Скрыть
охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 16-17 И соверши и, егоже насади десница Твоя. Поскольку Ты насадил его, а потом стал он пожжен огнем и раскопан и погиб, потому что Ты подверг его сему наказанию; то соверши и, и соделай готовым ко спасению, — предуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого — значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе

Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр.

Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», про­рок прибавил: «…на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, «Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24).

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 «Боже сил обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей»: «И соверши и́, егоже насади десница Твоя». Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания; потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. «Десницею» же Пророк называет промысл. «И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе». Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос; ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» (Ин.15:1). Ибо Он, как человек – виноградная лоза; а как Бог – делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» (Мф.13:24). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния; то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно «простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его». Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 15-16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей. И соверши и, его же насади десница Твоя.

Боже, говорит, т. е. Царь горних сил, обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, как мы изъяснили выше в 3м стихе; посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный; соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя.

Другой говорит: С великою трогательностью и жалостью сказано: посети виноград сей. Ибо Ты, говорит, земледелатель сего винограда, видишь опустошение его, как бы недостаточно было слово к изображению повреждения, если бы он не был посещен. И как Ты, по словам Исаии посадил его, т. е. посадил его здесь, то и соверши его снова, т. е. делай его готовым ко спасению чрез Сына человеческого. Кто же это Сын человеческий, как не сам Господь наш, как Он сам Себя называет в Евангелии? Слова Исихия: Поелику ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то по необходимости просит, чтоб обратил его Христос.

И на сына человечеснаго (призри), егоже укрепил ecи Себе.

И здесь должно подразумевать общий глагол: призри. Призри, говорит, Господи, на сына человеческого, где сыном человеческим иудеи называют Зоровавеля, который укреплен Богом при царе Дарии; почему он победил двух юношей вопросом своим, доказав, что женщины и истина побеждают все: так, говорит, женщины побеждают все, а наиболее побеждает истина (2Ездр. 3,12). Почему, заслужив мудрым своим предложением удивление, он получил от царя позволение пойти в Иерусалим и построить снова храм и город. А мы христиане Сыном человеческим называем восприятого Богом—Словом человека, т. е. по словам Феодорита, Владыку Христа. Ибо Бог—Слово укрепил в самом Себе т. е. в Божественной ипостаси человеческую природу, и, сообщив ей Божескую свою крепость, сделал ее сильною против диавола. Это есть молитва к принявшему в соединение с собою человеческое естество, о восприятии сего смешения, чтобы он ускорил воспринять и укрепить его.

Слова Феодорита: Здесь предсказывание о прозябении от него (винограда) Владыки Христа: ибо просит, чтобы виноград удостоился попечения ради того храма, который будет взят из него, и который ясно назван здесь Сыном человеческим. Итак, пророческое сие слово учит, чтобы те, которые взяты в плен оружием, молили Бога всех о даровании винограду никоторой пощады ради имеющего произрасти из него спасительного корня. Ибо так и сам Господь называет Себя, говоря: Я есмь виноград истинный, и Отец мой делатель есть. Как человек Он есть виноград, а, как Бог, то и земледелатель, Сеющий доброе семя на поле своем. По истине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы не были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу твою

Сими словами подтверждает ту же мысль, доказывая величество Божие от чудных дел: аки бы сказал, что он не о сокровенном Божием существе, объемлющем небо и землю, глаголет, но о тех чудесных доказательствах силы, премудрости, благости и правды, которыя явно зрятся, хотя и превосходят меру понятия нашего. А отсюду научаемся, что слава Божия гораздо ближе к нам и яснее видима, нежели чтоб могли мы праведно извинить себя неведением оныя. Ибо Бог так чудесно действует, что и самые язычники не могут извиниться слепотою своею. Сего ради приложил: сказал еси в людех силу Твою, что хотя ко избавлению церкви относится, однако показывает и то, что не можно не видеть Божией славы без нечестия, которую толь сильно и ясно явил Сам Бог народам.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе

С Евр. 15: «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе

«Отрасли», - т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе

Соверши и – утверди, восстанови. Сын – народ израильский, первенец Божий (Исх. 4:22).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческоаго, егоже укрепил еси Себе

Изобразив под образом виноградника сначала славное и счастливое состояние израильского народа (ст. 9 и 12), а потом бедственное и уничиженное его состояние (ст. 13-14), пророк обращается затем с молитвою к Богу о скорейшей помощи, о восстановлении в прежнее состояние расхищенного и разоренного виноградника, к которому прежде Господь так любвеобильно относился. Назвав Бога сильным, Богом небесных горних сил, или, что то же, всемогущим, пророк умоляет, чтобы Господь отвратил гнев Свой и обратился с милостью к народу Своему чтобы призрел с высоты небесной на виноградник Свой и посетил его, т.е. исправил бы все повреждения его, уврачевал бы его, как изнемогший, сокрушенный; чтобы совершил его, или, как читается по переводу с еврейского: «охранил то, что насадила десница Его». Последние слова: и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, – (по тому же переводу читаются: «охрани») и отрасли (ст. 12), которым Ты укрепил Себе. Под сыном человеческим иудеи разумели здесь (по Зигабену) Зоровавеля, который укреплен Богом при мидо-персидском царе Дарии. Заслужив мудрым своим предложением удивление царя (2Ездр.3:12, 4 и след.), он получил от него позволение пойти в Иерусалим и построить снова Храм и город [7, с. 643]. Святая Церковь, по мнению св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и других толковников, в последней половине 16-го стиха видит пророчество о Христе, Сыне Божием, Который именовал Себя Сыном Человеческим. Соверши и, по словам названных отцов Церкви, значит: «соделай народ Свой готовым ко спасению, приуготовь его к сему чрез Сына Человеческого»; ибо сказанное: на сына человеческого – значит: «чрез Сына Человеческого». Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? [3, с. 271; 6, с 387].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible