Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 34:6
да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их
Обрати их в бегство, повелев преследовать невидимым Ангелам. Так находим в Писании, что и Ассирияне побиты Ангелом, и первенцев египетских поразил губитель. Тмою и поползновением называет падение; потому что претыкающиеся и подвергшиеся поползновению падают. А в доказательство правоты молитвы Пророк присовокупляет:
Евфимий Зигабен (†1118)
Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их
Да будет путь их тьма и ползок
Это великая и сильная клятва. Давид проклинает их так: Когда они будут бежать, чтоб спастись, да будет путь для них мрачный, чтобы не видели; куда идти, скользки, чтобы падали на нем.
И Ангел Господень, погоняяй их
Не только, говорит, пусть понесут враги мои выше сказанные бедствия, но и Ангел оскорбляющий пусть преследует их. Итак, чего не перенесут сии несчастные, когда и глазами не будут видеть по причине тьмы, ни ногами не возмогут ходить по причине скользкости пути, и когда сверх того будут преследуемы и гонимы страшным ангелом?
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень погоняяй их:
То есть, не токмо бежать принуждены будут, но и без всякия помощи в погибель низвержены будут; ибо бегущим часто помогает сведение мест, куда бегут, також безопасная и гладкая дорога, или по крайней мере медленное шествие, ежели путь случится не удобен. Но здесь все сии пособия исчезают: ибо Пророк предсказывает, что они бежать принуждены будут во тьме, и чрез путь скользкий, дабы ни очи, ни ноги должности своея отправлять не могли, и притом преследующу созади и зельно гонящу их Ангелу Господню, так что по нужде надобно будет им низринуться в стремнину и погибнуть. Все сие ныне исполняется на Иудеях и на других гонителях Христа и церкви, которые по праведным судьбам Божиим обращаются во тьме неведения, и на скользком пути скверных похотей: они, гонящу их гневу Божию, ежедневно впадают еще в большие грехи, и к вечной смерти с величайшею скоростию поспешают. Но яснее исполнится в страшный день суда: тогда бо нечестивые постыдятся и посрамятся стыдом неизглаголанным, и возвратятся вспять, то есть, стремглав хребтами низринутся в пропасть геенскую, Божию правосудию понуждающу их, и притом без всякия помощи, подобно как падает и низвергается в пропасть тот, который, во тьме чрез скользкий путь, другому гонящу, поспешать принужден бывает.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 Да будут яко прах пред лицем ветра, и ангел Господень оскорбляя их: да будет путь их тма и ползок, и ангел Господень погоняяй их
«Ангел Господень да прогоняет и преследует их» - указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. - «Путь их темен и скользок» - их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень погоняяй их
По-русски: «Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их». В зимнее ненастное время горные пути в Палестине бывают настолько скользки, что идти по ним обычным ходом нельзя, а можно только с большими затруднениями пробираться ползком, особенно в темную ночную пору. Таким образом, Давид молит Бога, чтобы Он поставил врагов его в такие трудные условия, при которых затруднительно и даже совершенно невозможно преследование с войском. Пусть, говорит он, гонители мои будут застигнуты мраком ночи и путь их сделается скользким, так чтобы они увидели и сознали полную невозможность преследовать меня и, отказавшись от своего злобного намерения, пусть скорее бегут назад, домой, как бы гонимые невидимо ангелом Господним. В изречениях 4-го и 5-го стихов некоторые отцы и учители Церкви усматривают пророчество о посрамлении иудеев и других гонителей Христа и Церкви Его, которые, по судьбам правды Божией, обращаются во тьме неведения и рассеяны, как прах пред лицом ветра, по всей вселенной.