Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Онѣмѣ́хъ и не отверзо́хъ у́стъ мои́хъ, я́ко Ты́ сотвори́лъ еси́.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил ecu. Укоряемый, молчал я, в точности зная, что Ты в наказание или вразумление мне определил, чтобы за это самое укоряли меня.
Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)
Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил ecи
См. Толкование на Пс. 38:09
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси». Ибо по Твоему попущению, говорит Пророк, наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу; а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимания не на него, но на Тебя наказующаго. Весьма же кстати приложил Пророк и следующее.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша
Третье же и последнее – для тех, кто получил от благодати Божией оружие и колесницы, чтобы побеждать в мысленной и невидимой брани. Им, духовник, говори, чтобы они презирали злые помыслы, которые им всевает диавол. Презирай их как лай маленьких собак, как скот, как насекомых, как ничто. Пусть не боятся ни угроз их, ни тех сластей, которыми они хотят их привлечь: 1) Веруя совершенно и уповая на безграничную силу Вседержителя Бога и на непобедимую помощь великого нашего Военачальника Иисуса Христа: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? И сия есть победа, победившая мир, вера наша; 2) Веруя и помышляя, что после Креста и смерти нашего Господа диавол не имеет никакой силы над нами, но он стал немощным и слабым, по написанному: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Поистине счастлив тот, кто сделал ум владыкой и вооружился благодатью, а, вооружившись, презирает как ничто все постыдные, хульные и лукавые помыслы. Нет большей победы и стыда для демонов как это презрение, как говорит преподобный Максим: «Те, кто лишь презирают (помыслы), презирают их всегда, а презирающий (их) находится в готовности, ибо уже вооружен благодатью» (в своих схолиях на 26 слово Лествицы). И мы говорим в примечании о помыслах хулы. И еще, потому что посредством такого презрения они остаются совершенно недосягаемыми для злых помыслов и демонов, говоря вместе с пророком Давидом: Онемех и не отверзох уст моих (Пс. 38, 10); Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною (Пс. 38, 2).
Евфимий Зигабен (†1118)
Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил ecи (это).
Добровольно, говорит, я казался не слышащим и не отворял уст, чтоб отвечать Семею; потому что Ты повелел ему поносить меня и проклинать: Господь, говорит, сказал ему проклинать меня (2Цар. 16,10), а мне Ты повелел молчать: ибо ты согрешил (Ты сказал Каину: Умолкни (Быт. 4,7)).
Слова Феодорита: По твоему, говорит, попущению, он неистовствовал, и при сем он уподоблялся бичу; а Ты наносишь мне посредством оного наказание. Потому— то в молчании я принимал удары, не на него взирая, а Тебя представляя наказующим.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-11 Онемех и не отверзох уст моих, яко ты сотворил еси. Отстави от мене раны твоя: от крепости бо руки твоея аз изчезох.
Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси
Псалмопевец говорит здесь: пред поносившим меня безумцем я как бы онемел, даже не открывал уст моих, потому что Ты, Господи, сделал это: Ты Сам повелел мне, как некогда Каину: «Не согрешил ли еси; умолкни» (Быт. 4:7). И вот я умолк, приняв твердое намерение молчать и смиряться пред Тобою, Господи.