Скрыть
что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 16-17 Гора Бoжия гора тучная. Горою именует Церковь, называет же ее тучною, потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными.

Гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Усыренное значит напитанное млеком, то есть, простым словом учения, по сказанному: млеком вы напоих, а не брашном (1Кор. 3,2). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, вскую непщуете, будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, юже благоволи Бог жити в ней? А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им самим: зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131,14).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней». Акила же перевел так: для чего состязуетесь горы надменныя с горою, которой возжелал Бог, чтобы возседать на ней? Пророческое слово сие обращено к иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которыя именуют себя церквами. Оно говорит: для чего кичитесь, состязуясь и равняя себя с горою, которую Бог соделал своею обителию?

«Ибо Господь вселится до конца». Не какое-либо определенное время, как обитал Он у вас, иудеи, будет обитать и в горе сей; напротив того вечное в ней иметь будет жилище. Ибо сие означает сказанное: «до конца».

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 14-17 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата: внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца

Пятое отделение Давидова славословия. Здесь он переходит от прошедших чудес Божиих к будущим и возвещает беспримерное попечение Божие о Церкви и непрерывное в ней присутствие Божие до конца мира.

Для основательного изложения речи, наполненной свойственным песнопевцу восхищением и потому довольно загадочной, предварительно требуют особенного рассмотрения некоторые слова. שפחום Седмьдесять толковников, конечно, принимали за одно со словом משפחים (Быт.49:14) и потому дали оному значение пределов. Но у Иезекииля слово שפח значит наставлять коноб (Иез.24:3), и שפחום - два ряда камней, на которые коноб наставляется (см.: Иез.40:43). יונה обыкновенно значит голубь. Тирин думает, что голубица есть символ Вавилонского царства, принятый в память Семирамиды, и в сем знаменовании принимает слово יונה у Иеремии (см.: Иер.25:38; 46:16; 50:16). Но по мнению других оно значит в сих местах озлобляющаго, как и у Софонии (Соф.3:1). כצלמון Феодотион предлагает: В тени, но большая часть толковников принимают сие имя за собственное горы Селмон, лежащей среди земли обетованной, близ Сихема (Суд.9:48). Абен-Езра описывает ее белеющею от снегов и осененною деревами.

Васан есть страна, лежащая на восточной стороне Иордана, завоеванная Евреями от царя Ога (см.: Чис.21:33,35), обильная скотоводством (см.: Чис.32:5,33), почему юнцами Васанскими (Пс.21:13,14) называются сильные земли. ןבנכים Седмьдесять толковников смешивали со словом ןבינח, что значит: сыр (Иов.10:10). По мнению новейших, первое значит: Хребты.

Из различного разумения сих более или менее для целой речи важных слов произошли различные оной истолкования, коих сравнение может служить подтверждением лучшего мнения.

Толкование по примеру Евсевия и других древних:

«Если вы почиете в пределах двух заветов, Ветхого и Нового, то вы обрящете криле голубя, то есть воскрыляющие к Богу слова Святаго Духа, которые в простом буквальном значении являются покрытыми сребром (Ис.11:7), а в чистейшем сокровенном разумении открываются в желтении злата. Когда Небесный Царь разделяет оныя голубиные криле земным сопричастникам Своего Царствия, пророкам, Апостолам и ученикам, тогда и сами они являются белы, как снег на вершине горы Селмон. Сей горе уподобляется Церковь Христова. Она есть гора Божия, по присутствию Божию, гора тучная пажитями для словесных овец, гора усыренная здравыми плодами их силы и деятельности, гора тучная, как страна Васан. Почто вы помышляете обрести многие горы усыренные? Почто вы, Иудеи, желаете превознести Моисея пред Христом? Почто вы, ересеначальники, думаете создать многие церкви? Едина есть гора, в которой Бог желает обитать (Ис.2:2,3; 2Кор.6:6), и едина Глава сей горы, в которой Божество жить будет во веки (Кол.1:18)».

Толкование по предложению Тирина:

«Если вы чада победоносной ныне Церкви и возляжете некогда посреди пределов чуждых, и соделаетесь крилами голубя покрытаго сребром и желтеющаго златыми перьями, то есть будете подданными богатого и великолепного царства Семирамиды, но когда Всевышний рассыплет над сим царством царей, когда он будет судить царей вавилонских и предаст их царство царям персидским, тогда вы явитесь, как снег на мрачном Селмоне, вознесены из мрака пленения, чисты от скверн языческих, светлы радостью избавления, гора Сион паки будет горою Божиею, и прочее».

Толкование по знаменованиям слов Еврейских, наиболее доказанным, и по взаимному соображению частей песни пророческой, в которой без сомнения должен быть некоторый порядок мыслей:

«Не одно видимое благоденствие и приобретаемые победы над врагами внешними должны возбуждать Израиль к прославлению Бога, но и внешние искушения и победы над врагами невидимыми. Не одна благодарность за прошедшие чудеса, сделанные Богом для Церкви, должна быть предметом славословий, но и вера в ее будущее и всегдашнее охранение, утверждение, распространение. Если и будет время, когда вы, чада победоносного и торжествующего ныне Израиля, возляжете посреде конобниц или горнил, когда вы будете повержены в огнь искушений, хотя бедствие и печаль помрачат ваш образ и уподобят вас служителям конобов, спящим в пепле и углии, но и тогда из всех окружающих вас зол, от пленения Вавилонского, от бегства Египетского, от гонения Сирийского, излетите вы наконец в чистоте и благолепии, как криле голубя покрытаго сребром и котораго перья в желтении злата. Когда Всемогущий будет рассыпать в своем наследии царей, когда он рассыплет и отвержет царей Иудиных и Израилевых, как семя, не принесшее плода, когда рассыплет и сокрушит царей языческих, подавляющих его наследие, когда наконец сотворит в нем цари и иереи (Апок.1:6) из рыбарей и мытарей, тогда ты явишься, о Церковь, превыше земных бурь и мраков, в небесной чистоте и лепоте неприкосновенной, как снег на вершине мрачного Селмона. Ты явишься вновь горою высочайшей или собственно Божией, явишься как Селмоном по величественной высоте твоей, так и Васаном по обилию и крепости живущих в тебе, явишься сложенною из многих хребтов гор, из многих царств мира, явишься горою Васанскою, ибо пределы твои прострутся далее Иордана, так что новый Сион воздвигнется в пределах язычества».

«Итак, почто с завистию и злобою назираете сию гору Господню, вы, горы хребтов, великие и сильные державы? (см.: Иер.51:24,25). Церковь, несмотря на ее прохождение от страны в страну, есть единственная в целом мире гора, в которой возжелал Бог обитать, и Иегова, Бог Осуществователь не сущих, открывшийся на горе Хориве и Синае и грядущий воцариться на горе Сионе, будет обитать на таинственной горе Церкви Своея до конца мира, сохраняя ее, утверждая, распространяя вопреки всем враждебным усилиям, воздвигаемым на ее разрушение».

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

Вскую непщуете (для чего предполагаете другие) горы усыренныя?

По словам великого Кирилла сии слова божественный Давид обращает к врагам церкви: для чего вы, говорит, думаете, что есть и другие горы твердые и непоколебимые, кроме одной церкви благочестивых православных христиан? То есть, для чего думаете, что другие сонмища или собрания нечестивых и неправомыслящих суть горы твердые и неподвижные, тогда как они не таковы?

Слова Божественного Кирилла: Упрекает тех, которые предполагаюсь, что церкви еретиков подобны сыру; то есть, постоянны и тверды; ибо в них нет ничего могущего воспитывать к духовному состоянию. Афанасия: Сыру подобною горою называет церковь, то есть полною молока—простейшего слова, по сказанному: молоком я вас напоил, а не пищею. Другой говорит: Сыру подобная, то есть, сгустившаяся и устоявшаяся, есть такая, которая не принимает разредения на подобие сыра, который не может опять разрядиться на молоко (в изд. Своде).

(Вот) гора юже благоволи Бог жити в ней.

Вот, говорит, та гора, или церковь, в которой Бог благоволил обитать: ибо се, говорит, покой мой во век века (Псал. 131,14).

Ибо Господь вселится (в ней) до конца.

Господь, говорит, поселится на сей горе Христовой церкви до конца, то есть на всегда: ибо се, говорит, Я с вами во все дни до скончания века (Матф. 28,20). Что теперь могут сказать на сие иудеи? ибо мы видим, что Господь не обитал на горе Сионе до конца, но только до определенного времени.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца

В сем стихе нет ничего темнаго и прикровеннаго. Ибо Давид рекши о горе Сионе, что она одна токмо во всем свете угодна была Богу, унижает здесь все прочия высокия горы, противополагая оным гору Сион. Впрочем, поелику Давид глаголет здесь о горах в смысле преносном, то сии иносказательныя слова его должно понимать в другом высочайшем разуме, относя оныя к царству Христову, которое несравненно превосходит все царства мира сего. Здесь хотя не прямо, однако сильно востает Пророк против высокомерия века сего, ведая, коль презренно царство Христово у плотских и нечестивых людей, которые, предавшись сладострастию и своим утехам, ни о чем духовном не помышляют, ниже пекутся. Учение Пророка тем обширнее распространяется, чем более плоть высокоумствует и гордится. Впрочем, сколько бы сынове века сего ни гордилися, но верные должны быть довольны тем одним преимуществом, что Бог благоволит жить посреди их. Они доколе соединены пребывают с Богом, в Котором сокрыто совершенное и полное их благополучие, дотоле не могут раскаиваться и сожалеть о своем состоянии.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

С. 16-17 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.

Тщетна зависть высоких гор Сиону, так как Господь на нем останется пребывать навсегда

Горой Божией писатель называет ту, которая сделалась местом постоянного присутствия Бога, в данном случае гору Сион. Давид называет ее усыренной и тучной не в том смысле, что она полна влаги и покрыта богатой зеленью, но тучной от присутствия на ней Кивота Завета, тучной по обильно находящейся на ней благодати, так что в этом случае может быть приравнена горе Васан, обильной влагой и пастбищами, но вместе с тем она и превосходит Васан, так как ее ценность не во внешней лишь влаге, а в духовном богатстве. Этой горе (Сиону) напрасно завидуют («завистливо смотрите») другие усыренные, разумеется, благодатью Божией (в согласии с 16 ст.) горы, потому что гора Сион - та гора, на которой Господь вселится «вечно» - навсегда. Последнее выражение разъясняет причину негодования других гор, - именно - перенесение Кивота Завета на Сион, для постоянного там пребывания. Отсюда, под вторыми горами, завидующими первой, разумеются те местности, где ранее стоял Ковчег Завета, как, напр., Номва, Гаваон. Перенесение на Сион Кивота вызвало, очевидно, бесплодный ропот и недовольство жителей этих местностей на Давида за лишение их такой святыни.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 16-17 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца

Величайшею милостию (Втор. 4:7) было, что Бог навеки поселился среди Своего народа в колене Иудовом (к которому принадлежит псалмопевец), на незначительном по природе Сионе, чрез что этот Сион стал замечательнейшею горою (гора тучная) и как бы предметом зависти для других гор. Гора Божия гора тучная (т.е. высокая гора, и потому величественный свидетель творческого Божия всемогущества; ср. Пс. 35:7) есть Васанская гора; гора холмистая – гора Васанская; псалмопевец хочет сказать: конечно, горы Васанские величественнее Сиона, но как Бог избрал его, то вы с завистию на него посматриваете. Вскую непщуете горы усыренныя? т.е. зачем вы злобно думаете (или: за что считаете) вы, горы усыренныя? т.е. зачем посматриваете с завистью? Гора, юже: зачем вы, горы усыренные, злобно посматриваете на Сион и думаете, что есть более достойные горы служить местопребыванием Божиим? Этот Сион Богом избран в жилище и притом навсегда, и поэтому несправедливы всякие косые взгляды на него.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–17 Гора Божия, гора тучная, гора усыренныя, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца

Палестина, в которой жил и действовал Давид, представляет собою страну гористую, в ней совсем почти нет местностей называемых равнинами. Она вся состоит из гор, из которых каждая имеет свое название, а потому Давиду как поэту, восхваляющему всемогущего и дивного в делах Своих Бога, естественно было обратить внимание и на эти горы. Но одной из гор он отдает преимущество пред прочими, как такой, к которой особенно благоволит Господь и которую избрал Он в жилище Себе. Это гора Сион, на которой была скиния Божия и храм с кивотом Завета, где благоволил жити Господь Своею благодатию. Он называет эту гору тучною, потому что она изобилует дарами благодати Божией для верных чад Божиих; называет ее еще усыренною (от слова «сыр», т.е. сгущенное, затвердевшее молоко; гора усыренная значит «гора, сыру подобная») в том смысле, что она доставляет живущим на ней обильное питание, а потому – приятная и вожделенная. Впрочем, оба эти названия горы, равно как и самая гора, употреблены здесь не в буквальном, а в переносном, прообразовательном смысле. Под именем горы псалмопевец разумеет (согласно с пророком, см. Ис.3:2) Церковь христианскую, как возвышающуюся над предметами житейскими, земными и стремящуюся к небу. Она есть гора Божия, как посвященная Богу, гора тучная, как исполненная благодати Божией, гора усыренная, как бы подобная сыру по твердости и непоколебимости содержимого ею учения веры. И потому она, как Царство Божие, имеет преимущество пред царствами земными (горами тоже усыренными, но в ином смысле), которые как бы ни возвышались, сколько бы ни высокомудрствовали о себе и о презираемой ими Церкви Божией (вскую непщуете, горы усыренныя): но верные чада Церкви Христовой пребывают вполне довольны своим преимущественным званием чад Божиих и тем сознанием, что Бог благоволил жити посреди их Своею благодатию и будет жить с ними «до конца, до скончания века» (Мф. 28:20). У блж. Феодорита под горою разумеется истинная Церковь Христова, а под холмистыми горами, непщующими гору Божию, – общества еретиков и неверующих, которые также именуют себя церквами [6, с. 310].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible