Скрыть
сѐ, человѣ́къ, и҆́же не положѝ бг҃а помо́щника себѣ̀, но ᲂу҆пова̀ на мно́жество бога́тства своегѡ̀, и҆ возмо́же сꙋето́ю свое́ю.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Се чeлoвек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего. Ибо предатель восхотел лучше взять деньги, нежели иметь помощником Иисуса. И возможе суетою своею, то есть, укрепился в том, чтобы наполнить суетное сердце свое, и не перестал нечествовать, раскаявшись в этом. Хорошо назвал суетою богатство и могущество, что показал и самый опыт; потому что не принесли они пользы ни Доику, ни ассириянам, когда последние были поражены пришествием единого Ангела и лежали не погребенными.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею

Как проповедник истины при посредстве слова делается винов­ником спасения бесчисленного множества людей, точно так же сильный в злобе посредством того же слова многим причинил смерть и гибель, разнося потопные глаголы и действуя мечом слова на гибель людям; в особенности же, когда он не только тела убивает своими наветами, но и души их своим льстивым языком ввергает в ложные и безбожные мнения. Поэтому и сказано в одном месте: «сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» (Пс.56:5). Таких нужно беречься больше, чем тех, которые причиняют (внешние) несчастья. К числу их принадлежит и Доик, который своей ложью и клеветой погубил священников Божиих. Какой суд Божий постигнет такого человека, объясняет настоящий псалом, обращая к сильному в злобе такие слова: «за это Бог истребит тебя до конца. Так как ты возлюбил злобу, то за это Сам Судия всех, Бог, прежде всего поразит тебя в твоем высо­комерии и надменности и унизит тебя, чтобы ты уже не хвалился более своей злобой; затем, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего, и корень твой (удалит) с земли живых». А по Симмаху: «поразит, – говорит, – тебя и выскоблит тебя из жилища твоего и искоренит тебя от земли живых навсегда; чтобы, видя это, праведные ужаснулись и посмеялись над ним, говоря: вот человек, который не положил в Боге силы своей, но возложил упование на богатство свое и укрепился в нечестии своем». Это сказано относи­тельно Доика, который, будучи родом сириец, жил среди Израиля, и может быть в народной толпе приходил в святой город и лице­мерно участвовал в служении Богу. Но это относится и ко всякому человеку, сильному в злобе, причиняющему языком своим подобно мечу гибель душам; его, как некоторый горький и гибельный корень, земледелец душ да исторгнет, хотя бы и случилось как-нибудь, что на короткое время он произрастет в селении Божием и в Его Церкви. Такой человек, лишенный чести и отринутый далеко от жилища святых, будет представлять из себя жалкое зрелище на пользу и вразумление смотрящих, которые, имея пред глазами реши­тельный суд Божий на такового, будут бояться и остерегаться, чтобы не подвергнуться тому же. Итак, приведя на память прежнее хвастов­ство сильного в злобе, его высокомерие и надменность, видя и после­довавшие затем его унижение и гибель, они станут смеяться над ним, сопоставляя, с какой высоты он ниспал в такие бедствия, и они примут суд Божий, признавая его справедливым.

Потом и о причинах они размыслят, по которым потерпел это нечестивый, оправдывая суд Божий. В самом деле, не должно гордиться богатством и надмеваться суетой настоящей жизни, полагаясь только на одного Бога, как на свою надежду и помощника и на этой надежде утверждаться. А он оставил эту благую надежду своего спасения, возложив свои упования на суетное богатство, не заслужив ничего, кроме смеха над его суетностью и безумной по­хвальбой.

Беседы на псалмы. На псалом 51

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 «Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут»: «Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею». Сонм праведных, говорит Пророк, исполнится особеннаго благоговения, увидев праведный суд Божий, в радости и восхищении посмеется безуспешности лукавства и такому прибытку настоящаго благоденствия.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 8-9 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею

Узрят праведнии и убоятся. Господь посылает видимые казни не как решительное наказание, а как средство к умалению зла между людьми и умножению добра, к укреплению праведных и покаянию грешных. Узрят праведнии поучительную казнь на грешника и приидут в больший страх к Богу, приемши опытное уверение в Божием благоволении к тому пути, каким они идут, и неблаговоление к пути противному, приидут также в больший страх и опасение за себя, помышляя о слабости человеческой и удобоприклонности на зло; и, боясь, как бы не поскользнуться о себе и не подвергнуться той же участи, усилят внимание к себе и преболезненнее припадут к Богу, Помощнику, Хранителю и Руководителю в добре.

И о нем возсмеются и рекут — в духовной радости о своей безопасности и благоденствии под кровом Божиим скажут во взаимное назидание себе и другим: вот участь человека, уповающего не на Бога.

Се, человек, иже не положи Бога помощника себе. Как страх Божий и упование на Него есть отличительное свойство праведных, — так забвение Бога и отчуждение от Него умом и сердцем есть отличительное свойство нерадивых и работающих страстям. Не содержат они в мысли, что Господь правит всем, что истинно безопасен только тот, кого Он обезопашивает, что во всех случаях жизни прочная и надежная помощь есть только та, которая нисходит от Его мышцы. Между тем как человеку нельзя быть без опоры, то он успокоивается на том, что есть под руками: уповает на богатство и на богатых, на силу или сильных или другое что. Опоры гнилы: и они падают, как листья. Но упова на множество богатства своего. И Доик мог быть богат или, не разделяя себя с Саулом, считать себя богатым его богатством. И возможе суетою своею — воображал себя сильным суетою, полагаясь на близость к Саулу и вес своего льстивого и лукавого пред ним языка. Богатство и сила, равно как покровительство богатых и сильных,— мечтательные и не чуждые страха надежды. Присвоивший же себя Богу и упокоивающийся на Нем блаженствует в своем благонадежии.

Толкование на некоторые псалмы

Евфимий Зигабен (†1118)

И рекут: се человек, иже не положи Бога помощника себе.

Праведники, говорит, скажут в рассуждении Доика: вот человек, который не имел в Боге помощника себе: ибо, предав Авимелеха и не покрыв его, как не знавшего причины, по которой прибегнул к нему Давид, таким, говорю, образом этот несчастный вооружил против себя Бога, Защитника и Помощника обижаемых.

Но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

Так как пастух мулов Саула—Доик был богат, почему Давид и говорит, что он надеялся на богатство свое. Или богатством называет злонравие Доика, по которому и в начале псалма назвал его сильным. Суетою здесь наименовал тоже богатство Доика, как бесполезное и безнужное, потому что во время бедствия его оно нисколько не помогло ему.

Слова Афанасия: приятнее было предателю получить золото, нежели иметь помощником Иисуса (в изд. Своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею

См. Толкование на Пс. 51:08

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   У́зрятъ пра́веднiи и убоя́тся, и о не́мъ возсмѣю́тся и реку́тъ:
Ст.9   се́, человѣ́къ, и́же не положи́ Бо́га помо́щника себѣ́, но упова́ на мно́жество бога́тства своего́, и возмо́же суето́ю свое́ю.


Ст.8   Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
Ст.9   «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».



Узрят праведнии, и убоятся, и о нем воссмеются
Т.е. праведные или благочестивые люди, увидев плачевный конец Доика и ему подобных, объяты будут страхом, исполнятся особенного благоговения, увидев праведный суд Божий; и о нем воссмеются, и рекут – «в радости и восхищении посмеются безуспешности лукавства и такому прибытку настоящего благоденствия» (бл. Феод.);
и рекут
Слова: возможе суетою, по св. Афанасию, значат: «укрепился в том, чтобы наполнить суетное сердце свое, и не перестал нечествовать».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею

Возможе суетою своею толкуют: он считал себя крепким суетою своею; но он был долгое время сильнее Давида, и именно вследствие лжи и клеветы (суета) пред Саулом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею

В изречениях этих стихов псалмопевец обращает внимание на то, какое действие произведет судьба Доика на людей праведных и благочестивых. Люди праведные, или добродетельные, говорит он, посмотрев на этого коварного и нечестивого клеветника (Доика) и на злосчастную участь его и ему подобных, объяты будут страхом и исполнятся особенного благоговения и, увидев в той участи праведный суд Божий, наиболее утвердятся в страхе Божием и получат спасительный урок, как бы подобным беззаконием не оскорбить Бога и не навлечь на себя Его праведный гнев. В то же время они и посмеются над тем, как безумен бывает человек, когда, забыв Бога, он возлагает все упование свое на множество богатства своего и считает себя сильным, в надежде на свои средства и свои суетные расчеты Доик сириянин и по рождению, и по воспитанию был язычник, но, приблизившись, по роду своих занятий, к дому царя Саула, он захотел стать в более близкие отношения к царю, достиг звания конюшего («старейшина от пастырь Сауловых, пасый мски Сауловы» 07(1Цар. 21:7) – современный шталмейстер) и, чтобы, оставаясь в этом звании, приобрести силу и влияние при дворе царя и еще более возвыситься, он решился переменить религию, а с нею вместе и весь внешний национальный облик, – словом, из сириянина захотел переделаться в израильтянина. Но приняв иудейство только внешним образом, без внутреннего сердечного убеждения, он в душе остался тем же коварным и злобным язычником, преследующим только свои честолюбивые и корыстные цели, почему он и решился так охотно исполнить безумное и злодейское распоряжение Саула (1Цар. 22:18–19). Вот это душевное состояние и изобразил псалмопевец, говоря о человеке, при воззрении на судьбу которого праведные убоятся, а потом посмеются о нем и будут говорить: вот человек, который не в Боге полагал силу и крепость свою, а надеялся на множество богатства своего и укреплялся (возможе) суетою своею.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible