь, чтобы дети почитали родителей «Чти отца твоего» и проч. (Исх. 20:12); но и выражение: востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал ecи – означает: дай силу Твоему повелению; Ты, Господи, заповедал защищать обижаемых, посему Сам исполни, Владыко, что заповедано Тобой делать другим, и подай мне помощь Твою (против Саула). Востани, т.е. отомсти (Авессалому) не за меня, но за пренебрежение заповеди, которую Сам Ты дал – о почитании родителей. Евреи имели обыкновение в важных и торжественных случаях воспевать хвалы Богу целым хором, и таким образом они возносили Богу благодарственные песнопения, или жертву хваления. Это самое, по объяснению св. Златоуста, и выразил пророк в словах: и сонм людей обыдет Тя. «Сонм людей (собрание людей, большой хор) станет вокруг Тебя; и Ты над ним поднимись на высоту», и о том на высоту обратися, т.е. «сделай этот сонм славным и знаменитым, возврати ему прежнее благосостояние» [5, с. 72].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible