Скрыть
а҆́ще возда́хъ воздаю́щымъ мѝ ѕла̑, да ѿпадꙋ̀ ᲂу҆̀бо ѿ вра̑гъ мои́хъ то́щь:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ

Аще воздах воздающым ми зла. Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога. Да отпаду убо от враг моих тощ. Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них тощ, ничего при себе не имея.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 4-6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Писанию обычно употреблять слово «воздаяние», не только в общепринятом смысле, когда добро или зло уже совершено, но и о чем-нибудь предначинаемом, как в следующем месте: «воздаждь рабу Твоему» (Пс. 118,17), вместо того чтобы сказать «даждь», сказано «воздаждь». «Дать» значит положить начало благотворению, «отдать» значит возмерить равным за сделанное себе добро, а «воздаяние» есть какое-то второе начало и возвращение оказанного кому-нибудь добра или зла.

А я думаю, что когда в Писании вместо прошения выражается как бы некоторое взыскание и требуется воздаяние, тогда оно представляет смысл, подобный следующему: какой долг попечения о детях по природе необходимо лежит на родителях, это самое выполни и в рассуждении меня. Отец же естественною любовью к детям обязывается иметь промышление о жизни их. Ибо сказано: родители должны «снискати имения чадом» (ср.: 2Кор. 12,14), чтобы сверх жизни доставить им и средства к поддержанию жизни. Подобным сему образом «даяние», или «воздаяние», нередко употребляется в Писании о действиях первоначальных. А теперь, кажется, Пророк с уверенностью говорит: «Не воздах воздающим ми зла», не воздал подобным за подобное. «Аще сотворих сие… аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ». Отпал от врагов «тощ», кто лишился благодати, подаваемой от полноты Христовой.

«Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой». Душа праведника, отрешившись от соучастия в теле, имеет живот «сокровен со Христом в Бозе» (ср.: Кол. 3,3), так что может сказать с Апостолом: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос». И еще: «а еже ныне живу во плоти, верою живу» (Гал. 2,20). Душа же грешника, живущего по плоти, погрязшего в телесных удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг, попирая ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти, наступив на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, то есть жизнь поползнувшегося - в тело.

«И славу мою в персть вселит». Святых, которые имеют жительство на небесах и сокровиществуют себе блага в вечных сокровищницах, - и слава на небесах; а о людях перстных и по плоти живущих говорится, что и слава их «вселяется в персть». Кто славится земным богатством, кто домогается кратковременной чести от людей, кто возлагает надежду на телесные преимущества, тот имеет у себя славу, но она не восходит к небу, а пребывает в персти.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 7-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ

«Если я платил злом», говорит. Слушайте вни­мательно. Сказанное в этих словах – немаловажно. Хорошо – не обижать; но гораздо лучше и достойнее любомудрой души – не мстить за обиды. Хотя закон дозволял это, повелевая исторгать око за око, и зуб за зуб (Втор. 19:21), хотя мще­ние не было нарушением закона, но он был так любомудр, что не только не нарушал закона, но во многом превосходил закон и восходил выше пределов его, так как он не счи­тал достаточным для добродетели не переступать пределов заповедей. Как апостол Павел, позволяя от благовестия жить, сам не жил, но проповедовал евангелие безмездно (1Кор. 9:14), так и блаженный Давид, не смотря на то, что закон дозволял мстить за обиды, не оставался в этих пре­делах, но превосходил их. От нас же требуется – не только не мстить врагам, но и благодетельствовать им: «молитесь за обижающих вас», «благотворите», сказал Господь, «ненавидящим вас» (Мф. 5:44). Для Давида немаловажно было – не мстить, но гораздо выше заповеди закона; поэтому он и гово­рит: «если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире». В отношении к сыну, конечно, препят­ствовала этому сама природа; но оскорблял ли я, говорит, кого-нибудь, или мстил ли другим? Какое же прощение, какое оправ­дание можем иметь мы, которые после пришествия Христова не достигаем меры живших в ветхом завете, тогда как от нас требуется это с большим избытком? «Если», сказал Господь, «праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Как живший под законом и де­лавший добро неравен жившему до закона и делавшему тоже, так и живущий под благодатью неравен жившему под зако­ном, но и по времени есть между ними великое различие. Па­вел, объясняя это в отношении к пороку и в отношении к добродетели, смотри, как много удивляется одним и как счи­тает достойными других большего наказания: «ибо когда язычники», го­ворит он, «не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14).

Видишь ли, как он хвалит и прославляет делавших добро без закона? Посмотри же, как он считает достойными большего наказания согрешающих под благодатью в сравнении с грешившими под законом: «отвергшийся закона Моисеева», говорит он, «при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:28,29). А грешивших прежде закона считает он достойными меньшего наказания в сравнении с грешившими под законом: «те», говорит, «которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут», т.е. бу­дут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, «а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся», т.е. будут наказаны тяжелее, имея своим обвини­телем, кроме природы, и закон (Рим.2:12).

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

У добродетели много видов, не целомудрие только и благоразумие, но и мужество и справедливость. Посему Давид свидетельствует здесь не о том, что достиг он высокой добродетели, но что, не сделав ни малейшей обиды врагам, не справедливо терпит от них гонение. Не только, говорит, сам я не начинал обиды, но даже никогда не соглашался мстить обидевшим. Многократно имея у себя в руках Саула, не воздал ему за несправедливую неприязнь. Посему умоляю Тебя, Владыка, премудро все ведущаго, судить меня правдиво, и если сделал я когда что-либо подобное, лишить меня Своей попечительности (ибо сие выражает словами: «да отпаду убо от враг моих тощь», и отдать меня в руки неприязненным, чтобы не только лишили меня дарованных мне Тобою славы и царства, но и предали поносной смерти. Ибо сие разумел, сказав: «славу мою в персть вселит».

Авва Дорофей, прп. (†565)

Ст. 5-6 Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Ни чему столько не удивляюсь, как тому, что мы сами не понимаем, что поем. Ибо мы поем ежедневно, проклиная себя, и не понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поем? Мы всегда говорим: аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощ. Что значит: да отпаду? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему; то он поражает, то его поражают; то он одолевает, то его одолевают; но он все еще стоит. Если же ему случится пасть, то как он может, лежа на земле, бороться с врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов своих, но и да тщи отпадем. Что значит: отпасти от враг своих тщу? Мы сказали, что пасть - значит не иметь более силы сопротивляться, но лежать на земле; а быть тщу значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом (можно было) встать. Ибо кто в силах встать, тот может приложить попечение о себе и каким-либо образом снова вступить в бой. Потом говорим: да поженет убо враг душу мою, и постигнет; не только да поженет, но да и постигнет: да будем ему покорны, да повинуемся ему во всем, и в каждом деле, да одолеет он нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и да поперет в землю живот наш. Что такое живот наш? Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы враг попрал в землю жизнь нашу. Да будем совершенно земными, и все мудрование наше (да будет) пригвожденно к земле. И славу нашу в персть вселити: что же слава наша, если не то ведение, какое приобретается душею чрез хранение святых заповедей. И так мы просим, чтобы (враг) обратил славу нашу, как говорит Апостол, в студ наш, чтобы в прах вселил ее и сделал жизнь нашу и славу нашу земными, дабы мы ничего не мудрствовали по Богу, но все только телесное, плотское, как те, о которых Бог сказал: не имать пребывати дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6,3). Видите, когда мы поем все сие, мы проклинаем самих себя, если воздаем злом за зло. А как часто воздаем мы злом за зло, и не заботимся о сем, но оставляем это без внимания!

Поучение 8. О злопамятности

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 4-6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Здесь представлены две стороны, делающия зло: ближние, человеки, - и диаволы. Дух Святый научает нас, что мщением, воздаянием ближнему зла за зло, - словами-то, или делами, или помыслами, - человек призывает на себя брань невидимаго врага, побеждение, низложение им, потерю благодати. «Слава» - благодать Духа. «Молящийся за человеков, причиняющих обиды, - сказал преподобный Марк Подвижник, - сокрушает бесов; а препирающийся с первыми, сокрушается от вторых».

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 4-5 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею (в руках моих), аще воздах (отплатил) воздающим ми зла: да отпаду убо (то да паду) от враг моих тощ (истощенный)

Пророк не открывает самый род греха, все еще сожалея о своем сыне, не называет и его по имени, стыдясь за его участь; но старается выражаться более намеками. Если, говорит, только я сделал то моему сыну, что позволил он сделать мне, а он был отцеубийцею и злодеем; если, говорит, только я причинил ему доселе какое либо оскорбление руками, то есть действиями, хотя сам я уже давно предчувствовал коварный его замысел; если, говорит, наконец я сделал какой либо вред тем, которые помогали Авессалому в войне против меня, воздавая мне теперь злом за полученные от меня благодеяния;—если все это я сделал, то да не одолею я врагов моих. Но каким же образом говорит он, что не воздает им злом, когда известно, что он одержал победу над врагами, при чем погиб и сам Авессалом? На это можно ответить, что здесь речь идет о предшествовавшем возмущению времени. Пророк, не редко встречая до того времени людей коварных, не отплачивал им за это; только теперь, в виду угрожавшей опасности его жизни, он прибегнул к защите себя, не будучи в силах сносить долее столь дерзкое беззаконие людей злоумышленных. Можно также истолковать слова пророка и следующим образом: да паду я, как бы так говорит он, от врагов моих пусть, т.е. обманутый в моих надеждах. А эти надежды пророка заключались именно в том, что быть может он не будет вынужден прибегнуть к наказанию своих врагов, но одним появлением своим в виду у них заставит их разоряться и принудить их прекратить дальнейшее его преследование, и оставить коварные свои замыслы на его жизнь. Посмотрите в самом деле ( 2Цар.гл. 17), с какою предусмотрительностью и заботливостью отдает он приказ воинам, чтобы они пощадили его сына, и потом, получивши известие о его смерти, как горько он сетует об этом! Или еще иначе: под врагами в приведенном выше месте можно разуметь врагов не видимых, пасть от которых пустым и ни в чем неуспевшим, будет значит не одержать над ними верха и не успеть посрамить их твердынею своих добродетелей. Давая такой смысл словам пророка, должно однако же заметить, что говорит их не тщеславящийся, но человек сам подвергавшиеся опасности, что он выставляет их как знак, которым умоляют о помощи. Мы можем также относить это место и к некоторым другим лицам, имевшим отношение к пророку; в таком случай слова пророка будут значить следующее: я, как бы так говорит он, изгнанный теперь насилием из моего царства, никого не обидел, я не заплатил злом ни Саулу (например), который готовил было мне явную смерть; а между тем он попадал и в мои руки, как свидетельствует об этом история. Итак, отнесем ли мы слова эти к Авессалому и к его союзникам или к кому иному, или наконец к самому Саулу, истина не потерпит от этого никакого ущерба. Слово воздаяние в первом случае употреблено в несобственном значении, вместо слова отдача или отплата; ибо даяние есть собственно начаток оказываемого нами кому либо благодеяния или вреда, отдача же есть соразмеренная с полученным добром или вредом отплата за это, а воздаяние есть новая, вторичная отплата добром или злом со стороны дающих; это есть как бы отплата на отплату. Слово воздаяние в Писании, и особенно у псалмопевца, встречается очень нередко.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 4-5    Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

Ст. 4-5    Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом
 

Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею. Т.е. «я страдаю, говорит пророк, но разве я восставал противу отца, разве я сделал такое беззаконие? Аще есть неправда в руку моею или в руках моих? Говорит это Давид не по гордости, но быв вынужден указать на свои добрые дела» (Злат.). «Говорит не о том, что достиг высокой добродетели, но что не сделал ни малейшей обиды врагам, несправедливо терпит от них гонение» (Бл. Феод.). Посему, Давид молит Бога судить справедливо; и если я, говорит он, допустил какую-либо неправду, т.е. если мстил врагам, воздавал злом за зло и т.п., то да отпаду убо от враг моих тощ, т.е. да буду я оставлен Тобою, Господи, буду беспомощен в глазах моих врагов, да лишусь Твоего о мне попечения.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

«Если есть неправда в руках моих». Давид отрицает за собой совершение какого-либо дурного поступка против Бога или людей, почему настоящие его преследования им совершенно не заслужены. Давид никогда не был вероломным, не обманывал своих друзей («если я платил злом тому, кто был со мною в мире»), и даже «спасал… того, кто без причины стал моим врагом», т. е. Саула, по отношению к которому Давид не только не делал ничего дурного, но и спасал его от позора поражения, напр., своим единоборством с Голиафом, и не лишал его жизни, когда во время преследований Саулом Давида последнему представлялись к тому многочисленные случаи (см. 1Цар XXVI гл.). Преследования Давида Саулом являлись плодом болезненной подозрительности последнего к ложно приписываемым Давиду властолюбивым замыслам, почему в псалмах из эпохи этих гонений Давид всегда исповедует как свою полную невинность пред Богом и людьми, так и совершенную незаслуженность преследований. 6 ст. представляет форму заклятия, произносимого лицом о себе самом. Такое самозаклятие было очень распространено в древности (см. XXXI гл. кн. Иова) и оно имело характер добровольного обязательства, налагаемого на себя человеком пред лицом Бога, Верховным и Всемогущим его Судиею. Такое обязательство, как добровольное, свидетельствовало о глубокой и искренней заботливости человека о своей нравственной чистоте.

Все обращение Давида к Богу тогда имеет такой смысл. Пусть враг погубит меня, если я в чем-либо неправ пред людьми и Богом. Для расследования дела Давида с его врагами нужен суд, и об этом суде Давид и молит далее.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 4-6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Затем он мотивирует свою молитву клятвой в своей невинности. Если он сделал это (сие) – именно, то, в чем упрекает его Саул, – если он сделал неправду (в руку моею), даже если он только не удержался от (позволенного) возмездия (ср. 1Цар. 24:12; 26:18); то пусть Бог накажет его пред врагами его самым постыдным образом; пусть умертвит его (в персть вселит).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7:4-6. Го́споди Бо́же мой, а́ще сотвори́х сие́, а́ще есть непра́вда в руку́ мое́ю,
а́ще возда́х воздаю́щым ми зла, да отпаду́ у́бо от враг мои́х тощ.
Да пожене́т у́бо враг ду́шу мою́ и да пости́гнет, и попере́т в зе́млю живо́т мой, и сла́ву мою́ в персть всели́т.


Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. Вторая часть (стихи: 4–6) – возмущенный отпор клевете о мстительности Давида и неправде его. Давид здесь, в сознании своей невинности в этом, сам на себя призывает кары гибели и смерти, если бы оказалась правда в таких обвинениях против него.

То ли от себя взводил такую напраслину какой-то, неизвестный в Писании, Хусий; то ли названный нами друг его передавал эту клевету, как взводимую на Давида злым Ахитофелом, но только она до глубины души потрясла гонимого царя, и он призывает Бога в свидетели своей невинности, как бы давая в залог и жизнь свою, и имущество, и славу.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ, да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Для того чтобы более понятен был смысл этих и следующих стихов псалма, нужно сделать хоть краткую справку из библейской истории об отношениях Давида к его врагам.

Главным врагом его был Саул, первый царь еврейский, избранный из колена Вениаминова. Саул начал царствование свое благоразумно, был послушен Богу и угождал Ему; но скоро сделался своенравен и горд, завистлив и зол. За это Бог отверг Саула, тогда же отступила от него благодать Божия, и по временам нападала на него ужасная тоска. Когда Господь отверг Саула, пророк Самуил, по повелению Божию, явился в Вифлеем и помазал на царство младшего сына Иессеева – Давида, который пас стадо овец отца своего. С этого времени почила на нем благодать Божия. Давид, помазанный на царство, в то же время стал боговдохновенным пророком, составлял богодухновенные псалмы и прекрасно разыгрывал их на псалтири и других музыкальных инструментах. Этим искусством он сделался потом известен Саулу, был приглашаем к царскому двору и отгонял музыкальным исполнением псалмов нападающую на царя тоску. Саул сначала полюбил Давида, сделал его своим оруженосцем и выдал за него свою дочь. Но когда стало известно, что Давид помазан в цари еврейскому народу, Саул возненавидел его, стал подозревать в злом умысле, всюду преследовать, как своего опасного врага, и даже решился убить, гоняясь за ним с войском по горам и пустыням. Давид же, укрываясь от преследований Саула, не один раз имел возможность убить его, как своего злейшего врага; но он даже и мысли не допускал о кровавом отмщении врагам своим. Он не забывал, что грешно убивать человека; мало того, он берег жизнь Саула, как помазанника Божия. Саул видел, что Давид за все причиненное ему зло воздает добром, но, несмотря на то, продолжал свое злобное гонение и преследование Давида 1Цар. 18).

Другим врагом Давида был собственный сын его Авессалом. Гордый и властолюбивый, Авессалом захотел сделаться царем израильским, и потому льстивым и лицемерным обращением с народом, а также клеветами и разными другими происками он добился того, что склонил на свою сторону войско и военачальников и решился насилием присвоить себе царство и убить своего отца. Давид принужден был бежать из Иерусалима и удалился за Иордан, где начал собирать войско. С терпением перенося такое тяжкое несчастье, Давид сознавал, что Господь Бог попустил на него это несчастье за его грехи. Но он надеялся на милость Божию и каялся в своих грехопадениях. И надежда на Бога не обманула Давида. Господь помог ему. Войско Авессалома было разбито, и сам он убит. Те евреи, которые оставались верными Давиду, радовались его победе и смерти Авессалома; но не радовался сам Давид Он неутешно плакал о погибели Авессалома, сокрушаясь о том, что сын его умер, не раскаявшись в преступлении против отца 2Цар. 15).

Много было и других врагов у Давида, которые старались причинить ему какое-либо оскорбление. Из числа таковых история упоминает о Семее, о котором сказано было выше. Но Давид никому из врагов своих не платил злом за зло, а, напротив, старался делать добро за всякое зло, которое причиняли ему враги его. Так поступил он с Саулом; так поступал с другими врагами; так же поступил и с упомянутым сейчас Семеем. При встрече с Давидом, уходящим от восставшего против него сына, Семей бросал в него камнями и злословил его. И когда Авесса, один из военачальников Давида, предложил царю своему, чтобы он дозволил ему казнить Семея за такой поступок против царя, то Давид сказал: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» (2Цар. 16:5–10).

Вот об этих-то отношениях своих к врагам Давид и говорит в седьмом псалме, как бы представляя свидетелем таковых отношений Самого Господа Бога: Господи Боже мой, аще сотворих сие, если я сделал что-либо злое врагам моим, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом и преследовал меня, если я царю моему Саулу или врагу моему Семею, воздавшим мне многая злая за восприятая от меня благая, заплатил злом или неправдою; да отпаду убо от враг моих тощ, пусть будут тщетны, напрасны надежды мои на мою невиновность пред врагами; пусть они гонят и преследуют меня, как зверя, пусть отнимут жизнь мою, а труп мой поперут ногами и славу мою в персть вселят, т.е. чтобы и память имени моего исчезла и рассыпалась, как прах земной.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible